100 шедевров живописи. В Киеве открылась уникальная выставка
27 сентября в Киеве в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась уникальная выставка - 100 картин европейских художников VI-XVIII веков, составляющих золотой фонд музеев Украины. Многие из них публика увидит впервые.
В нее вошли 100 шедевров из девяти музеев, придирчиво отобранных российскими и украинскими специалистами. И те и другие считают получившееся собрание уникальным.
"Выставка очень большая, представляет самые разные школы, самые выдающиеся произведения, показывает уникальность украинских [музейных] коллекций", - рассказал еженедельному журналу Корреспондент российский куратор Вадим Садков, сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. Пушкина.
С 27 сентября до 11 ноября лучшие произведения старых мастеров из коллекций отечественных музеев представлены в столичном Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко на выставке под названием Європейський вимір.
Название, по словам куратора выставки Елены Живковой, заведующей отделом западноевропейского искусства музея Ханенко, призвано подчеркнуть европейскую историю страны.
"Украина всегда принадлежала к Европе, что эта выставка лишний раз и доказывает", - рассказала Живкова журналу Корреспондент.
Как утверждают специалисты, впервые за всю историю независимой Украины - а возможно, и вообще впервые - в рамках одной экспозиции собрано такое количество произведений западноевропейской живописи, каждое из которых может именоваться шедевром, а также имеет собственную историю и особую судьбу. Настолько особую, что между собой искусствоведы и музейные работники окрестили эту выставку .
На выставке немало работ художников с мировым именем - голландцев Халса и Питера Рубенса, итальянца Бернардо Строцци, испанца Франсиско де Сурбарана и других. Причем многие из представленных картин, несмотря на свою высокую художественную ценность, неизвестны широкому зрителю не только в России, но и в Украине: ради этой выставки многие музеи разворошили свои запасники.
В ходе подготовки выставки большинство произведений были отреставрированы, получили новые рамы или обновили старые, а около 30 картин неизвестных художников обрели наконец авторство. Это, например, , оказавшийся работой итальянского художника Томмазо Салини, и кисти датчанина Карела Слабберта.
А некоторые картины и вовсе получили полную историю - имя автора, кто или что там изображено, имя заказчика. Так случилось с портретом неизвестного мальчика работы неизвестного художника, оказавшегося более чем известным французом, чьи работы представлены в Лувре. В частности, многие видели его культовое полотно Три грации.
"Это Жан-Батист Реньо, блестящий живописец из окружения Наполеона Бонапарта. По заказу Николая Репнина-Волконского, героя Аустерлица, а позже - генерал-губернатора Черниговской и Полтавской губерний он изобразил его сына Василия Репнина, будущего приятеля Тараса Шевченко и одного из первых слушателей гоголевских Мертвых душ", -увлеченно рассказывает историю полотна Живкова.
Были и неприятные сюрпризы, отмечает . Отвечая на многочисленные жалобы посетителей московской выставки, не увидевших на ней знаменитый кисти Диего Веласкеса из музея Ханенко, Садков заявил, что это работа не знаменитого испанца, а его менее знаменитого земляка Хуана Батиста дель Масо, ученика и зятя Веласкеса.