Троицкий: Украина - это не только политики и убийцы
ГОГОЛЬFEST-2012, который только что завершился в Киеве, продемонстрировал сумасшедшую жажду встречи среди творческих людей - об этом в интервью ВВС Украина сказал инициатор фестиваля Владислав Троицкий.
Хотя действо происходило не в привычном еще несколько лет назад Мистецьком Арсенале, и даже не на киностудии имени Александра Довженко, приютившей фестиваль в 2010-м, а на заводе металлических конструкций в толще киевской промзоны на Выдубичах, его вдохновитель с восторгом утверждает, что остался совершенно доволен результатом.
Более того, теперь, по его словам, есть планы превратить уже опробованные нашествием молодых художников, музыкантов и театралов склады и цеха в постоянно действующее арт-пространство для "непричесанного" искусства, которого так не хватает в Киеве.
В тот момент, когда фестиваль подходил к завершению, Владислав Троицкий поделился с ВВС Украина своими впечатлениями от его проведения.
Владислав Троицкий: На самом деле я очень рад, что решился на эту авантюру. Потому что исходный посыл неправильный - так, как мы делали в этом году фестиваль, делать нельзя. Всего чуть более чем за месяц мы взяли и решили делать, не имея бюджета, а лишь пространство. И минимальные деньги, которые обеспечивали только инфраструктуру, не говоря уже о контенте.
Я бросил клич - а это была середина августа, все в отпусках, практически никого нельзя собрать - но, тем не менее, через интернет я обратился со словами: фестиваль будет, давайте приходим и под лозунгом "своими силами" сделаем пространство для себя.
Потому что нам же навязывают катастрофическое восприятие жизни: все, мол, пропало, экономика и вообще Украина - все плохо. И политики рассказывают, как они друг друга не любят и как они все любят Украину. У них такая мантра. Но, чем дальше, тем я больше понимаю, что у них своя жизнь. Она очень насыщенная, полнокровная, но она очень мало касается нормальных людей.
И вот она - эта история людей с нормальными глазами, со своей мечтой, с собственным ощущением жизни. Вот для этих людей и эти люди должны сделать этот фестиваль. И отклик этих людей, их отклик - как это все вдруг из пространства фестиваля будет превращаться в театральное, визуальное, музыкальное, киношное арт-пространство - меня настолько захватил! Я прихожу и наслаждаюсь другой жизнью. Не той, которую обычно вижу через медиа или той, которую я вижу на улице, а будто совсем с другой планеты здесь появились люди. И ты понимаешь, что на самом деле это и есть настоящая Украина.
ВВС Украина: Сначала все действительно выглядело несколько "плохо" - фестиваль выселили из Мистецького Арсенала, а в прошлом году его вообще не проводили. И в этом году до сих пор складывается впечатление, что ГОГОЛЬFEST происходит вопреки всему. Кто вас поддержал? Трудно было подготовить действо?
Владислав Троицкий: И трудно, и легко. Потому что я даже не знаю всех людей, которые его делают. В том-то и дело, что фестиваль стал не вертикально организованной структурой, которая имеет бюджет и распределяет его в каких-то направлениях, а люди сами находили возможности - организационные, или художественные, или финансовые - и сами готовили программу. Я, в принципе, в это никак не вмешивался. Я им сказал "плодитесь, живите".
И самоорганизация этого фестиваля меня завораживает. Здесь действительно немного охраны как на такую большую территорию, на такое количество людей, но фактически не бывает конфликтов, все происходит мирно и радостно, потому что люди чувствуют себя свободными. Они не задавлены каким-то официозом или гламуром. Это их жизнь. Не моя жизнь, еще раз говорю - это их жизнь. В этом и радость этого фестиваля.
По поводу того, что он происходит "вопреки" ... я бы сказал - "благодаря". Благодаря этим людям. Кто эти люди? Это и те, которые рисуют, и те, которые играют, и те, которые показывают свое кино, и те, которые приходят. Они приходят не просто потреблять, они приходят делиться своей радостью встречи.
Вот эта атмосфера радости встречи, создание своего мира - это феномен и достижение фестиваля.
