Швеция: коррупционный скандал с узбекским следом
Прокуратуры Швейцарии и Швеции расследуют многомиллионную коррупционную сделку, заключенную между ведущей телекоммуникационной компанией Скандинавии и лицами, приближенными к дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
В центре скандала в Швеции - крупная телекоммуникационная фирма Teliasonera, в которой контрольный пакет акций принадлежит нескольким скандинавским государствам.
В сентябре по шведскому общественному телевидению был показан документальный фильм, в котором расследовалась история дачи взятки в 300 млн долларов за 3G-лицензию, дающую право входа на узбекский рынок мобильной связи.
Руководство Teliasonera категорически отвергло выдвинутые против компании обвинения, но, тем не менее, когда за расследование взялись шведские правоохранительные органы, дело стало предметом дебатов в парламенте Швеции и по сей день остается в заголовках новостей.
В деле, заведенном против компании Teliasonera, фигурирует малоизвестная компания Takilant Ltd из Узбекистана, зарегистрированная в Гибралтаре, которой владеет 29-летняя Гаянэ Авакян.
Мало что известно об этой молодой предпринимательнице, которая пять лет тому назад вела переговоры от имени узбекского правительства, заключая многомиллионные сделки.
На фотографии с недавнего показа моды в Париже Гаянэ Авакян сидит рядом со старшей дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой - бизнес-леди, поп-дивой и бывшим послом Узбекистана в Испании в одном лице.
Именно связь с Гульнарой Каримовой придает всей этой истории особый характер.
Гульнара Каримова, как полагают, владеет крупными коммерческими интересами в Узбекистане, особенно в телекоммуникационном секторе. До недавнего времени практически невозможно было доказать ее причастность к индустрии связи, а также подкрепить доводами широко распространенные предположения об использовании ею неприемлемых приемов по захвату бизнеса.
Но история о коррупции, связанная с компанией Teliasonera, потенциально может все изменить.
В апреле этого года Teliasonera появилась в заголовках новостей, когда компания признала факт предоставления доступа к ее абонентам на территории СНГ секретным службам Азербайджана, Узбекистана и Белоруссии. В этих странах она владеет фирмами мобильной связи.
Глава компании Ларс Ниберг заявил в связи с последними обвинениями, что в случае подтверждения предположений о взятке он подаст в отставку.
В ходе проведенного шведскими журналистами расследования выяснилось, что 300 млн долларов, заплаченных Teliasonera компании Takilant, не были зафиксированы на счетах компании.
Шведские журналисты не обнаружили ни офиса, ни сотрудников Takilant на Гибралтаре и не нашли следов денег в ее ежегодных финансовых отчетах.
Когда корреспонденты Узбекской службы Би-би-си попытались выйти на дочернюю компанию Takilant в Лондоне, они обнаружили только почтовый ящик.
После разоблачительного репортажа шведские прокуроры начали расследование против Teliasonera, а также заморозили счета компании Takilant в шведских банках. В крупнейшем банке Nordea были арестованы 30 млн долларов, принадлежащие Takilant.
За несколько месяцев до того как шведские следователи начали свое расследование, компания Takilant стала объектом пристального внимания швейцарских правоохранительных органов из отдела по борьбе с отмыванием денег.
Представители женевского банка Lombard Odier зафиксировали подозрительные операции на счетах фирмы.
По словам представителя банка, в июне их насторожил клиент из Узбекистана Бекзод Ахмедов, являющийся владельцем счетов компании Takilant. После того как узбекское правительство обвинило его в неуплате налогов в особо крупных размерах, он был объявлен в международный розыск через Интерпол.
До недавнего времени Ахмедов возглавлял компанию "Уздунробита", дочернее предприятие российской телекоммуникационной компании МТС, насчитывавшей свыше девяти миллионов абонентов в Узбекистане - треть населения страны.
Согласно документам, полученным британской газетой Financial Times в 2003 году, еще до ее продажи МТС "Уздунробита" принадлежала Гульнаре Каримовой, и тогда ее генеральным директором был Ахмедов. В банке Lombard Odier он был представлен как узбекский олигарх, владелец стремительно развивающегося телекоммуникационного бизнеса.
По словам Ива Штайнера, который ведет журналистское расследование в Швейцарии, несколько раз счетами Ахмедова безуспешно пытались завладеть некие граждане Узбекистана.
В июле на улицах Женевы были арестованы двое узбеков, после того как они попытались добиться доступа к счетам, используя подложные документы.
Как сообщили источники в Lombard Odier, задержанные пытались представить банку документы, которые были очень хорошо подделаны. После их ареста по распоряжению Центрального банка Швейцарии были заморожены некоторые счета узбекских граждан в швейцарских банках на сумму 600 млн долларов.
Один из арестованных, Алишер Эргашев, являлся также владельцем замороженного в Швеции счета фирмы Takilant.
Интересен тот факт, что его имя также появляется на документах, полученных из Франции, где он указан как директор двух компаний по недвижимости. Основным владельцем компаний указана Гульнара Каримова, чья подпись также стоит на этих документах наряду с подписью Эргашева.
Швейцарская прокуратура сообщила, что - несмотря на то, что двое задержанных после проведения двух с половиной месяцев в тюрьме были отпущены под залог, - расследование в отношении граждан Узбекистана продолжится.
По мнению бывшего прокурора Женевы Бернарда Бертоссы, он не ждет от узбекских властей сотрудничества по делу о коррупции.
"Трудно, когда расследование затрагивает людей, приближенных к правительству в таких странах, как Узбекистан. Правосудие в этих странах не является независимым", - признается экс-прокурор.
Тем временем шведские журналисты выяснили, что аналогичные схемы при продаже телекоммуникационного бизнеса использовались в сделках и с другими иностранными компаниями.
До сегодняшнего дня Гульнара Каримова не отреагировала на сообщения иностранных СМИ о ее финансовых интересах. В данный момент она занята продвижением своей карьеры поп-звезды, рекламируя себя и свои ролики в социальных сетях.