Корреспондент: Железная мисс. Интервью с Кондолизой Райс
Экс-госсекретарь США Кондолиза Райс рассказала Ксении Карпенко в № 37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года, как судили бы Юлию Тимошенко в Америке, почему ее так беспокоит Россия и как она из дочери афроамериканского священника превратилась в одного из самых влиятельных политиков мира
Одна из самых влиятельных американок современности, экс-госсекретарь США Кондолиза Райс, менее всего похожа на железную леди: эта 57-летняя хрупкая женщина выглядит утонченно и стильно. Однако у нее за плечами опыт человека со стержнем, умеющего преодолевать препятствия: девочка из бедной семьи, выросшая в эпоху расовой сегрегации, Райс стала первой афроамериканкой, занявшей столь высокий пост в иерархии американской власти. В жертву успеху она принесла собственное семейное счастье, так и оставшись одинокой.
Райс занимала пост госсекретаря на протяжении четырех лет, с 2005-го по 2009-й, при президенте Джордже Буше-младшем. В его администрации она прослыла сторонницей решительного вмешательства США в проблемы горячих точек планеты и показала себя яростным критиком российской внешней и внутренней политики. Несмотря на статус куратора внешней политики, Райс отличалась жесткостью суждений, не свойственной дипломатам.
Несмотря на статус куратора внешней политики, Райс отличалась жесткостью суждений, не свойственной дипломатам.
Она и сейчас не склонна к излишней дипломатичности, что Райс и доказала в интервью Корреспонденту, когда говорила об опасностях для Президента Украины Виктора Януковича, суде над экс-премьером Юлией Тимошенко, украинской неспешности в деле развития демократии и угрозе для мира со стороны Ирана.
- В 2004 году во время оранжевой революции об Украине говорил весь мир. Сейчас об Украине говорят меньше и в другом свете…
- Да, вы правы. Но все же мировые лидеры понимают, что Украина - это огромная страна, и она играет важную роль в геополитике мира. Да, в Америке уже не говорят так восторженно о ней, как это было в период оранжевой революции. Наоборот, рядовые американцы выражают обеспокоенность демократической ситуацией в Украине и независимостью ее судебной системы. Американские СМИ пристально следят за предвыборной кампанией в Украине - ведь парламентские выборы станут еще одним индикатором уровня демократического развития вашей страны.
- Мы встречаемся в интересный момент: в Америке в разгаре президентская гонка, а в Украине - борьба за депутатские мандаты. Чему Украине стоило бы поучиться в плане культуры избирательного процесса?
- Демократия требует времени, и это официальная Америка понимает. Но Украина должна понять, в свою очередь, важность постоянного движения вперед по пути к демократии. Но пока вы делаете два шага вперед и один назад.
Однако я приятно удивлена, что молодежь в Украине интересуется политикой, разбирается в проблемах страны и понимает, в каком государстве она хочет жить в будущем. После оранжевой революции Украина никогда не будет прежней, потому что люди здесь думают иначе и хотят жить иначе. У меня много украинских студентов [Райс - проректор Стэнфордского университета] - прекрасные талантливые ребята. Я вижу, что новое поколение Украины - это свободные люди, часто бывающие в Европе, свободно владеющие английским и очень эрудированные.
- Преследование экс-премьера Юлии Тимошенко в Украине и на Западе многие считают политически мотивированным. Если бы такой процесс случился в США, как это дело рассматривали бы в американских судах?
- Хороший вопрос. Дела такого рода, прежде всего, показывают уровень доверия общественности к судебной системе - насколько они [суды] независимы и политически незаангажированы.
Я лично знаю Тимошенко, я переживаю за ее здоровье и постоянно думаю о том, что дело против нее может быть политически мотивированным
В моей стране есть политики, которые отбывают срок в местах лишения свободы, потому что они совершили преступления. Но в то же время их вина не вызывает ни у кого сомнений, как не вызывает сомнений и справедливость и незаангажированность американских судей. К примеру, у нас приговор выносит суд присяжных, который состоит из независимо отобранных людей. Я не помню ни одного случая, чтобы общественность выражала сомнения в справедливости и независимости судебной системы США. Это о многом говорит.
В Украине же дело Тимошенко поставило под сомнение независимость судебной ветви власти. Я лично знаю Тимошенко, я переживаю за ее здоровье и постоянно думаю о том, что дело против нее может быть политически мотивированным. Америка и Европа пристально следят за развитием этого громкого дела, ведь оно несет большие имиджевые и репутационные риски для вашей страны.
- Вы крайне критично высказывались о ситуации с демократией в России. Как охарактеризуете демократию в Украине?
- Меня настораживает то, что происходит сейчас в России, в частности независимость судебной системы. Там людей сажают в тюрьмы за то, что они высказывают свои политические взгляды. Меня беспокоит будущее демократических институтов России.
В Украине наибольшее беспокойство вызывает дело Тимошенко. И если оно не решится положительно, нужно быть готовым к тем вопросам, которые мировая общественность будет ставить Украине. Также важна свобода слова - ведь крайне важно, чтобы представители СМИ могли не только задавать любые вопросы чиновникам, но и впоследствии могли напечатать их ответы.
