Корреспондент: Духовный материализм. Как живут современные православные иерархи

22 октября 2012, 08:19
💬 0
👁 947

Современные православные иерархи больше похожи на успешных предпринимателей, чем на монахов: вместо келий у них - дорогая загородная недвижимость, вместо пеших прогулок - поездки на элитных иномарках, вместо скромных трапез - шикарные банкеты, - пишет Ксения Карпенко в № 41 журнала Корреспондент от 19 октября 2012 года

Вечером 24 сентября 2012 года в холле столичного отеля Русь Николай Волошин, самый известный светский фотограф в Украине, был завален работой - он снимал депутатов и прочих випов, гордо шествовавших мимо него в гостиничный банкетный зал.

Глядя на этот парад, стоящая в холле пара постояльцев-французов оживилась. Мужчина сказал спутнице: “C’est marriage, bien sur” (в переводе с французского - “Бесспорно, здесь играют свадьбу”), и оба попытались заглянуть в постоянно распахивавшиеся двери зала, желая рассмотреть невесту.

Но даже зайди французы внутрь, они бы не увидели молодоженов. Их глазам открылось бы странное зрелище: разновозрастные священники вперемешку с представительными мужчинами в дорогих костюмах. Среди них выделялись некоторые нардепы - например, регионалы Василий Горбаль и Виталий Хомутынник.

Церковь продает множество обрядовых услуг - крещения, венчания и прочее, а духовные отцы тесно общаются с политиками и бизнесменами

Подобная солянка возникла потому, что здесь праздновал 50-летие Виталий Косовский, настоятель киевского Свято-Ильинского храма Украинской православной церкви (Московского патриархата) (УПЦ (МП)).

В тот вечер вокруг юбиляра лился рекой алкоголь и столы ломились от яств - подавали красную икру, свинину, французские сыры, деликатесные салаты. По самым скромным подсчетам, стоимость банкета ввиду расценок Руси должна была стартовать с отметки $ 3,5 тыс. И это без учета расходов на алкоголь.

Размах празднования, который позволил себе священник, местных официантов ничуть не тронул. Они видели и не такое: в прошлом году здесь отгремел юбилей митрополита Павла, в миру - Петра Лебедя, настоятеля Киево-Печерской лавры УПЦ (МП) и депутата от Партии регионов (ПР) в Киевсовете. Лаврский “директор” потчевал гостей не только изысканными блюдами, но и дорогими развлечениями - на сцене перед ними выступили украинская поп-дива Таисия Повалий и российская звезда Стас Михайлов.

Дни рождения церковных иерархов, превращающиеся в светские тусовки, - по словам экспертов, лишь небольшая деталь образа современного украинского служителя Христа высокого ранга. Они активно пользуются дорогими телефонами, передвигаются на люксовых седанах и живут в роскошных загородных особняках.

Дни рождения церковных иерархов, превращающиеся в светские тусовки, - по словам экспертов, лишь небольшая деталь образа современного украинского служителя Христа высокого ранга

“То, что мы часто наблюдаем элементы роскошной жизни иерархов МП, свидетельствует не о святости представителей иных традиций, а о небывалом разгуле церковного материализма, утрате чувства меры, реальности, о самоуверенности и безнаказанности духовенства”, - говорит религиовед Михаил Черенков, ректор Донецкого Христианского института.

Образ жизни высшего духовенства соответствует уровню топ-менеджеров успешных корпораций, и это не случайно.

“Церковь, если говорить на языке современного мира, занимается предпринимательской деятельностью”, - комментирует Корреспонденту адвокат Ярослав Бабич.

Церковь продает множество обрядовых услуг - крещения, венчания и прочее, а духовные отцы тесно общаются с политиками и бизнесменами. И именно от них, по словам самих священников, они получают дорогие подарки. При этом в Украине, в отличие от Запада, доходы церкви освобождены от налогов, из-за чего бухгалтерия местных служителей культа - тайна за семью печатями.

