DW: Чем рассчитается Беларусь за невыплату пошлин в российский бюджет
"Разбавительный" бизнес, на котором Минск сэкономил 1,5 миллиарда долларов, может стать убыточным. Чем обернется для Беларуси уход от выплаты экспортных пошлин за российские нефтепродукты, разбиралась Наталья Макушина.
Москва ищет способы компенсации потерь от белорусского "растворительного бизнеса", превысивших полтора миллиардов долларов. Расплата за уклонение от выплаты экспортных пошлин в российский бюджет, а также за нарушение Минском обязательств по поставкам на рынок России топлива из переработанной нефти может привести Беларусь к еще большей зависимости от Кремля.
Заклятые друзья
Развитие отношений России и Беларуси больше похоже на постоянную ссору между недолюбливающими друг друга соседями, чем на связи между партнерами по евразийской интеграции. Белорусская сторона в очередной раз спровоцировала скандал с использованием российских энергоресурсов, так как банально обманывала страну-союзницу.
В Москве не надеются, что Минск возместит убытки, но и долг прощать не собираются. В результате белорусская нефтепереработка оказалась перед угрозой потерять часть объемов российской нефти. Сначала Россия решила сократить поставки до конца года на 1,3 миллиона тонн. Затем сообщалось, что Беларусь недополучит только полмиллиона тонн.
Но главная неприятность для Минска состоит в том, что Евразийская экономическая комиссия планирует увеличить список нефтепродуктов, за экспорт которых Беларусь будет вынуждена выплачивать пошлины в российский бюджет. А это в свою очередь приведет к удорожанию некоторых видов продукции белорусской нефтехимии.
Игра в поддавки
Примечательно, что разбирательства вокруг "растворительного бизнеса" совпали по времени с согласованием баланса поставок в Беларусь российской нефти на будущий год. Точка в переговорах еще не поставлена, но белорусские чиновники уверенно заявляют, что план текущего года в 21,5 миллионов тонн будет выполнен, а в 2013 году объемы поставок даже увеличатся - до 23-23,5 миллиона тонн.
На чем основан оптимизм Минска? Судя по разноречивым заявлениям официальных лиц, торг за уступки с обеих сторон идет серьезный. Причем Беларусь находится в положении обороняющегося. Для выхода из щекотливой ситуации Минск даже вспомнил о своих давних обещаниях, выполнения которых так и не дождалась в свое время Москва. Александр Лукашенко вдруг заговорил о возможности признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а также посулил переориентацию экспортных грузопотоков из портов Прибалтики на Россию - проекта заведомо невыгодного из-за увеличения дальности транспортировки и высоких железнодорожных тарифов.
Если заявления белорусского президента не блеф, который Лукашенко обычно пускает в ход для выманивания российских преференций, то они могут нанести существенный урон экономике и имиджу Беларуси, потому что ухудшат и без того плохие отношения с Западом.
"Цацанки-абяцанки"
"Цацанки-абяцанки" - так в Беларуси называют пустопорожние обещания. Но удовлетворится ли посулами Лукашенко Москва? Ведь о приватизации в пользу российского бизнеса из Минска - пока ни слова. Государственную долю акций оператора мобильной связи МТС Беларусь предложила Казахстану. Оттуда же она желает получать дополнительные объемы нефти. Ряд инвестиционных проектов планируется реализовать с Катаром, Венесуэлой и Китаем.
В то же время создание автомобильного холдинга на базе белорусского МАЗа и российского КАМАЗа не продвинулось ни на шаг, хотя еще недавно анонсировалось Минском как почти свершившийся факт. Да и миллиардный кредит, выданный российским Сбербанком "Беларуськалию", никак не ускорил приватизационные процессы в Беларуси.
За что прощают миллиардные долги
И все же Кремль нашел подступы к Минску через развитие сотрудничества в оборонной сфере, на которое возлагают особые надежды обе стороны. Свидетельством тому стали участившиеся контакты белорусских функционеров с военным руководством России, рассчитывающей связать Беларусь рядом обязательств в обмен на улучшение условий поставок нефти. Эксперты не исключают, что через промышленную кооперацию в области производства вооружений Кремль попытается заполучить контроль над высокотехнологичными белорусскими предприятиями.
Военную тему неоднократно эксплуатировал и сам Александр Лукашенко, заявляя о готовности Беларуси стать щитом для России. Правда, президент имеет в виду готовность получать определенные дивиденды за размещение на белорусской территории российских военных баз в ответ на развертывание в Европе элементов системы противоракетной обороны.
Но то, что выгодно Лукашенко, не всегда совпадает с интересами страны. Если военно-техническое партнерство Минска и Москвы будет не столько способствовать развитию научного потенциала оборонной промышленности, сколько станет причиной нового противостояния с Евросоюзом, преимущества совместных проектов могут стать недостатками. А Беларусь в нарушение собственной Конституции окажется втянутой в военные игры России.
Источник: