Акция в колонии Копейска завершена в ожидании проверок

Русская служба Би-би-си,  26 ноября 2012, 08:16
💬 0
👁 49

Российские власти сообщили о стабилизации обстановки в колонии под уральским промышленным городом Копейском, где в минувшую субботу началась акция протеста заключенных. Как говорится в сообщении пресс-службы ГУ ФСИН России по Челябинской области, все осужденные в настоящее время разошлись по отрядам, а ситуация в колонии №6 полностью находится под контролем администрации.

Эту информацию Русской службе Би-би-си подтвердили и местные правозащитники.

Ранее сообщалось, что около 250 заключенных колонии начали акцию протеста и выдвинули требования об ослаблении режима - в частности, освобождении нескольких человек из штрафного изолятора, - и улучшении условий содержания.

Как сообщил областной главк МВД, за нарушение общественного порядка около колонии сотрудниками полиции были задержаны 38 человек - это, предположительно, родственники заключенных.

Областной ФСИН, между тем, заявляет, что силовые действия в отношении осужденных не применялись и спецназ не привлекался. Как утверждает ведомство, официальных отказов узников от приема пищи не было, хотя ранее появлялась информация о том, что некоторые узники колонии №6 объявили голодовку.

Следственный комитет и областная прокуратура в настоящее время проводят проверку в связи с акцией неповиновения заключенных.

По данным Александра Юрина, члена Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области, волнения в колонии улеглись из-за того, что приехала комиссия ФСИН из Москвы, а вскоре должны прилететь и два помощника уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Как рассказал правозащитник Русской службе Би-би-си, заключенных успокоили тем, что свои претензии они смогут высказать федеральному руководству ФСИН.

Акция неповиновения

Столкновения у стен тюрьмы в Копейске начались в субботу. По словам правозащитников, осужденные жаловались на многочисленные случаи вымогательства и насилия со стороны администрации. В июне текущего года, по данным правозащитников, от побоев скончался один из заключенных колонии - Николай Коровкин.

Один из гражданских активистов, основатель движения "РосАгит" Вадим Коровин написал в своем микроблоге в Twitter со ссылкой на информаторов из Копейска, что ситуация в колонии накалилась задолго до акции: по его данным, администрация систематически вымогала у заключенных деньги за то, чтобы их не били.

"Практически весь город Копейск был уставлен машинами ДПС и других силовых служб без опознавательных знаков - скорее всего, это были ОМОН и спецназ ГУ ФСИН. Были перекрыты три проезда к исправительному учреждению, пройти в сторону колонии можно было лишь пешком, оставив машины за заграждениями ДПС. На саму территорию колонии путь преграждал спецназ ГУ ФСИН. Меня с коллегой, вопреки федеральному закону, разрешающему членам ОНК проходить на территорию исправительных учреждений, внутрь не пустили, сославшись на то, что в учреждении чрезвычайная ситуация и ничья безопасность гарантирована быть не может. Находясь в 500-1000 метров от учреждения, я слышал постоянный гул людских голосов, сравнимый с шумом футбольного стадиона", - член ОНК Челябинской области Александр Юрин о попытке посещения колонии.

Позже у ограды колонии собрались около 250 человек, которых власти называют родственниками заключенных. Часть из них, как сообщило МВД, через несколько часов разошлись, а оставшиеся стали оскорблять и бросать бутылки в сотрудников ОМОНа. Областное МВД позднее заявило, что при попытке пресечь эти действия пострадали омоновцев.

По информации Коровина, в воскресенье вечером произошел штурм колонии, после чего несколько человек были вывезены оттуда на машинах скорой помощи. ФСИН назвал информацию о штурме "недостоверной".

В ночь на понедельник правозащитница Оксана Труфанова, поддерживающая контакт с протестующими, рассказала Русской службе Би-би-си, что около 60 родственников и друзей заключенных остаются около колонии; строй полицейских c собаками отделяет их от ограды. По ее словам, стихийная акция протеста непрерывно продолжалась около суток, заключенные оставались на крышах зданий в колонии.

В настоящее время связь с правозащитницей прервалась.

"Люди, помогите"

Сообщения о происходящем в Копейске полны противоречий. Российское государственное телевидение показало кадры заключенных, забравшихся на крышу здания на территории колонии с белыми плакатами с надписью: "Люди, помогите". По мнению некоторых родственников заключенных, надпись могла быть сделана кровью.

Уполномоченный по правам человека по Челябинской области Алексей Севастьянов посетил колонию №6, после чего сообщил агентству РИА Новости, что группа заключенных остается на водонапорной башне и продолжает требовать прекращения вымогательств и "пыточных условий содержания".

Областная прокуратура позднее не подтвердила фактов избиений и телесных повреждений заключенных. "Фактов членовредительства осужденных не установлено. Все лица, содержащиеся в штрафных помещениях и в отряде строгих условий содержания, осмотрены судебно-медицинским экспертом, телесных повреждений у них не выявлено", - заявила прокуратура Челябинской области.

Алексей Севастьянов также сообщил, что он встретился с заключенным, которого другие осужденные требовали выпустить из штрафного изолятора. По словам челябинского омбудсмена, на теле мужчины он не видел следов побоев и сам этот человек отрицал, что его избивали. Правозащитница Оксана Труфанова заметила, что омбудсмен ничего не сказал о встречах с другими людьми, находившимися в СИЗО.

Севастьянов при этом фактически опроверг сообщение прокуратуры об отсутствии фактов членовредительства, сообщив, что нашел в медсанчасти колонии пациента с "множественными порезами предплечья и горла".

По статистике российской Федеральной службы исполнения наказаний, в местах лишения свободы в ее ведении по состоянию на 1 ноября отбывали наказание 593 тыс. осужденных, еще 112 тыс. человек содержались в следственных изоляторах.

Условия содержания в российских тюрьмах не раз становились предметом критики правозащитников и самих заключенных, указывающих на перенаселение, тяжелые жилищные условия, отсутствие элементарной медицинской помощи, а нередко и избиения и пытки.