Самый влиятельный человек искусства рассказала Корреспонденту, почему так сложно понять современный арт
Каролин Кристов-Бакарджиев, одна из лучших создателей арт-выставок в мире и которую авторитетное британское издание ArtReview признало самым влиятельным человеком искусства 2012 года, в интервью Корреспонденту рассказала о том, как правильно это самое искусство воспринимать, куда оно идет и чем все это закончится.
В интервью украинскому еженедельному журналу Кристов-Бакарджиев, в частности, прокомментировала одну из самых частых претензий к современному искусству со стороны обычных посетителей выставок - о том, что без обстоятельных разъяснений специалистов понять что-либо невозможно.По словам самой влиятельной женщины в мире искусства, современный арт нужно воспринимать одновременно и умом, и сердцем.
"Нужно думать глазами и видеть умом. Знаете, я убеждена, что современное искусство не намного сложнее, чем искусство прошлых эпох. Ведь и [] Джотто в его времена было трудно рисовать именно так, как он это делал, и его современникам было непросто полностью понять его живопись. Многие видели на фресках лишь истории об Иисусе и Деве Марии, но ведь его творчество гораздо глубже. Тогда многие этого не понимали, так же как теперь многие не понимают современное искусство", - сказала она.
Кристов-Бакарджиев сравнила искусство с наукой:
"<...>Ведь наука очень похожа на искусство, а искусство напоминает науку: в основе того и другого лежит исследовательская работа. Так что нет никаких оснований полагать, что искусство должно быть простым, а наука - трудной для восприятия. Искусство и наука трудны и просты в одинаковой мере. В ходе подготовки к Документе [] я изучала квантовую физику. Это гораздо проще, чем вы думаете!"
На вопрос, остались ли вообще какие-то границы между современным искусством и другими сферами человеческой деятельности, Кристов-Бакарджиев ответила:
"Я вообще не верю в то, что существует такая сфера, как современное искусство. Это устаревший термин. Думаю, мы сейчас плохо представляем, как распределять виды деятельности по сферам. Биология, литература… Это неактуальное разделение. Вот, например, в Японии каллиграф считается и философом, и художником. Каждая эпоха и каждое общество придумывает собственные определения. Я верю в переосмысление всех областей человеческого знания - политики, искусства, науки, культуры. Современное искусство существовало в ХХ веке. Через 50 лет применять термин contemporary art наверняка не будет никто".