Корреспондент: Круговорот денег в природе. Как высокая стоимость выборов в Украине убивает госуправление

29 октября 2012, 09:25
💬 0
👁 133

Во время выборов в Украине партии и кандидаты тратят гигантские по мировым меркам суммы на рекламу. Это отсекает от государственного управления новых людей и позволяет побеждать лишь тем, кто располагает огромными деньгами, а значит, уже во власти, - пишет Максим Бутченко в № 42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года.

В 2012 году выборы в Верховную Раду в прямом смысле слова стали золотыми. Украинские политики бьют рекорды по тратам на избирательную кампанию. Ведущие партии и кандидаты по мажоритарным округам вливают десятки миллионов долларов в политическую рекламу, надеясь таким образом завоевать симпатии украинцев.

“В целом за всю избирательную кампанию наши политики уже потратили не менее $ 225 млн без учета мажоритарщиков”, - говорит руководитель Ассоциации наружной рекламы Аpтем Биденко.

В Украине власть, в отличие от западной цивилизации, это не только инструмент государственного управления, но и средство безбедного и безопасного существования

Для сравнения: выборы в польский парламент в 2011 году, состоящий из двух палат - сейма и сената, местным партиям обошлись всего в $ 32 млн. И это притом, что ВВП на душу населения в Польше, равно как и средние доходы, втрое превышает украинский.

Управляющий партнер социально-инжинирингового агентства Гайдай.Ком политтехнолог Сергей Гайдай объясняет причину дороговизны избирательной гонки в Верховную Раду тем, что в Украине власть, в отличие от западной цивилизации, это не только инструмент государственного управления, но и средство безбедного и безопасного существования.

“Они готовы вкладывать значительные суммы в обширную медийную кампанию, - говорит Гайдай. - Для них это единственный путь для прохождения в парламент”.

Денежная гонка

В Украине число желающих податься в большую политику увеличивается с каждым годом. На нынешних выборах зарегистрированы свыше 3 тыс. кандидатов по мажоритарным округам и 2 тыс. - по партийным спискам.

Это в два раза больше, чем в 2002-м, когда выборы в последний раз проводились по такой же смешанной системе, при которой половина депутатов избираются по партийным спискам, а половина - по мажоритарным округам. Количество желающих получить место в зале Верховной Рады толкает вверх и расходы на рекламную кампанию.  

По данным Института Медиа Аудита (ИМА), уже к 17 октября на политической рекламе телевидение собрало урожай в сумме $ 46 млн. За всю парламентскую кампанию 2007 года эта цифра составила всего-то $ 27 млн.  

На нынешних выборах зарегистрированы свыше 3 тыс. кандидатов по мажоритарным округам и 2 тыс. - по партийным спискам.

Как утверждает Михаил Страшный, партнер ИМА, телезаказчик номер один - Партия регионов ($ 13 млн), на втором месте Украина - Вперед! ($ 9 млн), а на третьем - Объединенная оппозиция ($ 8 млн).  

Биденко проводит довольно любопытный анализ. Эксперт говорит, что для эффективной коммерческой рекламы необходимо появиться на 80 билбордах большого города. Все, что выше этого числа, может дать обратный эффект, так как вызывает раздражение.  

"Если мы посчитаем щиты Партии регионов в Киеве, то получим 500-600 единиц, партии Украина - Вперед! - 400 единиц, партии УДАР - 300 единиц, - говорит Биденко. - Получается, что таким большим количеством билбордов политики вызывают у людей раздражение и выбрасывают деньги на ветер".

Директор Института глобальных стратегий политолог Вадим Карасев объясняет причину такого рекламного ажиотажа появлением новых политических проектов на парламентском поле битвы.  

"Кто знал, что есть такая партия, Украина - Вперед!? Никто, - приводит пример Карасев. - Поэтому вбухиваются огромные суммы в рекламу, чтобы сделать узнаваемым политический бренд".  