Рули и крыши церкви

В Украине есть несколько мест, где концентрация дорогих машин зашкаливает. Если речь не идет об автосалонах или правительственных мероприятиях, то это, как правило, стоянки под зданиями Верховной Рады, Кабмина и задний дворик Трапезной церкви в лавре, въезд куда разрешен лишь духовенству.

Здесь Корреспондент обнаружил много дорогих машин. Так, массивный внедорожник Honda Pilot (от $ 45 тыс. с учетом скидок) соседствовал с BMW X5 (от $ 100 тыс.) и Mercedes-Benz S500 (от $ 150 тыс.).

Церковному миру в целом не чужды земные слабости. Так, владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ (МП)) ездит на Lexus LS (от $ 120 тыс.), его руководитель, митрополит УПЦ (МП) Владимир, равно как и его давний соперник, патриарх УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет, передвигается на люксовом Mercedes-Benz S600 Long (от $ 200 тыс.).

Владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ (МП)) ездит на Lexus LS (от $ 120 тыс.), его руководитель, митрополит УПЦ (МП) Владимир, равно как и его давний соперник, патриарх УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет, передвигается на люксовом Mercedes-Benz S600 Long (от $ 200 тыс.).

Машина уровнем чуть пониже в мерседесовской табели о рангах - Mercedes-Benz S 500 Long, стоимостью от $ 100 тыс., - обслуживает владыку Павла. А настоятель Десятинной церкви архимандрит Гедеон приезжает на службу на Range Rover Vogue. Цена такого британского внедорожника стартует с $ 79 тыс.

Движимое имущество церковного бомонда меркнет перед загородными резиденциями некоторых людей в рясах.

Так, дом протоирея Косовского, по информации источников Корреспондента, находится в Киево-Святошинском районе, в 2 км от Киева, на окраине села Чайки. То же самое утверждают и все местные жители. Это люксовый трехэтажный особняк площадью 300 кв. м с банным комплексом и бассейном.

По оценке экспертов по недвижимости одной из международных компаний, затраты на строительство такого дома составят минимум $ 800 тыс. Сам Косовский не захотел ответить на запрос издания о принадлежности особняка.

Ранее Косовский занимал должность “благочинного” города Киева, заведуя церковными кадровыми вопросами, и считался очень влиятельным. В миру его позиции тоже крепки: настоятель Свято-Ильинского храма в июне 2011 года выдал старшую дочь за сына Виктора Пилипишина, бывшего депутата и эксглаву Шевченковской райгосадминистрации Киева. Свадьбу гуляли в Intercontinental, одном из самых дорогих отелей столицы, где стоимость банкета составляет не менее $ 50 тыс.

У владыки [Павла] хороший вкус. В доме много подаренных прихожанами фигурок лебедей

Не отстает от коллеги по цеху и митрополит Павел. В 30 км от Киева, в Бориспольском районе, на окраине села Вороньков, за двухметровым забором расположено его поместье. На территории 0,5 га - двухэтажная резиденция площадью 800 кв. м и гостевой дом. Стоимость строительства такого поместья эксперты оценили в $ 1,5 млн.

Внутри, по словам очевидцев, дом оформлен без показной роскоши.

“У владыки [Павла] хороший вкус. В доме много подаренных прихожанами фигурок лебедей”, - рассказывает Горбаль, давний друг митрополита. Парламентария не смущает помпезность обители: она, мол, вызвана необходимостью соответствовать статусу тех людей, с которыми общается священник.

Настоятель лавры, со слов Горбаля, давно дружит с Владимиром Дейнегой, депутатом Киевсовета от ПР, главой постоянной комиссии по вопросам госимущества, а также совладельцем сети магазинов Арго.

Часто бывает в гостях у владыки и партнер Рината Ахметова миллиардер Вадим Новинский, чье состояние международная инвесткомпания Dragon Capital оценила в $ 3,5 млрд.

Наведывается к Павлу и Николай Злочевский, экс-министр экологии и бизнесмен, чей официальный доход, по данным декларации за 2010 год, составил 15 млн грн.

