Корреспондент: Денежный стриптиз. Финансовая прозрачность убила коррупцию и возродила криминал в Норвегии

3 октября 2012, 10:17
💬 0
👁 231

Величина зарплаты и банковского счета каждого жителя Норвегии находится в свободном доступе на сайте местной налоговой. Финансовая суперпрозрачность наповал убила коррупцию и возродила криминал в стране, - пишет Екатерина Иванова в № 38 журнала Корреспондент от 28 сентября 2012 года.

Золотое правило “заплати налоги и спи спокойно” в Норвегии, как ни странно, не работает. И коррупция тут ни при чем. Раз в году спокойную и размеренную жизнь родины Генрика Ибсена и Кнута Гамсуна сотрясает налоговое управление правительства, публикуя в открытом доступе финансовую отчетность по каждому гражданину страны.

Данные о доходах, накоплениях и уплаченных налогах, а также место каждого в общенациональном рейтинге, составленном на основании этих цифр, налоговики выкладывают в интернет, на специальный сайт skattelister.no.

Таким образом, Норвегия занимает высокую позицию в рейтингах стран, свободных от коррупции. В силу отлаженной системы ее граждане не могут скрывать друг от друга свои доходы, что, соответственно, лимитирует их траты: все, что выходит за финансовые рамки, будет тут же замечено.

Данные о доходах, накоплениях и уплаченных налогах, а также место каждого в общенациональном рейтинге, составленном на основании этих цифр,налоговики выкладывают в интернет

Также это делает жителей Норвегии психологически уязвимыми и доставляет им дискомфорт, полагает Тронд Моэ, норвежец, соучредитель и глава украинской компании Eastern Europe Group, специализирующейся на консалтинге в сфере рисков и возможностей инвестирования в странах Восточной Европы. Ведь в открытый доступ попадает информация не только о политиках и звездах шоу-бизнеса, но и о рядовых гражданах. Миллионы клерков, сидя у мониторов, с пристрастием изучают, сколько зарабатывают их соседи, коллеги или начальники.

“Это не очень приятно, когда все соседи сравнивают [доходы друг друга] и в зависимости от этого выстраивают рейтинги богатых и бедных, - объясняет свою позицию Моэ. - Я знаю множество людей, которые рыщут по этой базе из зависти”.

Впрочем, этическая сторона вопроса еще не все. В последние годы все больше и больше норвежцев становятся легкой добычей для воров: вычислить состоятельных жертв с помощью базы данных не представляет труда.

“Многие стали бояться криминала”, - утверждает Бьерн Старк из Осло, работающий программистом в компании Software Innovation.

Чужие деньги

Мортен Сортодден, активист норвежской правозащитной организации PION, в 2010 году заработал 375,5 тыс. крон (чуть более $ 65 тыс.), уплатив при этом свыше 131 тыс. крон (почти $ 23 тыс.) налогов.

“Я нисколько не возражаю против того, что люди могут погуглить мое имя и увидеть мой доход, - признается Сортодден. - Если их это беспокоит - ради бога”.

Своим правом на конфиденциальность он готов пожертвовать во благо страны. “Эта открытость - хороший инструмент для борьбы с коррупцией, что делает наше общество более прозрачным”, - говорит норвежец.

Однако не все сограждане поддерживают Сортоддена. Финансово обнажаться перед страной, по данным опроса, проведенного Ассоциацией налогоплательщиков Норвегии в 2008 году, согласен лишь каждый третий ее гражданин, еще 20% это никак не заботит. В то же время 46 % респондентов пожелали бы сохранять информацию о своих доходах и расходах в тайне.

Моэ считает, что тем, кто тяжело работает и хорошо зарабатывает, эта система не нравится. Но есть и такие, замечает он, кто радуется, получив доступ к частной информации: “Вероятно, потому, что им просто нечего делать”.

Если до 2002 года для того, чтобы получить такие данные о знакомых и соседях, нужно было обращаться лично с заявлением в налоговое управление, то в 2002-м эта информация стала публичной.

