Корреспондент: Сельский прорыв. Швейцарские идеи и деньги помогли винницким селянам самоорганизоваться
Швейцарские идеи и деньги помогли винницким селянам самоорганизоваться, - пишет Ирина Соломко в № 48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года.
Полторы тысячи жителей села Черепашинцы на Виннитчине вполне могут объявить свои земли автономией в составе Украины. У них для этого есть все - толковый руководитель в лице 31-летней главы сельсовета Натальи Черныш, налаженные внешнеэкономические связи со швейцарцами и определенная независимость от государства. Но главный их козырь - сплоченность, которая и позволяет черепашинцам с каждым днем улучшать жизнь малой родины.
Все вышеперечисленное появилось благодаря подземной воде, тогдашнему президенту Виктору Ющенко и горной республике в самом центре Европы.
Безводный мир
Проводя для Корреспондента виртуальную экскурсию по Черепашинцам, молодая председательница сельсовета рассказывает о двух отремонтированных улицах, новых металлопластиковых окнах в детском саду, освеженном доме культуры, а также о библиотеке, где теперь работает свободный интернет.
Местную гордость - четыре артезианские скважины, три водонапорные башни и 18 км водопроводных сетей, идущих к каждому дому, - показать полностью Черныш не может физически. Но рассказывает об этом подробно, ведь с сети и началась история преображения Черепашинцев.
Когда впервые вода пошла из кранов местных домов - а случилось это в декабре 2009 года, - радовались всем селом. “От счастья я тогда просто плакала”, - вспоминает Черныш. До того зимнего дня ее односельчане готовы были плакать не от счастья, а от безнадеги.
Когда впервые вода пошла из кранов местных домов - а случилось это в декабре 2009 года, - радовались всем селом
Черепашинцы были типичным для Центральной Украины селом - с безденежьем и почти полным отсутствием каких-либо коммунальных удобств. Имелась и одна специфическая, но острая локальная проблема - не хватало питьевой воды.
Централизованного водопровода в селе не было, а выкопать колодец до водоносного слоя трудно - Черепашинцы стоят на граните, через который не пробиться. Как только потребление вырастало, летом например, неглубокие колодцы быстро исчерпывались и люди с раннего утра шли с ведрами к единственному неиссякаемому источнику в центре.
Государство даже не обещало решить проблему, и село могло бы еще долгие годы существовать в условиях, максимально приближенных к безводной пустыне. Помогло стечение обстоятельств: в 2005 году Ющенко, озабоченный тем, что многие украинские регионы испытывали различные трудности, которые государство не могло им помочь разрешить, обратился за помощью к швейцарцам. У тех богатый опыт решения местных проблем с привлечением сил и средств общин.
Представители шоколадно-банковской республики пошли навстречу Ющенко и запустили в Украине совместный проект по децентрализации предоставления услуг - DeSpro. Его цель - помочь общинам обеспечивать свои ключевые потребности и решать часть проблем самостоятельно. Одним из направлений работы стало водоснабжение. Пилотными регионами выбрали Винницкую область и Крым, в равной степени страдавших от нехватки воды.
В 2005 году Ющенко, озабоченный тем, что многие украинские регионы испытывали различные трудности, которые государство не могло им помочь разрешить, обратился за помощью к швейцарцам
Проблема на тот момент уже вышла на национальный уровень. По словам Вячеслава Сороковского, эксперта по вопросам децентрализации, если в 2000-м половина украинских сел имела водоснабжение, то за последующие десять лет их число сократилось вдвое. В результате страна скатилась до уровня государств Восточной и Юго-Восточной Азии.
DeSpro стартовал в 2007 году. Тогда же в Черепашинцах узнали, что их село может присоединиться к проекту.
Однако швейцарцы не собирались просто так выделять селянам деньги на водопровод. Финансирование должно было быть комплексным: часть денег дают европейцы, а еще две части - государство и сами жители. Кроме того, самоуправление должно было документально обосновать, что именно оно собирается строить, и защитить идею перед представителями DeSpro. А позже, воплотив задуманное, еще и отвечать за эксплуатацию.
Черныш, которая работала бухгалтером, швейцарская идея, озвученная тогдашним председателем сельсовета, понравилась, и она активно взялась продвигать ее среди земляков. Позже ей поручили подготовить заявку.
Но прежде молодую активистку отправили на семинар, который проводил DeSprо, где обучали искусству подготовки заявок. “Семинар мне очень помог и повлиял на мое будущее. Ведь строить это одно, а написать проект - другое”, - рассказывает она.