Особняк Павла не единственный жилой объект в Воронькове, связанный с лаврой. По словам местных жителей, напротив выстроен дом лаврского казначея, отца Варсонофия. Это уменьшенная копия резиденции Павла, также построенная из желтого кирпича. Эксперты уверяют, что его возведение могло стоить до $ 1 млн.

Часто бывает в гостях у владыки и партнер Рината Ахметова миллиардер Вадим Новинский, чье состояние международная инвесткомпания Dragon Capital оценила в $ 3,5 млрд

Корреспондент обратился в лавру, чтобы узнать, на кого оформлены резиденции в Воронькове, но ответа не последовало.

Попытка лично расспросить владыку Павла о роли материальных ценностей в его жизни закончилась скандалом: настоятель силой отобрал телефон с диктофонной и видеозаписью у представительницы редакции. Аппарат позже вернули, стерев записи, сделанные в лавре.

Официальные лица, способные пролить свет на вопрос о резиденциях священнослужителей, тоже не захотели говорить. Так, Игорь Заборный, глава сельсовета Воронькова, в телефонном разговоре пропустил мимо ушей вопрос о принадлежности домов Павла и Варсонофия, а также земельных участков, на которых они стоят. Зато отметил, что митрополит не только приятный человек, но и видный работодатель.

  Без комментариев. Настоятель Лавры напал на журналистку Корреспондента
 

В Воронькове расположено подсобное хозяйство лавры - 1,5 тыс. га сельхозугодий, завод по выращиванию шампиньонов и ферма с тысячным поголовьем коров и свиней. Со слов Заборного, на ферме работают монахи и жители села. “Он [владыка Павел] предоставляет рабочие места для селян. Зарплаты хорошие, платят регулярно”, - рассказывает глава сельсовета. Земля, на которой расположено хозяйство, по словам Заборного, находится в аренде. Сколько за нее платит лавра - ни он сам, ни представители МП говорить не пожелали. Остается верить оценкам специалистов, показывающим, что в этом месте полуторатысячный надел требует ежегодной платы в размере $ 0,5-1,0 млн в год.

На фоне поместья Павла загородное имущество патриарха Филарета, предстоятеля УПЦ КП, выглядит на порядок скромнее. Как выяснил Корреспондент, Филарет еще в 1968 году купил в селе Новоселки Киево-Святошинского района дом и земельный участок на шесть соток. Двухэтажный особняк площадью 200 кв. м и участок при нем оформлены на Филарета, но сам он здесь не живет еще с 2000-х годов - сделав ремонт, глава церкви поселил в доме родственников. Сегодня там живут сразу три семьи.

По оценке экспертов, подобный особняк нынче стоит примерно $ 100 тыс.

Анатолий Загорулько, глава сельсовета Новоселок, подтвердил, что дом находится в собственности Михаила Денисенко (мирское имя Филарета), но сам владелец, как говорит Загорулько, появляется здесь редко. За последний год побывал в селе дважды, “по делам церковным”. Все остальное время священнослужитель проживает в резиденции на ул. Пушкинской, в самом центре Киева. Она, по словам архиепископа Евстратия (Зори), пресс-секретаря Филарета, принадлежит церкви.

Божественная щедрость

Рецепт того, как получить в пользование атрибуты дорогой жизни, по мнению владыки Павла, прост. В эфире одного из телеканалов он изложил его в виде короткой формулы: “Будьте вы людьми, и у вас все будет”.

У церкви есть возможности заработать. “Церковь предоставляет услуги и распространяет “культовый” товар, за что берет деньги по прейскуранту”, - говорит адвокат Бабич. Так, к примеру, обряд крещения в лавре стоит 750 грн., в Свято-Ильинской церкви - 700 грн., во Владимирском соборе - 150 грн.

Но подсчитать общий бюджет церкви невозможно: приходы не являются юрлицом и не облагаются налогами, поэтому доступной отчетности не ведут. Остается верить самим священникам, которые в частных беседах с Корреспондентом говорили, что церковного бюджета едва хватает на содержание прихода, а основные финансы поступают от состоятельных прихожан. Именно от них священники и получают приятные атрибуты комфортного быта.