Делать, по-видимому, нечего 40 % жителей страны. Именно столько норвежцев, согласно результатам опроса Ассоциации налогоплательщиков, признались, что искали информацию о знакомых, соседях и коллегах из праздного любопытства.

В Норвегии никогда не делали большой тайны из информации о доходах и налогах. Причем если до 2002 года для того, чтобы получить такие данные о знакомых и соседях, нужно было обращаться лично с заявлением в налоговое управление, то в 2002-м эта информация стала публичной.

О доходах и налогах норвежцев еще в прошлом году можно было прочитать не только на официальном сайте налоговиков, но и в электронных версиях практически всех местных средств массовой информации. Возмущение рядовых граждан по этому поводу власти услышали в 2004 году, когда правительство возглавили консерваторы во главе с Кьеллом Магне Бондевиком. Они инициировали запрет на онлайн-публикацию данных, мотивируя его тем, что ущерб, причиняемый открытостью системы, значительно превышает пользу.

Но уже три года спустя либеральное правительство, пришедшее на смену консерваторам, публикации разрешило. А в 2011-м описывать в СМИ содержимое чужих кошельков запретили вновь.

Как бы там ни было, Норвегия является единственным государством в мире, где существует возможность получить чей угодно финансовый профайл с помощью пары кликов компьютерной мышью. Разве что в соседней Швеции информация о налогоплательщиках - правда, только со средними и выше средних доходами - находится в публичном доступе.

В США и странах Западной Европы раскрытие личной информации граждан возможно только с их личного согласия или по требованию суда.

Личное дело

Открытость налоговой информации в Норвегии не только делает много шума, но и приводит к нешуточным последствиям. По словам Сив Йенсен, лидера правой Партии прогресса, школьники из менее благополучных семей стали объектом травли со стороны отпрысков состоятельных родителей.

Оценили систему и любители легкой наживы. “Кражи участились, после того как были открыты границы для новых стран Шенгенской зоны - Румынии и стран Балтии”, - говорит Моэ. При этом норвежцы, напоминает он, в отличие от украинцев, какими бы состоятельными они ни были, не прячутся за двухметровыми бетонными заборами. Также, как правило, они не вооружены и не имеют охраны. Это и делает их легкой добычей для воров, вычисляющих своих жертв через Сеть.

Согласно данным Eurostat, количество квартирных краж в Норвегии с каждым годом увеличивается. В 2007-м полиция зафиксировала 6,7 тыс. ограблений, в 2008-м - 8,1 тыс., в 2009-м - более 9 тыс.

Школьники из менее благополучных семей стали объектом травли со стороны отпрысков состоятельных родителей

Шквал критики, обрушившейся в последнее время на систему, заставил правительство несколько ужесточить доступ частных лиц к информации о доходах и налогах. Теперь, чтобы ее получить, необходимо зарегистрироваться на skattelister. no, указав свой идентификационный номер. Также у интернет-изданий забрали принадлежавшее им ранее право размещать списки налогоплательщиков на своих сайтах.

Тем не менее этих мер недостаточно, считают норвежцы. Моэ уверен, что для соблюдения принципов прозрачности доступ к такой информации должен быть у журналистов, юристов, бухгалтеров, но превращать это в массовый финансовый стриптиз не стоит.

Поскольку нынешнее правительство - коалиция социалистов и аграриев - не считает, что финансовые данные граждан должны быть в закрытом доступе, Моэ возлагает надежды на следующие парламентские выборы и победу оппозиции, придерживающейся в данном вопросе противоположного мнения.

“То, сколько зарабатывает каждый норвежец, - личное дело между налогоплательщиком и правительством”, - убежден и Джон Стордранж, директор Ассоциации налогоплательщиков Норвегии

***

Этот материал опубликован в №38 журнала Корреспондент от 28 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: интернет налоги журнал Корреспондент коррупция Норвегия доходы