Литва проведет референдум по строительству новой АЭС
Как идет строительство хранилищ для радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива на остановленной в Литве в декабре 2009 года Игналинской атомной станции? Эксперты говорят о проблемах и немалых затратах.
14 октября Литва будет выбирать сейм. Одновременно в стране пройдет референдум, темой которого станет строительство новой АЭС в Висагинасе. При этом вопрос сооружения хранилищ для радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на Игналинской атомной станции, остановленной 31 декабря 2009 года в соответствии с обязательствами перед ЕС, до сих пор не решен.
Эксперты говорят, что для полного вывода атомной станции из эксплуатации потребуются десятилетия, а средств на это уйдет не меньше, чем на ее постройку. Только в период с 2009 до 2013 года Евросоюз обещал выделить Литве 1,367 миллиарда евро. Около миллиарда уже получено, но работы по демонтажу АЭС все еще далеки от завершения.
ИАЭС: проблемы с двумя проектами
По данным, предоставленным DWпресс-службой Игналинской АЭС, процесс снятия станции с эксплуатации планируется завершить до 2029 года. Как отмечено в документе, проблемы возникли только при строительстве промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (проект В1) и комплекса для хранения твердых радиоактивных отходов (проект B234).
Выполнение второго проекта уже идет с опозданием более чем на четыре года. В настоящее время из-за отставания в подготовке детальной технической документации приостановлен монтаж оборудования. Ведутся переговоры с фирмой-подрядчиком об изменении условий контракта - АЭС пытается получить гарантии строительства хранилища для твердых радиоактивных отходов в установленные сроки и с ясным фиксированным бюджетом.
Отставание от графика почти на четыре года работ по проекту B1 объясняется проверкой на безопасность уже изготовленных контейнеров для отработанного ядерного топлива. Параметры 99 из 100 паспортов этих резервуаров не соответствуют техническому проекту, утверждает пресс-служба ИАЭС. Их дальнейшее производство приостановлено, хотя компания, являющаяся проектировщиком и поставщиком, уже изготовила 146 из 190 требуемых емкостей.
По информации, которая находится в открытом доступе на сайте Игналинской атомной станции, в хранилище, построенном еще в 1998 году, пока перегружено только 700 тонн из 2500 тонн отработанного топлива. Оставшаяся часть ОЯТ все еще хранится в реакторе 2-го блока и в бассейнах выдержки, отмечает пресс-служба ИАЭС.
Сколько стоит безопасность
Директор Института энергетики Литвы Эугениюс Ушпурас обращает внимание на убытки, которые несет государство из-за разногласий между фирмами-заказчиками и подрядчиками и запаздыванием сдачи объектов. Полное закрытие атомной станции - процесс не одного десятилетия. Счет затрат, необходимых для поддержания безопасного режима при выведении АЭС из эксплуатации, идет на миллионы евро.
Ведь все это время на станции будет работать ведущий наблюдение обслуживающий персонал, а, кроме того, должна действовать система охлаждения, обеспечивающая безопасность атомной электростанции. И поскольку во втором блоке и бассейнах остается немалая часть ОЯТ, количество систем безопасности уменьшать нельзя, а это сопряжено с немалыми расходами, подчеркивает Ушпурас.
При этом даже дорогостоящие хранилища для ОЯТ, рассчитанные на 50 лет, являются временными. Вопрос захоронения по истечении этого времени будет не менее острым, полагает литовский специалист. Он надеется, что в будущем появятся более дешевые технологии. Увеличению рентабельности также могло бы способствовать решение Еврокомиссии о строительстве одного регионального хранилища для нескольких стран.
Сигнал обществу
Линас Бальсис - бывший советник президента Литвы, а ныне глава Института зеленой политики и один из инициаторов проведения референдума о строительстве АЭС. Для него сложности, возникшие с постройкой хранилищ в Игналине, - свидетельство того, что с подобными проблемами литовцы столкнутся и в том случае, если новая атомная станция в Висагинасе все же будет построена.
Затянувшийся процесс сооружения хранилищ Бальсис связывает с неграмотным администрированием важных проектов и неэффективным использованием средств, выделенных, в том числе и Еврокомиссией. При этом со временем расходы на выполнение работ только растут, отмечает эксперт.
По мнению Бальсиса, сразу же после парламентских выборов новым властям придется самым тщательным образом контролировать процесс строительства хранилищ для радиоактивных отходов на ИАЭС, поскольку малейшая ошибка в обращении с отработанным ядерным топливом может привести к серьезным последствиям.
Вспоминая внештатную ситуацию с утечкой химических реагентов на Игналинской АЭС в октябре 2010 года, представитель литовских "зеленых" отметил, что тот инцидент не был катастрофичным, не имел серьезных последствий, и поэтому информация о нем не разошлась широко. Но это был "серьезный сигнал обществу, и оно должно быть в курсе осуществления всех проектов, связанных с атомной энергетикой".
Властям неудобно?
Кстати, ни министерство энергетики, ни Центр энергетической безопасности при литовском МИДе не ответили DW, как продвигается постройка ядерных могильников для отходов на ИАЭС. Нежелание официальных органов комментировать затянувшееся строительство один из лидеров литовской партии "Зеленый Саюдис" Юозас Даутартас объясняет тем, что властям просто "неудобно отвечать на неудобные вопросы". "Со времени остановки АЭС в Игналине прошло более 10 лет, еще не решены старые проблемы, а власти уже хотят протолкнуть проект новой станции", - заявил Даутартас.
Старший эксперт вильнюсского Центра геополитических исследований, доктор политических наук Вадим Воловой, в свою очередь, отмечает, что процесс закрытия Игналинской АЭС крайне непрозрачен. По его мнению, проблемы, возникшие при выводе АЭС из эксплуатации, сознательно замалчиваются, чем и объясняется слабый интерес к этой теме в обществе.
В дискуссиях об использовании атомной энергетики в Литве речь в основном идет о строительстве новой станции в Висагинасе. При этом вопрос о безопасном хранении радиоактивных отходов должен привлекать внимание не только специалистов, полагает литовский аналитик.