Корреспондент: Европа атакует. Старый Свет ломает монополию Голливуда в производстве дорогих и кассовых фильмов

7 ноября 2012, 11:05
💬 0
👁 66

Старый Свет ломает монополию Голливуда в производстве дорогих и кассовых фильмов - на экраны мира выходит фантастическая драма Облачный атлас, сшитая на европейские деньги по кассовым американским лекалам, - пишет Ирина Илюшина в № 43 журнала Корреспондент от 2 ноября 2012 года.

Сюжет, растянувшийся почти на 500 лет, звезды мирового кино не только в главных, но и во второстепенных ролях, бюджет $ 100 млн, съемки в самых живописных местах Европы, Китая и Кореи и сразу три режиссера-знаменитости - с таким серьезным потенциалом на экраны выходит фильм Облачный атлас.

Для съемок привлечены в основном деньги крупных киностудий Европы, и ленте уже прочат звание нового европейского блокбастера - Старый континент решился на зрелищное и сверхкассовое кино всего-то раз, когда Люк Бессон снимал знаменитый Пятый элемент.

Старый континент решился на зрелищное и сверхкассовое кино всего-то раз, когда Люк Бессон снимал знаменитый Пятый элемент

Да и продюсер ленты немец Штефан Арндт глобальных амбиций не скрывает: “Мы все знаем, что главным местом на земле по кинопроизводству остается Голливуд. Они снимают самые крупнобюджетные картины, они принимают решения. Мы хотим эту ситуацию изменить”.

Чтобы достичь поставленной цели, Арндт, до недавнего времени продюсировавший низкобюджетные фестивальные картины и работавший со звездами европейского кино вроде Михаэля Ханеке и Тома Тыквера, решил совместить традиции арт-хауса и новейшие достижения мирового кинематографа в плане зрелищности.

В качестве режиссеров для новой ленты он выбрал своего давнего партнера и земляка Тыквера - обладателя многих фестивальных наград и автора двух малобюджетных, но резонансных лент, и не менее знаменитых американцев Энди и Лану Вачовски, создателей культовой трилогии Матрица, собравшей более $ 1,6 млрд при бюджете $ 300 млн.

Вачовски входят в число самых коммерчески успешных режиссеров мира, но и ленты Тыквера, хоть и не были в статусе блокбастеров, также оказывались довольно прибыльными. Например, его Беги, Лола, беги собрала более $ 7 млн со скромным бюджетом $ 2 млн.

В основу сценария Облачного атласа лег знаменитый одноименный роман британского писателя Дэвида Митчелла

В основу сценария Облачного атласа лег знаменитый одноименный роман британского писателя Дэвида Митчелла, в свое время вошедший в короткий список Букеровской премии.

Воплощать его героев на экране тоже доверили знаменитостям, либо “уроженцам” Голливуда, либо европейцам, имеющим солидный голливудский опыт, - дважды оскароносному Тому Хэнксу, Холли Берри, Джиму Бродбенту и Сьюзан Сарандон, у которых по одному Оскару, и не имеющему Оскара, но вполне звездному Хью Гранту.

Большинство из тех, кто уже видел результат их работы на специальных показах, уверяют: фильм получился зрелищным. Среди поклонников нового потенциального европейского блокбастера нашлись и обозреватели из Нового Света вроде Джеймса Рокки.

“В Облачном атласе столько страсти, души и сочувствия [к людям], что это ставит его на голову выше любого современного фильма подобного ранга - все равно, мерить ли по бюджету или по размаху [происходящего на экране] действия”, - не скрывает восторга киновед.

Киноинтернационал

Видеоряд, которым восхищаются Рокки и его коллеги, обеспечили лучшие пейзажи Старого Света и Азии. Есть в фильме и немало футуристических видов - тут пригодился опыт Вачовски в создании технологических пейзажей Матрицы. Они же отвечали за многочисленные спецэффекты - наряду с красивыми видами в фильме немало погонь и сражений, причем с использованием придуманных гаджетов.

Сразу три звездных режиссера со своими индивидуальными стилями, работающие над одной историей, - такого еще не было в мировой практике. К тому же задание перед ними стояло сложное - перенести на экран длиннейший роман, состоящий из шести отдельных историй, на первый взгляд никак не связанных между собой.

Задание перед ними стояло сложное - перенести на экран длиннейший роман,состоящий из шести отдельных историй, на первый взгляд никак не связанных между собой.

Завязка сюжета отправляет зрителя в XIX век, на плывущий по Тихому океану корабль, где знакомятся американский нотариус, английский доктор и беглый раб. Затем история переносится в начало XX века и рассказывает о конфликте двух композиторов, учителя и ученика, а потом - в 1972 год, показывая расследование американской журналисткой грязных дел нефтяных компаний.

Дальнейшие события разворачиваются в будущем, где всем правят корпорации, а у людей не осталось права на индивидуальность. Все население разделено на “чистокровных” (рожденных естественным путем) и “фабрикантов” (клонов), которые должны прислуживать, а также очищать воду, загрязненную радиоактивными отходами.

