Карибский кризис: Ровно 50 лет назад мир оказался на пороге ядерной войны
22 октября 1962 года в ответ на размещение американских ракет в Турции, СССР разместил пусковые установки и баллистические ракеты средней дальности Р-12 у берегов Кубы, всего в 130 километрах от Вашингтона. Реакция США была молниеносной.
Маршал Советского Союза Дмитрий Язов (в 1962 году - командир 108-го мотострелкового полка), вспоминает: "По каким-то задачам ездили в Крым Хрущев и Малиновский. Малиновский говорит: "Вот тут рядом, там американские Юпитеры стоят, и рядом Италия - тоже американские Юпитеры. Хрущев говорит: "Их подлетное время какое?" Малиновский: "От трех до восьми минут". Хрущев: "А если мы американцам ежа подложим?"
Это открытие застало администрацию Джона Кеннеди врасплох. Первой реакцией генералитета была нанести удар по Кубе. Однако Кеннеди выступил против этого. Тогда Кубу заблокировали с воздуха и с моря, чтобы не допустить доставку ядерных боеголовок. Однако разведка США тогда не знала, что они на Кубе уже были, в том числе и тактические.
"Корабли США начали сбрасывать глубинные бомбы. Внутри подлодки это ощущение, будто ты в железном ящике, когда по нему бьют молотком. Жара под 50. И командир советской подлодки приказал зарядить ядерную торпеду. Он кричал: там уже, наверное, началась война, будь я проклят, если перед смертью не уничтожу хотя бы один из этих американских кораблей. К счастью, старпом успокоил его", - рассказывает профессор американского университета Филип Бренер.
И на Хрущева со стороны Фиделя Кастро, и на Кеннеди со стороны Пентагона было давление, чтобы они нанесли удар первыми.
Когда лидеры поняли, что на спусковую кнопку могут нажать и без них, они решили прекратить враждебные действия.
В ночь на 29 октября 1962 года брат президента Роберт Кеннеди тайно встретился с послом СССР Анатолием Добрыниным. Передал, что США готовы дать гарантии не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.
В этом конфликте не оказалось победивших или проигравших. Сумев вовремя остановиться, Хрущев и Кеннеди предотвратили ядерную войну, которая могла бы стать Третьей мировой.