Подсчитать общий бюджет церкви невозможно: приходы не являются юрлицом и не облагаются налогами, поэтому доступной отчетности не ведут

Когда издание поинтересовалось, на ком числятся автомобили высшего духовенства, протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь УПЦ (МП), ответил так: главное, что гараж духовенства приобретается не за счет церковного бюджета.

“Кто-то может принести курицу или яйцо [к трапезе священника], кто-то купит свечку, а кто-то может подарить машину или часы”, - объяснял Коваленко по телефону. Сам он ездит на подаренном неким “добрым человеком” семиместном мини-вэне Ford Galaxy ценой от $ 40 тыс.

“Добрым”, по терминологии Коваленко, можно назвать миллиардера Новинского и Игоря Бакая, экс-главу Госуправделами времен президентства Леонида Кучмы. Оба с разницей в несколько лет подарили настоятелю лавры люксовые седаны Mercedes-Benz стоимостью от $ 100 тыс.

Представители церквей, с одной стороны признавая, что люди в рясах могли бы жить скромнее, с другой не торопятся осуждать старших коллег.

“Да, Украина - бедная страна. И правильно было бы, если бы священники продавали дорогие автомобили, подаренные меценатами, покупали более дешевые, а оставшиеся деньги отдавали малоимущим”, - сказал Корреспонденту архиепископ Евстратий. Но при этом добавил, что Филарету 84 года, он читает проповеди по всей Украине и поэтому Mercedes-Benz - необходимость для комфортного и безопасного передвижения по стране. Сам Зоря, правда, пользуется Skoda Octavia, автомобилем ценой от $ 20 тыс.

Кто-то может принести курицу или яйцо [к трапезе священника], кто-то купит свечку, а кто-то может подарить машину или часы

В МП, оправдывая мерседесы церкви, идут дальше. “Принимая и пользуясь дорогими подарками, нужно смотреть, как это выглядит со стороны. Но те, кто интересуется [имущественными делами церкви], обычно забывают о десятой заповеди - не завидуй”, - сказал Коваленко.

Прихожане разделяют мнение главы пресс-службы УПЦ (МП). “Говорят лишь о мерседесах и домах, а никто не говорит о добродетели и церкви в целом, и владыки Павла в частности”, - негодует Горбаль. Нардеп рассказывает, что митрополит устроил многих малоимущих детей на учебу, постоянно помогает продуктами городским больницам, а также выделяет финансовую помощь женским монастырям.

Другие состоятельные меценаты церкви в частных беседах также сетуют на то, что журналисты увлекаются рассказами о материальных благах священнослужителей. Поэтому широкая общественность остается в неведении, говорят они, какому количеству людей помогают святые отцы и сколько людей “вытащил из петли”, например, отец Павел. Они также отмечают работу настоятеля по восстановлению лавры.

Слепая вера

Эксперты уверены, что вип-имущество церковных иерархов не навредит имиджу церкви. Она по-прежнему остается институтом, которому украинцы доверяют больше других: по данным самого актуального на сегодняшний день исследования TNS Украина, уровень доверия украинцев к церкви составляет 86 %.

Однако столь высоким показателем церкви обязаны не своим высокопоставленным деятелям, а рядовым священникам, служащим в небольших городках и селах.

По данным самого актуального на сегодняшний день исследования TNS Украина, уровень доверия украинцев к церкви составляет 86 %.

К примеру, двери церковной “хаты”, которую выделила отцу Ивану Рыборуку (УПЦ КП) община села Криворивня в Закарпатской области, не закрываются ни днем ни ночью. Здесь всякого обогреют и накормят. На вопрос о том, на чем ездит отец Иван, тот с улыбкой говорит: “Езжу, на чем добрые люди подвезут”. Вопросы о материальных благах, которыми пользуются церкви и их руководители, он встречает по-философски: лишь бы богатство служило ближнему.

Таких же священников-бессребреников Корреспондент нашел и среди представителей МП. Но они не захотели, чтобы о них рассказывали в статье, где речь идет о роскошной жизни высших церковных чинов.

***

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 19 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: налоги церковь журнал Корреспондент УПЦ КП