Финансирование должно было быть комплексным: часть денег дают европейцы, а еще две части - государство и сами жители
Проект действительно повлиял на будущее Черныш. Во-первых, она три месяца объезжала на велосипеде каждый черепашинский дом, убеждая односельчан, что надо сдавать деньги на водопровод. Люди, вспоминает Черныш, боялись, что их обманут. И все же она сломала предубеждения. Земляки согласились с каждого дома передать на проект по 1,5 тыс. грн. В результате к концу 2009-го в хатах пошла вода.
Второе, что изменилось в судьбе Черныш, - сраженные результатом ее работы черепашинцы выбрали активистку председателем сельсовета. За нее отдали голоса 93 % избирателей - результат, которому позавидовали бы и лидеры автократических азиатских режимов.
Кроме того, селяне не побоялись для реализации второй очереди проекта сдать с каждого двора еще по 4 тыс. грн.
Теперь здесь работает полноценный водопровод. 1 куб. м жидкости, текущей по нему, стоит 5,03 грн., недешево (в Киеве цена примерно в полтора раза ниже). Но это чистая артезианская вода, а не продукт очистки химически сложной речной смеси.
Само пойдет
Гуидо Бельтрани, директор Швейцарского бюро сотрудничества в Украине, координирующего DeSpro, доволен инфраструктурной революцией, которая произошла в Черепашинцах. Но еще больше его радует то, с каким энтузиазмом селяне взялись за новое для них дело.
DeSpro уже реализовал в Украине 78 проектов, обеспечив водой 40 тыс. человек, и собирается продолжать. Опыт показал Бельтрани, что на начальных этапах самое трудное - убедить украинцев начать самостоятельно решать собственные локальные проблемы. Мол, местное население еще со времен Союза привыкло, что им все дадут “сверху”.
Ломать традицию сложно. К счастью, дело движется к лучшему, а пример Черепашинцев показывает, что потенциал у украинского самоуправления велик. Ведь изначально в этом селе DeSpro планировал на 75 % профинансировать строительство водопровода при общей смете 685 тыс. грн., но энтузиазм жителей позволил снизить взнос швейцарцев до 54 %. В итоге европейцы выделили 285 тыс., чуть меньшую сумму - 265 тыс. - собрали черепашинцы, а недостающие 94 тыс. грн. оплатили сельский и районный бюджеты.
DeSpro уже реализовал в Украине 78 проектов, обеспечив водой 40 тыс. человек, и собирается продолжать
Главное даже не экономия, а то, что вода, как точно подметила местная медсестра Наталия Мартыненко, изменила жизнь Черепашинцев.
Воодушевленная председательница сельсовета продолжила работу с районным руководством и земляками, и в результате в селе отремонтировали две улицы, подновили детский сад, провели в библиотеку интернет. Сейчас у Черныш новая цель - установить уличное освещение. Финансы она планирует получить из областного и государственного бюджетов, а также у земляков. Чтобы стимулировать последних, готова за деньги сельсовета частично осветить центральную улицу.
“Думаю, после того как мы реализуем первый этап, люди увидят, как это хорошо, и будут готовы вложить и свои кровные”, - считает Черныш.
С улыбкой глава сельсовета отмечает, что их успехи заметили и в соседнем селе Заливанщина. Там теперь по опробованной в Черепашинцах схеме даже без участия швейцарцев собрали деньги с общины и строят водопровод.
Идеи децентрализации понемногу воодушевляют украинцев
Тот факт, что успех в подобных начинаниях вызывает повторные реакции, отметили и киевские кураторы. “Люди начали внимательнее относиться к вопросам местного развития и улучшения качества услуг”, - сказал в комментарии Корреспонденту Анатолий Близнюк, министр регионального развития и строительства. Проектами все чаще интересуются представители даже тех районов Украины, где DeSpro не работает. В результате сегодня там реализовано 23 схожих проекта.
Именно мобилизация людей, убежден Бельтрани, и является главной целью его бюро. И швейцарцы видят, что идеи децентрализации понемногу воодушевляют украинцев. Для Бельтрани показательной стала история руководителя одного из районов, где работают проекты DeSpro. Поначалу чиновник злился, что сельсоветы вообще не предлагали ему никаких идей по реализации программ.
“Но после того как начался наш первый проект, люди настолько поверили в себя, что теперь он [руководитель района] жалуется: к нему приходит слишком много людей с различными идеями”, - улыбается швейцарец.
***
Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.