Год приговору Тимошенко: маргинализация или шанс на новый старт?
Первая годовщина вынесения приговора Юлии Тимошенко ставит вопрос о том, способна ли экс-премьер наконец подстроиться под новую политическую реальность, или продолжит вести себя, как будто год назад ничего особенного с ней не случилось.
Изменение образа
11 октября 2011 в жизни Юлии Тимошенко изменилось все. До этого момента она была безоговорочным лидером украинской оппозиции и во многом задавала информационную повестку дня украинской политики. Да, она уже два месяца находилась в стенах Лукьяновского СИЗО, но это выглядело скорее временной мерой устрашения или, в крайнем случае, способом не допустить ее к участию в парламентских выборах. Наконец, президент Виктор Янукович на встречах с европейскими политиками неоднократно обещал найти выход из этой "деликатной" ситуации, и освобождение лидера "Батькивщины" из-за решетки вовсе не казалось нереальным.
Однако год назад Юлия Тимошенко получила семилетний приговор, а вместе с ним - и новую политическую реальность, в которой ей пришлось действовать. Камера столичного СИЗО для нее сменилась интерьером харьковской больницы, а вместо громких заявлений перед камерами, которыми был заполнен зал Печерского райсуда, Тимошенко столкнулась с необходимостью коммуницировать с внешним миром через немногочисленную группу защитников и торопливо написанные в тюремной камере записки. Эта новая политическая реальность заметно повлияла на восприятие образа Тимошенко в массовом сознании.
"Вспомним о том, каким этот образ был, - говорит ВВС Украина социальный психолог Олег Покальчук. - Это была такая интересная эмоциональная конструкция, состоящая из нескольких параметров: героичность, самоотверженность, большая жизненная энергия, безграничный патриотизм. Все составляющие этого образа имели максимальный характер. Из-за того, что он был таким ярким, комиксовым, он очень ярко запоминался массовым сознанием. Сейчас все краски этого образа несколько поблекли. Мы слышим отзвук информации о человеке-узнике, который постоянно борется с тюремной администрацией, отстаивает свои права. Что осталось сейчас? Она страдает, вот и все. От образа борца и героини сейчас остался образ страдалицы".
С такой оценкой не соглашается руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев: "Тимошенко не превратилась в великомученицу. Она даже из тюрьмы пытается управлять, создавать информационные поводы, управлять процессами, происходящими в оппозиции, влиять на избирательную кампанию. Она не рассматривается украинским избирателем как сакральная жертва, жалости она тоже не вызывает: она - не тот персонаж, которого жалеют".
По мнению политолога, главное изменение, которое произошло с образом Тимошенко за этот год - это снижение веры общества в то, что она сможет вернуться и составить эффективную конкуренцию нынешнему режиму. "Год насильственного отстранения от политики привел к тому, что рейтинг Тимошенко снижается. Она все больше воспринимается как политик уходящей эпохи. Собственно, в этом и заключается феномен Кличко: он набирает баллы на чувстве того, что Тимошенко - это уходящая политическая натура", - говорит он.
Политолог Дмитрий Выдрин использует еще более острые оценки процессов, происходящих с образом Тимошенко в массовом сознании: "Ее образ маргинализировался процентов на 70. Маргинальность для меня имеет тысячу параметров. Но главный из них - это несовпадение поведения и возраста. Если серьезная женщина-политик ведет себя как маленькая девочка или древняя бабушка - она не попадает в образ, она маргиналка. У Тимошенко эта тенденция нарастала в течение последних пяти лет, но в течение последнего года она особенно сказалась".
Тимошенко как знамя оппозиции
Как указывают политологи, чуть ли не главная проблема Тимошенко на сегодня заключается в том, что, находясь в тюрьме, она продолжает транслировать наружу - как избирателям, так и собственным соратникам, - свой образ, который не совсем соответствует нынешней политической реальности и ожиданиям внешнего мира.
"Мне кажется, что Юлия Владимировна настаивает на определенном информационном отношении к себе со стороны оппозиции, и я думаю, что это неправильно, - говорит Олег Покальчук. - Самая большая проблема всех людей, не только политиков - это правильно понимать свое положение в окружающем их пространстве: чем они являются и чем они могли бы стать. Юлия Владимировна, к сожалению, сейчас повторяет судьбу Натальи Витренко - политика с большими амбициями и действительно неплохими возможностями, но абсолютно не желавшего считаться с реальностью и пытающегося изменить ее под себя. Так же, как Людовик XIV говорил "Государство - это я", Тимошенко говорит: "Реальность - это я". Однако сейчас она не является реальным лидером оппозиции. Она должна стать для оппозиции такой мудрой матерью-наставницей, которая бы давала советы своим соратникам. В БЮТ сейчас должна бы быть конституционная монархия, вместо этого там осталась абсолютистская модель правления, только без королевы, потому что королеву посадили".
Соответствующее отношение к Тимошенко со стороны ее соратников находит выражение и в том, что именно на ее лице в значительной степени сконцентрирована агитационная кампания партии "Батькивщина". Однако этот шаг, по мнению экспертов, не срабатывает, и, в том числе, в этом нужно искать корни последнего рейтингового провала оппозиционеров.
"Избиратель ставит вопрос так: а почему нужно защищать не меня, а Тимошенко? Она - богатая, знаменитая, сидит в VIP-условиях, лечится в эксклюзивных условиях больницы - по крайней мере, такую точку зрения навязала власть. "Защитить Юлю"- это лозунг, который совершенно далек от народа и очень неоднозначно им воспринимается. Поэтому он и не сработал", - говорит Вадим Карасев.
Станет ли проигрыш "Батькивщины" - а таким можно будет считать второе, не говоря уже о третьем, место в итоговой таблице победителей выборов, о котором в последнее время все чаще говорят социологи, - которая идет на выборы под знаменами с изображением Юлии Тимошенко, крахом этого политика? Вадим Карасев уверен, что списывать экс-премьера со счета еще рано: "Она может быть эффективным политиком, лидером партии. Наверное, она нужна на политической арене Украины, которая становится слишком угрюмой, депрессивной. Как альтернативу Януковичу или альтернативу режиму ее, наверное, рассматривать уже не стоит, однако не буду здесь категоричным".
В свою очередь, Олег Покальчук даже предлагает рецепт, который могла бы использовать Тимошенко для того, чтобы перезагрузить свой образ, который будет больше соответствовать современной политической реальности. "Все наши политики - очень гордые. Поэтому если бы Юлия Владимировна признала свои ошибки, которых было довольно много, - причем речь не идет о тех вещах, за которые она была осуждена, - и извинилась за них, люди бы ее услышали, потому что это - по-человечески, это лежит в украинской традиции. Тогда у нее начался бы диалог с людьми, а не с политическими кругами, тогда отношения начались бы с чистого листа", - говорит Покальчук.
Иной точки зрения на возможности, которые сейчас имеются в распоряжении Тимошенко, придерживается Дмитрий Выдрин. "Мне кажется, Тимошенко приложила огромные усилия для того, чтобы оказаться там, где она сейчас находится. Возможно, она считала, что пиарить оппозицию из тюрьмы легче, по крайней мере, гораздо дешевле, чем на свободе. Если бы она приложила такие же усилия, чтобы выйти, - думаю, она бы вышла буквально через неделю. Один сигнал власти о том, что она готова начать с ней диалог - пусть жесткий, неприятный для власти, но который мог бы закончиться взаимными уступками - сразу расширил бы коридор ее возможностей. Но пока она говорит, что власти не существует, - не с кем и не о чем договариваться", - говорит он.
А тем временем соратники Тимошенко не собираются привлекать лишнего внимания к годовщине осуждения своего лидера. Во всяком случае, по данным ВВС Украина, ни в Киеве, ни в Харькове на сегодня не запланировано никаких массовых оппозиционных акций по этому случаю.
Источник ВВС Україна