- В Украине идет процесс сворачивания демократических свобод?
- Скажу так: пока я не вижу, что Украина находится в постоянном движении на пути к демократии.
- В Украине чиновников часто подозревают в коррупции, да и сами они дают почву для этого. К примеру, едва ли не каждый член Кабмина - миллионер, причем в декларациях их доходы практически не зафиксированы. Расскажите, на чем вы ездите, где живете и как это отображено в вашей декларации?
- (Смеется.) Хороший вопрос. Если вы задаете аналогичные вопросы вашим лидерам - это хороший знак демократических процессов в стране. У меня дорогая и комфортабельная машина, и, будь я чиновником, я обязательно ответила бы на этот вопрос. Что касается налогов, то мы, американцы, в этом крайне щепетильны. Мы платим много налогов, но мы всегда лишний раз перепроверим, не переплатили ли. У американцев есть какое-то врожденное чувство, что платить налоги - это правильно, ведь мы знаем, куда будут потрачены деньги.
Конечно, в Америке чиновники подконтрольны обществу, они говорят о своих доходах открыто и отображают [их] в декларациях. Обычные граждане, коих я представляю на данный момент, могут не отвечать на такие вопросы.
Но также крайне важно воспитывать в обществе уважение к богатым людям и учиться радоваться чужим успехам. Без этого капитализм в стране никак не построишь.
- Каким видите будущее американско-украинских отношений?
- В США живет много выходцев из Украины. Я вам скажу, это прекрасные люди. И конечно, хочется, чтобы наши отношения развивались как можно стремительнее в сфере торговли и образования.
- Может ли Президент Виктор Янукович заиграться настолько, что США введут санкции против Украины?
- Я не могу предсказывать. Виктор Янукович - Президент Украины, и мы это уважаем. Другой вопрос, что вы, украинцы, должны делать подотчетными своих лидеров, которых сами же и выбрали. Это фундамент, делающий демократию демократией.
- На предстоящих выборах в Америке вы поддерживаете республиканца Митта Ромни. Он четко дал понять, что в случае победы продолжит участие Америки в военной кампании в Афганистане, пообещал усилить давление на Иран, а также, возможно, начать военную операцию в Сирии. Насколько мир готов ко всем этим войнам? Это ведь колоссальные финансовые потери и тысячи человеческих жизней.
- Ситуация на Ближнем Востоке на данный момент оставляет желать лучшего. В Сирии войска правительства жестоко убивают гражданских, а сирийский хаос распространяется на всю территорию Ближнего Востока.
Мы недавно были с делегацией в Афганистане - нам еще многое предстоит сделать там для того, чтобы убедиться, что ситуация стабилизируется. Также мы вынуждены помочь населению Сирии противостоять режиму Башара Асада. Но мы ни в коем случае не хотим войн - ни в Сирии, ни где-либо еще. К примеру, против Ирана мы ввели санкции для того, чтобы предотвратить использование этой страной ядерного оружия. Но даже президент [Соединенных Штатов Америки] Барак Обама заявил, что, если другого выхода не будет, мы начнем военные действия. Пока ясно одно: нельзя допустить, чтобы Иран применил ядерное оружие.
- Масштабные военные кампании дестабилизируют экономику. У США на данный момент нет достаточного количества денег для финансирования таких мероприятий, поэтому ваша страна постоянно заимствует у Китая.
- Я не могу предугадать ситуацию. Знаю одно: никто не выиграет, если Иран примет на вооружение ядерный арсенал. И тут мы должны понимать, что если так случится, то это означает полную дестабилизацию Ближнего Востока.
- Ваша карьера - наглядный пример американской мечты. Вы родились в небогатой семье священника, а ваше детство пришлось на тяжелое время расовой сегрегации. Но в итоге вы достигли высших госпостов. Карьерные успехи ошеломляют, но вы не устроили личную жизнь [у Райс нет мужа и детей]. Можете сказать о себе, что пожертвовали многим ради карьеры?
- Вы знаете, всем успешным людям приходится чем-то жертвовать. Невозможно усидеть на двух стульях сразу. Если ты крайне успешен в своей карьере, значит где-то что-то упустил. И иначе нельзя, это ведь вопрос приоритетов. Все начинается еще в юности: друзья зовут тебя потусоваться в ночной клуб, а ты сидишь за книжками. И это тоже своего рода жертва. Но лично я не чувствую, что я чем-то пожертвовала. Мне в этой жизни повезло, у меня прекрасные друзья и семья. Я живу наслаждаясь жизнью и предпочитаю делать это и дальше.
- Что вам больше всего запомнилось за время визитов в Украину?
- Мне очень нравится ваша традиция встречать гостей хлебом-солью. А еще об Украине мне напоминает самовар, который я купила в Киеве в 1979 году. (Тогда Райс в качестве студентки, изучавшей Советский Союз, побывала в столице УССР.) Он очень красивый, стоит дома на видном месте. Ну и, конечно, Ялта - в мире нет места красивее, чем этот городок.
***
Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.