Корреспондент: План "Б". Интервью с Виктором Пинзеником

13 ноября 2012, 09:14
💬 0
👁 204

Виктор Пинзеник, возвращающийся в политику экономист-реформатор, в интервью Александру Голубову в № 44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года - о главных ошибках правительства и о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы не погрузиться в экономическое болото

После трехлетнего перерыва Виктор Пинзеник возвращается в публичную политику. На этот раз в первой десятке избирательного списка партии УДАР Виталия Кличко он гарантированно попадает в парламент. И если к этой силе политические старожилы относятся настороженно - не знают, чего от нее ожидать, - в отношении доктора экономических наук Пинзеника вопросов нет.

Вся его политическая карьера прошла под знаком реформ. Правда, в большинстве случаев это были не успешные изменения, а бесплодные попытки, которые нарывались на отсутствие политического запроса у тех, кто обладал необходимыми полномочиями, констатирует теперь он сам.

Экономист не устает повторять, что у страны серьезные проблемы с национальной валютой и внешним долгом, “хромают” многие макроэкономические показатели, в том числе ВВП

Пинзеник работал в правительстве Леонида Кучмы, в период его президентства был вицепремьер-министром, возглавлял министерство финансов в правительстве Юлии Тимошенко, и в феврале 2009 года подал с этой должности в отставку. Причиной демарша стало несогласие с бюджетной политикой правительства. Ярый борец с государственным долгом не хотел принимать участие в обеспечении социальных инициатив премьера за счет увеличения бюджетной дыры.

Теперь же экономист не устает повторять, что у страны серьезные проблемы с национальной валютой и внешним долгом, “хромают” многие макроэкономические показатели, в том числе ВВП. Впрочем, в отличие от многих своих коллег по оппозиции, Пинзеник уверен, что ситуация исправима.

- Сейчас много говорят о возможной девальвации гривни. В то же время вице-премьерминистр Украины Сергей Тигипко заявляет, что резервов НБУ хватит как минимум на три месяца даже без экспортной выручки. Каково ваше мнение на этот счет?

- Я не знал, что резервы предназначены для затыкания дыр. Я всегда считал, что резервы нужны, чтобы их не тратить. Потому что любая система стабильна, если у нее есть резервы.

Если проблем нет, то куда делось более $ 10 млрд резервов, которые были в Национальном банке [Украины]? В сентябре мы потеряли $ 1,8 млрд, в октябре - уже $ 2,4 млрд.

Для специалиста это понятные вещи - речь идет о девальвации. Просто ее скрывают.

- И спустя какое-то время она себя проявит?

- На рынке есть превышение спроса над предложением. Согласно данным НБУ, еще в августе прошлого года резервов было $ 38,5 млрд. Сегодняшние оперативные данные показывают уже $ 26,8 млрд.

Я лишь констатирую факты - идет девальвация, которую зарисовывают продажей золотовалютных резервов.

- Как, по вашему мнению, в такой ситуации должно действовать правительство?

- Нет ничего хорошего в том, что проблему зарисовывают. Ведь от этого она лишь нарастает. Решение здесь очевидно, и оно должно быть принято. Решение заключается в том, что курс должен реагировать на ситуацию, он должен быть гибким.

- Премьер Николай Азаров утверждает, что все требования МВФ выполнены. По вашему мнению, мы и вправду можем рассчитывать на продолжение сотрудничества с фондом?

- Я даже не хочу комментировать, выполнена ли эта программа. Это очевидно. Если денег не дают, значит, она не выполнена.

Не стоит забывать, в каком состоянии находится наша экономика - она падает. Да, в первом и втором квартале она росла. Но сейчас мы наблюдаем спад. В августе промышленность упала почти на 5 %, в сентябре - на 7 %. Все прочие сектора экономики также падали. Кроме торговли, которая развивается за счет импорта.

Если нарастающий бюджетный дефицит - это хорошо, то у нас с Азаровым немного разное понимание хорошего.

Внешний долг сейчас составляет $ 129 млрд. Из них $ 60 млрд - это долг, который необходимо отдать в ближайшие 12 месяцев. Это превышает размер наших резервов. За счет чего придется покрывать этот долг? Особенно, если инвесторы массово покидают страну.

- То есть, вы считаете, что внешний долг - это главная экономическая проблема Украины?

- Внешний долг - это долг всех, кто одалживал деньги за рубежом. Именно он давит на гривню. Не имеет значения, кто покупает доллар, для того чтобы вернуть его за границу, - банк или правительство.

