Русская служба Би-би-си: Молдова утопает в собственных отходах
Согласно официальной статистике, в Молдове насчитывается 1900 мусорных свалок, хотя, по данным неправительственных организаций, реальная цифра выше в два-три раза. Из них около половины признаны опасными для окружающей среды.
Как правило, это "стихийные" свалки, которые возникают в любом удобном месте и никак не контролируются властями.
Некому убирать
Свалку на окраине села Мерены издалека выдает дым. Такие же дымящиеся зловонные кучи можно найти практически в любом населенном пункте Молдовы. Здесь перемешаны все виды отбросов: от автомобильных покрышек до пищевых отходов.
Вокруг свалки мирно пасутся коровы, пощипывая траву среди полиэтиленовых пакетов и использованных подгузников. На вершине мусорной горы кто-то в окружении бродячих собак разгребает очередной пласт отходов.
Это не специально оборудованное место. Мусор жители привозят сюда сами. Раз в неделю приезжает экскаватор, который сгребает образовавшуюся кучу в овраг. Такие свалки называют "стихийными", но лучше бы подошло слово "безысходные". За исключением районных центров, в большинстве населенных пунктов Молдавии мусор просто не вывозится. Причина - в нехватке соответствующих служб и недостатке средств у мэрий маленьких сел и городов.
От дома жителя села Мерены Федора до сельской свалки около 200 метров. Он признается, что последнее время его стал чаще беспокоить желудок, кашель не дает спать по ночам, а глаза постоянно слезятся от едкого мусорного дыма.
"Дышать порой совсем невозможно. Повсюду мусор летает. Я с огорода мешок целлофановых кульков собираю. Из колодцев воду мы уже давно не пьем. Она горькая, и жажда от нее только сильнее. Хорошо, что есть артезианские источники. Уже давно обещали свалку перенести дальше от села, да только обещанного три года ждут", - сокрушается Федор.
Ошибочная политика
Как признается министр окружающей среды Молдовы Георге Шалару, для республики мусор – серьезная проблема. Возникла она не сегодня, а стала следствием проводимой последние 20 лет политики "свалки для каждого села".
"Раньше это считалось нормой, но это была неправильная политика, также как и отсутствие служб по вывозу мусора. К сожалению, тут еще и проблема воспитания. Граждане и местные власти недостаточно ответственны в этом плане. Сегодня наша основная цель – сократить число свалок в стране до десяти, в соответствии с европейскими стандартами, а также ввести систему раздельного сбора и переработки, то есть взглянуть на весь цикл как на экономическую деятельность", - говорит Шалару.
По его словам, уже разработана стратегия по утилизации отходов для южного региона страны и начаты проекты по раздельному сбору мусора в Леовском районе и строительству современной свалки и фабрики по сортировке отходов, которая будет обслуживать три района страны.
Председатель кишиневской территориальной организации "Экологическое движение Молдовы" Владимир Гараба считает, что в республике преуменьшается проблема загрязнения окружающей среды.
"Никто не придает этому должного значения. А ведь кроме твердых отходов для нас большая беда – это жидкие. Из-за них вода ни в одной внутренней реке не имеет сегодня соответствующего качества. Но об этом умалчивается, и власти не так много делают для решения этой проблемы", - считает Гараба.
Недоказанный вред
В столице ситуация с утилизацией отходов не лучше, чем в целом по стране. В 2011 году истек срок эксплуатации мусорного полигона около села Цынцарены, куда свозились все отходы Кишинева. Закрытие сопровождалось протестами жителей соседних сел, которые жаловались на рост раковых, респираторных и других заболеваний. Однако глубокого исследования экологической обстановки до сих пор проведено не было.
О том, что в долине находится мусорный полигон, издалека напоминает лишь запах и неестественно бурая трава. Однако вблизи понимаешь, что фактически идешь по мусору вперемешку с землей.
"Фильтрат (сточные воды) со свалки все еще течет и попадает в подземные источники. Мусор все там же остался и деградирует. Вода в колодцах еще будет годами загрязнена. Мы не строим иллюзий. Но хоть воздух стал чище. Спасибо и на этом", - говорит жительница села Цынцарены Любовь Илован.
Бомба замедленного действия
Перестав быть проблемой одного села, кишиневский мусор стал головной болью для другого. Последние полтора года он свозится на "временную" свалку в соседнее с Кишиневом село Бубуечь. В отличие от Цынцарен место это не оборудовано и находится близко к населенному пункту.
Мэр Бубуечь Ион Шэрэнуцэ говорит, что свалка незаконна, но любые его обращения в правительство или парламент были проигнорированы.
"Это беспредел! Они создали здесь бомбу замедленного действия. Травят и нас, и город. У нас один из самых экологически неблагополучных населенных пунктов в Молдове. Люди болеют, летом запах просто невыносимый, мухи, крысы, собаки бродячие. Мы сами организовали сбор мусора в селе и возим его за 100 км в Унгены на полигон, а город устроил нам тут "подарок", прямо рядом с нашими домами", - говорит Шэрэнуцэ.
Как отметила экс-министр окружающей среды Виолета Иванова, уровень содержания нитритов и нитратов в колодцах села Бубуечь в 500 раз выше нормы.
"Это уже не вода, это яд! Согласно заключению санэпидемстанции, за последние три года там в десятки раз повысился уровень раковых и респираторных заболеваний. Но наши структуры почему-то бездействуют", - говорит Иванова.
По мнению министра окружающей среды Георге Шалару, полигон в Цынцаренах должен быть снова открыт, но пока этого не произошло, единственная альтернатива решить "мусорную проблему" Кишинева - это свалка в селе Бубуечь.
"Полигон в Цынцаренах – на сегодня лучший в Молдове. Мы можем использовать его еще много лет. Он заполнен лишь наполовину. Мы должны провести исследования, найти решение проблемы, которая связана с очисткой стоков, и использовать свалку в дальнейшем, отделяя мусор, который может быть переработан и очищен от опасных фракций. В скором будущем нам придется вернуться к вопросу свалки в Бубуечь и уничтожить либо законсервировать ее", - считает Шалару.
Золотая жила
Мнения экспертов по поводу того, как решить проблему утилизации отходов в Молдове, совпадают. Сегодня никто уже всерьез не говорит, например, о мусоросжигательном заводе, который планировалось построить в Кишиневе. Все выступают за раздельный сбор и переработку.
По словам Георге Шалару, главный вызов – сделать этот процесс экономически выгодным, так как денег в национальном и местном бюджете не хватает.
Эколог Владимир Гараба считает, что причина медленной реализации таких проектов – политические распри на всех уровнях власти.
"Инвесторы стучат во все двери и готовы вкладывать огромные деньги. Нужно лишь создать условия для их работы. Но власть не готова. Каждая политическая сила продвигает свою компанию. Эти группировки не могут принять общего решения, так как у каждой свой экономический интерес", - считает Гараба.
"Современного закона об отходах нет. Национальная стратегия и программа еще не принята. О чем мы можем говорить? А типов отходов – их десятки. Кто нам может показать сегодня какие-то конкретные инструкции как поступать с теми или иными отходами?", - спрашивает председатель Ассоциации переработчиков отходов Молдавии Александр Жолондковский.
Он уверен, что сегодня необходимо создать Агентство по отходам, так как в Молдове нет регулирующего органа в этой сфере.
"Надо признать, что мы являемся помойной ямой Европы. По всей республике разбросано свыше 40 миллионов тонн различных отходов. Из них 90% могут быть возвращены в экономический оборот. Мы сидим на золотой жиле. В мире есть миллиардеры, которые живут за счет мусора. А мы чем хуже? И не нужно изобретать велосипед. Все стандарты и директивы уже существуют и работают в Европе, нужно лишь гармонизировать с ними нашу политику", - уверен Жолондковский.
Источник: Русская служба Би-би-си