Поскольку в обществе нет дискуссий вокруг партийных программ, аргументирует политолог, избирательный процесс подменяется дорогостоящей рекламой. Суммы, потраченные в ходе подготовки к выборам, действительно заоблачные. На каждого украинского избирателя кандидаты в законодательную власть затратили чуть более $ 6. В Словакии этот показатель составляет $ 3,4, в Латвии - $ 3,6.

Телезаказчик номер один - Партия регионов ($ 13 млн), на втором месте Украина - Вперед! ($ 9млн), а на третьем - Объединенная оппозиция ($ 8 млн). 

Существенное отличие Украины от соседей-европейцев - в невозможности распознать источник финансирования партии или кандидата по мажоритарному округу.  

Адвокат Вадим Хабибуллин, председатель общественного совета при Государственной исполнительной службе, говорит, что избирательный бюджет кандидата в депутаты в одномандатном округе ничем не ограничен.

Для большинства западных стран такая дыра в законодательстве неприемлема. Например, в Великобритании для претендента на мандат установлены рамки финансирования предвыборной гонки - $ 40 тыс.

“В Украине очень мало партий, которые смогут доказать легальность денежных поступлений”, - утверждает юрист.

Как у них

Корреспондент обратился к журналистам, политологам и представителям политических партий в Восточной и Центральной Европе с просьбой приоткрыть завесу над финансированием избирательных кампаний в их странах.

Например, в Чехии на выборах в парламент местные политические силы на борьбу за доверие земляков выделяют относительно скромные суммы. В 2010 году партии потратили на это $ 42 млн.

Как рассказывает Павел Братинка, бывший член правительства, один из архитекторов чешских реформ начала 1990-х, избирательная кампания в его стране проходит крайне напряженно. Но при этом он уточняет: чехи привыкли, что все участники процесса находятся в равных условиях.

Конечно, есть креатив: лидеры партий, как правило, во время кампании издают свои книги, которые потом идут на билборды. Официально это не избирательная кампания, а реклама книги

Такое отношение граждан отражено в затратах на подготовку к выборам. Так, новая партия TOP 09, образовавшаяся лишь в 2009 году, потратила на выборы $ 5 млн и получила 17 % мест в новом парламенте. А старожил Чешская социал-демократическая партия, созданная в 1989-м, потратила $ 22 млн и получила только 22 % кресел в законодательном органе.

Польский журналист Михаил Потоцкий рассказывает: в его стране, в отличие от Чехии, установлено строгое ограничение сумм, которые партии имеют право потратить на избирательную гонку. Потолок - $ 9,5 млн. В соответствии с законом партии могут использовать в кампании только партийные деньги или дотации физических лиц на сумму, не превышающую 15 минимальных зарплат - $ 7 тыс.

“Конечно, есть креатив: лидеры партий, как правило, во время кампании издают свои книги, которые потом идут на билборды. Официально это не избирательная кампания, а реклама книги”, - говорит Потоцкий.

На выборах в 2011 году новая либеральная антиклерикальная партия Движение Паликота, потратив мизерную по украинским меркам сумму, $ 500 тыс., заняла третье место в гонке за мандаты и получила 10 % мест в сейме и сенате.

Кирилл Кирчев, редактор болгарского экономического издания Икономика, поясняет, что анонимные пожертвования в ходе предвыборной гонки в его стране запрещены. 55 % от общего объема финансирования кампаний политических партий покрывают государственные субсидии. Партии также обязаны представлять в счетную палату отчеты о расходах на выборы. Общая стоимость избирательной кампании в Болгарии в восемь раз ниже, чем в Украине, - около $ 30 млн.

Партийной рекламы на телевидении в Германии мало, исход противостояния в основном решают дебаты между политическими противниками

Скрупулезно к расходам партий относятся и в Германии. Так, в 2009 году немецкий журнал Focus опубликовал возмущенный материал по поводу того, что затраты на выборы достигли $ 80 млн, хотя это всего лишь втрое ниже, чем в Украине.