Не совсем верно, когда говорят лишь о том, что в следующем году государство должно будет вернуть $ 13 млрд. Не только правительство будет возвращать долги. А речь идет о $ 60 млрд.

Это делает страну неустойчивой с точки зрения заимствований и очень рискованной с точки зрения инвестиций. Если не дать правильные сигналы о том, что проблему собираются решать, не стоит ждать какой-либо серьезной инвестиционной активности.

- Какими должны быть эти сигналы?

- Причиной долга является дефицит бюджета. Я не говорю, что долг можно ликвидировать - сегодня это утопия, к сожалению. Это невозможно сделать за один год. Но можно подать сигнал о том, что страна начала его уменьшать. Для этого нужно бороться с дефицитом бюджета.

Однако правительство проводит политику, при которой эта дыра в текущем году разрастается. И решения здесь очевидны. Их диктует экономическая ситуация.

- Согласно одной из экономических теорий, в момент кризиса, наоборот, хорошо одалживать деньги, для того чтобы стимулировать спрос и экономику в целом. Вам не кажется, что если государство начнет экономить, сокращая государственный долг, то ситуация лишь усугубится?

- Проблема долга - это не только проблема желания одолжить. Нужно еще найти того, кто согласится дать в долг.

Украина имела 89 млрд грн. долга в начале 2008 года, а сейчас эта цифра составляет 496 млрд грн. И эти изменения произошли всего за 4,5 года.

Давать нам деньги стало рискованно. В этом году товарный экспорт будет меньше импорта примерно на $ 17 млрд, резервы уменьшились до $ 26,8 млрд, а долгов на следующий год [надо будет вернуть] $ 60 млрд. Пусть мне кто-то объяснит, откуда возьмется возможность покрыть потребность в долларах. И не факт, что завтра мы сможем снова одолжить.

Страну могут поднимать инвестиции, а не влезание в долги. А все эти проблемы бюджетного дефицита, долга - это проблемы финансовой стабильности, без которой про слово “инвестор” можно забыть.

- Ранее вы неоднократно выказывали беспокойство по поводу того, что перечисления НБУ в государственный бюджет уже сейчас существенно превысили план на этот год. Свидетельствует ли это о том, что запущен печатный станок?

- На сегодняшний день Национальный банк перечислил в казну 14,6 млрд грн. Изначально план составлял 9,6 млрд грн., но сейчас он несколько увеличен - теперь план превышает 11 млрд грн. И НБУ сейчас единственный “налоговый” администратор, который перевыполняет планы по перечислениям в бюджет.

Само собой, у меня серьезные вопросы относительно того, действительно ли речь идет о превышении доходов, так как информации на этот счет никогда не было, или же это обычный печатный станок.

Пока что нет повода говорить о том, что Национальный банк сделал какие-то опасные монетарные действия. Но следует всегда помнить, что наличие огромного бюджетного дефицита постоянно создает риск того, что это произойдет.

Бюджет проваливается в этом году. Чтобы его выполнить, доходы должны были вырасти на 21%. За десять месяцев они выросли только на 9 %. Более чем в два раза меньше запланированного. И с каждым месяцем прогноз выполнения бюджета лишь ухудшается. Дефицит будет в этом году намного больше, чем предполагает правительство, и составит приблизительно 4% ВВП.

- Говоря о снижении темпов роста ВВП в этом году, правительство называет причинами этого явления кризис еврозоны и неурожай. А в следующем году обещает рост ВВП на 3,5 %. Насколько оправдан такой прогноз?

- Непонятно тогда, почему многим развивающимся странам не мешает кризис еврозоны и погода. В Китае производство почему-то не падает.

Стоит подумать про внутренние причины такой ситуации. Банковский сектор, к примеру, до сих пор не восстановился - он почти не кредитует национальную экономику. За девять месяцев этого года прирост кредитов составил всего 1,2%. Неужели эти проблемы создали в США или Евросоюзе?

Можно сколько угодно указывать на чужой огород. Но есть более серьезные проблемы в своем огороде, и здесь нужно наводить порядок в первую очередь.

- Какие еще реформы необходимы стране, чтобы стать успешной?

- Есть вещи, которые экономисты просто не обсуждают. Это касается и обменного курса, и жизни в долг. Все рецепты давно известны. И о них мы уже говорили. Другое дело, что на эти изменения нет политической воли.

Второй блок решений касается инвестиционного климата. Все, что мешает инвесторам, мешает их работе, создает неоправданные риски, должно быть выброшено на свалку истории.  

***

Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: инвестиции журнал Корреспондент ВВП Пинзеник интервью