А что касается Арсенала, - это объективная история, потому что там был ремонт. Наталья Заболотная, которая пришла тогда в дирекцию учреждения, должна была выстраивать полностью новую инфраструктуру. И понятно, что у нее есть свои планы. И она в этом году даже предлагала нам войти короткой программой во время книжной ярмарки, которая пройдет в начале октября, но я понимал, что мы не поместимся туда. Гогольфест - это больше, чем, например, три дня. Он не может существовать три дня, он должен заполнять минимум неделю, чтобы люди услышали, встретили ...
То же самое - киностудия Довженко. Это был один период, но дальше, так как киностудия постоянно сдает свое пространство в аренду, входить в щели между коммерческой арендой некоммерческому фестивалю практически невозможно. Сейчас мы ведем активные переговоры с горадминистрацией о том, чтобы все-таки в следующем году они нас реально поддержали. Надеюсь, что так и будет.
ВВС Украина: В этом году вам не помогли?
Владислав Троицкий: На самом деле в день открытия фестиваля мне позвонили из управления культуры и спросили, чем помочь. Они помогли организовать милицию, скорую помощь. Нас не закрыли представители МЧС и вроде бы нам дают 100 тысяч гривен - по крайней мере, у них было такое намерение.
Это, безусловно, помощь, но это не решает проблем. Понятно, что фестиваль - это более дорогая история, особенно, если планировать приглашение зарубежных исполнителей. Чтобы это была не только украинская толока, а такое себе место встречи европейского и русского искусства. Такой прекрасный мост - не конфликтный, не конфронтационный, не против России, не против Европы, а за Украину. Чтобы это происходило здесь, и чтобы и те, и другие с уважением относились к этой территории и презентовали свои волшебные достижения.
Фестваль как форма протеста
ВВС Украина: Нынешний фестиваль начался манифестом французского правозащитника Стефана Эсселя, в котором он, по сути, призывает каждого человека выступить против того, что его не устраивает. Против чего выступает ГОГОЛЬFEST?
Владислав Троицкий: Против равнодушия к своей судьбе. Против того, что нельзя лечь, погрузиться в уныние и обреченность потому, что у тебя не сложилось. Что неудачная страна, неудачная власть, денег нет и так далее.
Жизнь показывает, что мы сами ее хозяева, нашей судьбы. И мы хозяева этого города, этой страны. Если кто-то думает, что хозяева - они, ну это у них свой междусобойчик. Мы должны выстраивать свое гражданское общество. И протест - это не то же самое, что выйти на улицу и кричать "долой". Этот вопрос конструктивный - ты сделай что-нибудь. Сделай! Неважно, что - спектакль, напиши симфонию, дай услышать другим людям, сделай, в конце-концов, фестиваль.
Именно эта форма протеста является наиболее творческой и наиболее продуктивной, потому что сам по себе протест утомляет. Ну, о'кей, я скажу в очередной раз - власть не та. И дальше что? А где та? Ну где та? Между кем и кем выбирать? Между синими и оранжевыми? Покажите, ребята, что вы делаете? Что вы делаете для того, чтобы молодежь могла гордиться своей страной? Что вы делаете такого, чтобы учитель не чувствовал себя маргиналом и изгоем в этой стране? Или актер. Или композитор. Чтобы страна гордилась этими людьми. Чтобы героями этой страны были не политики или олигархические бизнесмены, которые тем или иным способом получили свои деньги, а чтобы героями были те, кто, собственно, формирует лицо страны.
Лицо страны - это не олигархи. И не наш президент. И не наш премьер-министр. Лицо страны - это музыканты, архитекторы, врачи, учителя. Это лицо страны. Они определяют наше будущее.
ВВС Украина: ГОГОЛЬFEST в этом году в определенной степени стал квинтэссенцией ситуации с молодежным искусством по всей Украине, при которой концерты проходят на заводах, выставки - в подвалах, театры вообще выступают на улицах. На сколько это помещение является пригодным для художественного пространства и вообще, на сколько приемлема вся та ситуация, когда молодые люди не могут найти себе места в домах культуры, дворцах искусств и идут в промзоны?
Владислав Троицкий: На самом деле, вся Европа занимается конверсией промзон в арт-кластеры. Это не изобретение Украины. И в Москве это происходит, и в Берлине, и в Будапеште, и в Лондоне. Это нормальная история.