38-летняя немка Анна Шефер рассказывает Корреспонденту, что ФРГ географически разделена по политическим пристрастиям. Причем симпатии немцев не меняются на протяжении десятилетий. Так, юг страны и Бавария традиционно голосуют за Христианско-социальный союз, север и запад - за Социал-демократическую партию Германии.

“Лет 20 назад появилась Партия зеленых, но теперь они отличаются от старых партий разве что внешним видом постаревших хиппи”, - иронизирует немка.

Шефер добавляет, что партийной рекламы на телевидении в Германии мало, исход противостояния в основном решают дебаты между политическими противниками.

Олег Гехтман, проживающий в Германии в течение 15 лет, вспоминает, что за весь период пребывания в стране только два или три раза слышал о нарушениях избирательного законодательства.

“Риск нарушения закона здесь сведен к нулю. Нет смысла нарушать законы, ведь из-за скандала можно проиграть выборы, потому что рейтинги соревнующихся партий идут хвост в хвост”, - говорит Гехтман.

Вот мы смеемся, что кандидаты в народные депутаты в Украине раздают, например, медикаменты со своим фото и предвыборной брошюркой, а на Западе такая продукция продается

В Западной Европе на наружную рекламу уходит 4% предвыборного бюджета, поясняет Биденко. В европейских странах политические партии почти не тратят денег на рекламу на билбордах, брендмобилях и других носителях. На телевидении идут лишь пятиминутные ролики с подробной информацией о программе партии. Основной упор делается на принцип “от двери к двери”.

Множество волонтеров ходят по домам и бесплатно призывают голосовать за полюбившуюся партию. Основная часть бюджета идет на оплату услуг политконсультантов, агитаторов и выпуск специализированных продуктов.

“Вот мы смеемся, что кандидаты в народные депутаты в Украине раздают, например, медикаменты со своим фото и предвыборной брошюркой, а на Западе такая продукция продается”, - говорит Биденко.

Не для всех

В конце 2009 года кандидат в президенты Украины, а сейчас вице-премьер-министр и министр социальной политики Сергей Тигипко во время чата на сайте Корреспондент.net разоткровенничался о реалиях украинской бюрократии: “Сегодня самые богатые люди в этой стране - государственные чиновники”.

Тогда Тигипко имел в виду тотальную коррупцию и весьма запутанную систему управления и финансирования всего властного аппарата. Прошло три года, но эта формула достатка все так же актуальна. Власть в Украине - все еще главный источник обогащения, социальных привилегий и иммунитета от закона.

Небогатый гражданин, например школьный учитель, даже если он очень популярен у себя в округе, не сможет составить конкуренцию крупному бизнесмену или чиновнику

Директор Международного института демократий Сергей Таран говорит, что политиком, рвущимся к власти, движет тройная мотивация. Первое - вернуть огромные деньги, вложенные в избирательную кампанию, второе - увеличить свой доход и третье - защитить то, что он уже имеет.

Владимир Арьев, народный депутат от НУНС, в нынешней кампании баллотируется по мажоритарному округу. В беседе с Корреспондентом он приоткрыл завесу над кассой выборов. Кандидаты-миллионеры, которые, так же как и Арьев, баллотируются по одномандатному округу, в среднем на свое продвижение тратят $ 7 млн.

Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий подтверждает этот тренд: небогатый гражданин, например школьный учитель, даже если он очень популярен у себя в округе, не сможет составить конкуренцию крупному бизнесмену или чиновнику.

“Если и сможет обычный украинец попасть в Верховную Раду, то только как исключение из правил”, - резюмирует Голобуцкий.

Дорогая власть

Рекламные бюджеты партий европейских стран необычайно скромны в сравнении с затратами украинских кандидатов на парламентские кресла

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: бюджет Выборы журнал Корреспондент реклама партии