Последняя история и вовсе рассказывает о постапокалипсическом мире, в котором редкие выжившие люди вернулись к натуральному хозяйству - они разводят коз и овец, выращивают зерно и живут в хижинах. Однако разрозненность сюжетов лишь кажущаяся: фильм посвящен реинкарнации одной и той же души, путешествующей сквозь время в разных телах.

Хэнкс, который сыграл эту самую личность, причем в разных воплощениях, признается, что поначалу ему было сложно вникнуть в сюжет, но, как только он дочитал до конца присланный сценарий, вся картинка, подобно пазлу, моментально сложилась в его голове.

В бюджете фильма - в основном деньги европейских студий, но, принимая во внимание команду и локации, Облачный атлас - совместный проект Европы, США и азиатских стран Кореи и Китая

Причем актеру понравилась не только идея фильма, но и перспектива участвовать в европейском блокбастере, а окончательно его соблазнила команда проекта. “Я еще никогда в жизни не видел подобного безрассудно интернационального подхода к производству кино”, - смеется Хэнкс.

Действительно, в бюджете фильма - в основном деньги европейских студий, но, принимая во внимание команду и локации, Облачный атлас - совместный проект Европы, США и азиатских стран Кореи и Китая.

“Последние нам особенно важны, ведь там 1,2 млрд зрителей ждут хорошего кино, - рассуждает Арндт. - И не всегда они хотят американского кино. Наша задача-максимум - усилить позиции немецкого и европейского независимого кино на мировом рынке”.

Большие надежды

Хэнкс чрезвычайно доволен результатом: по его мнению, получился идеальный сплав сильного литературного произведения и богатого кинематографического опыта именитых режиссеров.

Кинокритики и профессионалы из сферы кино также положительно восприняли картину. Две трети из них поставили ей высокие оценки, отметив, что лента получилась масштабной, зрелищной и одновременно глубокой, заставляющей задуматься. Последнее особенно неожиданно, так как философские идеи редко присущи блокбастерам, где основная часть усилий команды направлена на спецэффекты и экшен.

Получился идеальный сплав сильного литературного произведения и богатого кинематографического опыта именитых режиссеров.

Судя по настроениям аудитории, надежды продюсера в отношении Облачного атласа могут вполне оправдаться. В рейтинге самых ожидаемых фильмов года на российском ресурсе Кинопоиск фильм стоит на третьем месте, пропустив вперед только Хоббита, приквел знаменитой трилогии Властелин колец режиссера Питера Джексона, и фэнтези-драму Ной Даррена Аронофски.

Всего Облачный атлас собираются посмотреть 94 % русскоязычных зрителей. Среди англоязычной аудитории, как свидетельствуют данные опроса влиятельного международного сайта кинокритики Rotten Tomatoes, таких еще больше - 98%.

Впрочем, критики не были единогласны в оценках фильма. Так, некоторые пеняли его создателям на слабую связанность между собой рассказанных историй, другим не понравилось то, что одни и те же актеры играют персонажей, не только разделенных временем и пространством, но даже иногда разного пола и расы.

С помощью этого хода создатели фильма хотели еще раз подчеркнуть связь между историями и героями и, собственно, главную идею и романа, и фильма: по своей сути человеческие переживания и страсти со временем не меняются. Но получилось, по мнению обозревателя влиятельной британской газеты The Guardian Генри Барнса, местами комично - например темнокожая Берри в роли белой аристократки с иудейскими корнями.

Некоторые пеняли его создателям на слабую связанность между собой рассказанных историй, другим не понравилось то, что одни и те же актеры играют персонажей,не только разделенных временем и пространством, но даже иногда разного пола и расы

Оставляя за зрителями право судить об актерской игре, Арндт тем не менее изо всех сил защищает трио Вачовски - Тыквер и отвергает обвинения в несвязности.

“Я создал много фильмов и хочу вам сказать, что в каждом из них можно найти режиссерские промахи. Так вот, в Облачном атласе таких ошибок гораздо меньше, чем в фильмах, у которых один режиссер”, - уверяет продюсер.

Борьбу Арндта за своего первенца в сфере дорогих и масштабных кинопроектов можно понять: ведь если фильм заявит о себе, это станет стимулом для других студий внести и свою лепту в борьбу с монополией Фабрики грез.

С немецким продюсером вполне согласна Лана Вачовски: успех Облачного атласа в прокате может оказаться настоящим прорывом, новым витком в развитии кино. А дорогие и зрелищные проекты с участием европейских профессионалов и международных инвесторов станут выходить с такой же частотой, как и голливудские.

“Если этот странный проект сработает, если он соберет большую аудиторию, это вдохновит других продюсеров и режиссеров сделать что-то подобное, потому что все увидят: рискнув большими бюджетами и ресурсами, можно выиграть”, - говорит Вачовски

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 2 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: фильм журнал Корреспондент Облачный атлас