Корреспондент: Дорогие россияне. Art Kyiv Contemporary представил выставку самых дорогих художников России

15 ноября 2012, 09:09
💬 0
👁 154

Главный киевский форум современного искусства Art Kyiv Contemporary представил выставку самых дорогих художников России Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. На их полотнах - татуированная Венера, старики-ветераны и сексапильные девицы из подмосковных Химок, - пишет Оксана Мамченкова в № 44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года.

Певцы трэша, конъюнктурщики, творцы большой халтуры и художники эпохи, уловившие дух времени, - таков краткий, но далеко не полный список эпитетов, которыми критики успели наградить дуэт московских художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова за 18 лет их творческой карьеры.

К приведенному выше перечню определений стоит добавить два объективных - самые плодотворные (тандем создает в год до 50 картин) и самые дорогие. Согласно рейтингу аукционных результатов современных художников, который осенью составил российский специализированный сайт для коллекционеров и участников рынка Artinvestment.ru, дуэт Виноградов - Дубосарский является наиболее успешной творческой единицей в России. Пять лет назад их картина Ночной фитнес ушла с молотка за $ 262,9 тыс. на торгах Philips de Pury в Лондоне. Этот рекорд не смогло побить ни одно другое полотно из тех, что написаны российскими мастерами в XXI веке.

  BIG ART. Стартовал ART KYIV contemporary-2012 
 

Украинским зрителям представилась возможность вынести собственный вердикт работам россиян - выставка Х. Десять, которая состоит из картин, созданных москвичами за последние десять лет, открылась в рамках международного форума современного искусства Art Kyiv Contemporary в столичном музейном комплексе Мистецький Арсенал.

Если сегодня цены на работы Виноградова - Дубосарского стартуют с отметки $ 75 тыс. за полноформатное полотно, то всего десять лет назад за них не давали и $ 500. Более того: на первых порах галеристы и вовсе не желали иметь дела с молодыми авторами.

Когда в 1994 году два провинциальных реставратора Виноградов и Дубосарский оказались в Москве, ничто не предвещало их будущего успеха. Тогда живопись в столице России была не в моде: госзаказа на идеологические картины после развала Союза больше не существовало, а продвинутые художники предпочитали рисованию перфомансы и фотографию.

Если сегодня цены на работы Виноградова - Дубосарского стартуют с отметки $ 75 тыс. за полноформатное полотно, то всего десять лет назад за них не давали и $ 500

Тем не менее именно тогда Дубосарский и Виноградов твердо решили заниматься живописью.

Их старания стали приносить ощутимые доходы лишь в конце 1990-х, благодаря сотрудничеству с авторитетным куратором Маратом Гельманом. И к началу 2000-х, когда на московском арт-рынке произошел всплеск интереса к современному искусству, Дубосарский и Виноградов подошли в полной боевой готовности. Упорство и наличие четко поставленных задач сделали свое дело - цены на работы дуэта начали расти, как на дрожжах.

Тогда на их полотнах красовались лысые куклы Барби, голые женщины и герои попкультуры. Все это - непременно самыми яркими красками: тандем иронизировал по поводу массового вкуса.

Впрочем, в последние годы общий настрой работ художников несколько изменился. И теперь для киевского арт-форума галерист Дмитрий Ханкин, который на протяжении последних двух лет сотрудничает с художниками, подготовил обширную выборку картин сразу из нескольких циклов. Наименее коммерческий и при этом наиболее зрелый из них, по убеждению Ханкина, проект 2011 года За отвагу.

На многометровом полотне без лишнего пафоса изображены старички-ветераны Второй мировой войны. Арт-критик Мария Кравцова отмечает, что проект - реакция художников на современную ситуацию в России, где власть чаще спекулирует на истории, чем чтит вовлеченных в ее создание людей.

Проект - реакция художников на современную ситуацию в России, где власть чаще спекулирует на истории,чем чтит вовлеченных в ее создание людей.

Дубосарский признает: проект За отвагу стал личным ответом на фальшивый официоз. Художник вспоминает, как однажды увидел фотографию одного из московских чиновников в обществе ветеранов. “Эта фотография висела у нас в мастерской. Мы сделали с нее акварельку, а потом пришла идея сделать эту картину”, - говорит Корреспонденту художник.

С недавних пор Виноградов и Дубосарский часто используют фотосъемку в процессе создания живописных проектов. Прежде чем создать цикл На районе о жизни и быте небогатых жителей подмосковных Химок, который также представлен на Art Kyiv Contemporary, художники несколько недель ездили по его улицам, делая до 3 тыс. снимков в день. В отснятых сюжетах они искали самые цепкие.

“Это наше кредо, мы сами стараемся ничего не придумывать, следуем за ситуацией в мире”, - делится Дубосарский.

Проект На районе стал знаковым для художников. Если в 1990-х дуэт использовал советскую эстетику, чтобы создать ироничный портрет лихого постсоветского десятилетия, в 2000-х старательно эксплуатировал популярную тогда тему гламура, то к началу очередного десятилетия Дубосарский и Виноградов выбрали новый угол зрения на действительность. Получились меланхоличные зарисовки из жизни обывателей.

Художники объясняют: их творчество адресовано широкой публике, но при этом пища для ума “высоколобых” зрителей всегда найдется.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод Виноградова - Дубосарского предполагает наличие скрытых смыслов. Художники объясняют: их творчество адресовано широкой публике, но при этом пища для ума “высоколобых” зрителей всегда найдется.

К примеру, в другом проекте, выставленном в Арсенале - Danger Museum. Тут авторы в свойственной им ироничной манере обыграли известные всем образцы классической живописи. Спящая Венера итальянца эпохи Возрождения Джорджоне превращается в Веру-Венеру - татуированную девушку-хохотушку. А Урок анатомии доктора Тюльпана голландца Рембрандта так и вовсе оказывается заселен десятком персонажей из самых разных картин XIV-XVI веков. Вдобавок к этому в каждую картину встроены камеры видеонаблюдения.

Дубосарский объясняет: “Любое культурное пространство является местом контроля. Недавние выборы и в России, и в Украине показали, что это реальность”.

“Как часто бывает, мы думаем, что мы тут главные, а на самом деле всегда есть кто-то, кто наблюдает за нами”, - резюмирует он.

***

Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Россия выставка журнал Корреспондент современное исскуство Вернисаж ART KYIV contemporary Владимир Дубосарский Александр Виноградов