Безусловно, есть консервативные институты в виде государственных театров, в виде галерей, которые в силу своей инерционности очень медленно реагируют на новые тенденции в искусстве, в языке театра, музыки. Где-то это может проявляться. И вот эта непричесанная энергия, а в действительности - целительная энергия ГОГОЛЬFESTа как пространства - она дает прорасти.
Дальше, конечно, возникает следующий вопрос: что с этим делать? Ну вот, произошло, казалось бы, а дальше нужно культивировать. Далее должна формироваться некая стратегическая парадигма так называемого оранжерейного плана. Когда ты понимаешь, что это перспективно по той, или иной причине, то уже начинаешь культивировать в этом русле режиссеров, обучать их, кинорежиссеров, музыкантов. Ороганизовывать культурный контекст, критический контекст, медийный контекст. И тогда налаживать коммуникацию с внешним миром.
Понятно, что, например, через концентрированное выражение на Гогольфесте гораздо проще организовывать так называемые шоукейсы для иностранных продюсеров, чтобы размыкать культурное пространство Украины во внешнем мире. И, конечно, продюсеры, директора фестиваля, программные директора выставок могут приехать на какой-то официоз, которого на самом деле не так много. Или же они приедут на что-то такое вот непричесанное, где есть гораздо больше надежды найти что-то свежее, энергичное, с новым языком.
В принципе, в этом и заключается начальная миссия Гогольфеста - открывать Украину для Украины, потому что мы о ней, об Украине настоящей, толком ничего не знаем. Мы слепо доверяем медиа, которые говорят, что Украина - это политики, убийцы ... Что у нас в новостях? Убили кого-то, еще раз убили кого-то, и политики дерутся между собой. Все - вот наша Украина ... Но Украина - это другое. И открывать это другое для Украины и для мира - тоже функция ГогольFestа.
Творческим людям необходимо пространство "со своей конституцией"
ВВС Украина: Есть ли планы превратить это помещение на Выдубичах в художественный центр, по аналогии с проектами в Европе и России?
Владислав Троицкий: Именно сейчас я пришел с переговоров с группой московских архитекторов, работавших над известным проектом "АРТСтрелка". Речь шла о том, чтобы превратить завод в арт-кластер. Чтобы здесь был такое мультидисциплинарное, постоянно действующее культурное пространство, где были бы театры, галереи, музыкальные площадки, клубы альтернативной музыки, академической музыки. Чтобы любой человек из Украины понимал, что может приехать в это демократическое пространство не только чтобы показать, что он приобрел, но еще и получить знания. Потому что одновременно мы обсуждаем, как выстроить систему иного образования в культуре, в искусстве и так далее.
ВВС Украина: Только в день открытия фестиваль посетили более 15 тысяч человек. Означает ли это, что спрос на такое молодое искусство в Украине есть, даже если его не всегда демонстрируют в легкодоступных местах?
Владислав Троицкий: На самом деле, есть просто сумасшедшая жажда встреч. И 16 тысяч - это с учетом того, что многие не смогли доехать на открытие, тут же была пробка. Каждый день приходили тысячи людей, и многие из них по несколько раз. И если бы немного обустроить это пространство - не слишком, а совсем немного - оно бы просто кипело своей жизнью. В Киеве такого пространства, такой территории не хватает. Ее просто нет.
ВВС Украина: Но есть люди, которые могут что-то показать. И есть люди, которые готовы это смотреть. Почему им до сих пор негде встретиться?
Владислав Троицкий: Так вот для этого нужно создать такое пространство - демократическое, открытое, со своими правилами игры и конституцией. Государству сложно это придумать. Это может находиться только на частной территории - это один вариант, или, если государство продвинутое, то можно создавать частно-государственное партнерство. Я больше рассчитываю на личное, потому что так проще договариваться и понятнее правила игры.
ВВС Украина: Так значит все это, что ГОГОЛЬFEST-2013 будет?
Владислав Троицкий: Я убежден, что будет. Уверен. Возможно, он состоится на территории ВДНХ. Или здесь (на заводе металлоконструкций на Выдубичах - ред.), если здесь не начнется капитальная реконструкция. Посмотрим. Я думаю, решение по поводу места будет принято в ближайший месяц.