Николай Мельниченко: 'Я - украинский Дон-Кихот'...
В своей первой беседе с журналистом (Патрик Тайлер, The New York Times) после отъезда из Украины 3 месяца назад Николай Мельниченко, чьи откровения пошатнули стул под президентом Леонидом Кучмой, заявил, что как только закончит расшифровку сотен часов записей, вывезенных из Украины прошлой осенью, он сможет доказать причастность президента Кучмы к коррупции, политическим репрессиям и насилию.
Офицер охраны президента, обнародовавший секретные записи, сделанные из-под дивана президента Украины — страны, получающей самую значительную американскую финансовую помощь из всех бывших советских республик, — заявляет, что пытался в одиночку "остановить коррупцию и преступность", поразившие Украину после распада СССР.
Если так, г-н Мельниченко может стать своего рода героем на просторах бывшей советской империи. Миллионы обнищавших людей раздражены и озлоблены тем, что вместо обещанных рыночной экономики и демократии в их новых независимых государствах установилось единоличное правление людей, подобных г-ну Кучме, бывшему коммунистическому бонзе, сосредоточившему в своих руках неограниченную власть и богатство за счет благосостояния народа.
«Я действовал, как Дон-Кихот – полагаясь только на себя, - и стремился лишь к одному - разоблачить поразившую украинское руководство коррупцию и добиться того, чтобы воры никогда больше не вернулись к власти в моей стране», - заявил г-н Мельниченко.
В субботу 34-летний украинец прибыл на тайное интервью в одной из центрально-европейских стран, одетым в парик и длинное пальто – дабы остаться неузнанным. Шесть часов спустя он удалился точно таким же образом, попросив своих собеседников подождать 5 минут, прежде чем покинуть гостиницу в 400 км от столицы страны, которую он попросил не называть.
В своем подробном интервью Николай рассказал о том, что г-н Кучма присвоил по меньшей мере 1 миллиард долларов – на личные или политические нужды, - и выразил уверенность в том, что полная расшифровка записей, начатых в кабинете г-на Кучмы еще в 1998 г., покажет, что "в Украине нет большего преступника, чем Кучма".
Г-н Кучма, бывший директор завода по производству ракет, получивший со времени своего избрания президентом в 1994 г. $2 миллиарда американской финансовой помощи, вначале отрицал, что на кассетах г-на Мельниченко, вызвавших политический кризис в Украине, записан его голос.
Генпрокурор Украины впоследствии признал, что записанный на кассетах голос принадлежит президенту, однако, заявил, что г-н Мельниченко смонтировал пленки, исказив содержание записей.
Г-н Мельниченко выразил признательность США за поддержку, оказываемую ими Украине, и рассказал, что американские спецслужбы помогали становлению украинской демократии и искоренению коррупции. Однако все свои данные американцы передавали г-ну Кучме, который затем делал все для того, чтобы покрыть олигархов, финансирующих его режим.
"Все эти люди выполняют распоряжения Кучмы, - заметил майор, - сначала отмывают грязные деньги, а затем делятся с президентом".
Николай заявил, что г-н Кучма стал "крышей" для олигархов и бизнесменов, переводящих в качестве дани ему миллионы долларов на счета, подконтрольные г-ну Кучме через его личного банкира и наперсника Александра Волкова. "Каждый, кто работает на нас, должен платить деньги своей крыше", - цитирует Мельниченко слова г-на Кучмы на одной из пленок.
Г-н Мельниченко, рассказавший, что он окончил военную академию в Украине и служил в Советской Армии, проработал 6 лет в президентской охране г-на Кучмы. До этого он, он провел год в Кремле, охраняя последнего советского лидера Михаила Горбачева.
Г-н Мельниченко описывает г-на Кучму, как всесильного правителя, требующего от генпрокурора, главы налоговой администрации, министра внутренних дел и председателя службы безопасности обеспечения, например, своей победы на президентских выборах 1999 г., заведения уголовных дел на политических противников, ликвидации бизнеса предпринимателей, поддерживающих оппонентов.
"Что меня поразило больше всего, - так это то, что предприятия, которые могли бы быть прибыльными и обеспечивать работой многих людей, закрывались Кучмой ввиду собственных политических пристрастий" – отметил г-н Мельниченко. - "Одно из величайших зол, сотворенных Кучмой, – превращение целой страны в свой маленький грязный бизнес".
На одной из кассет, записанных Николаем, г-н Кучма обсуждает план нападения на кандидата в президенты Наталию Витренко, известную своим популизмом. По словам майора, у него имеются записи разговоров г-на Кучмы «до и после» теракта 2 октября, в ходе которого была ранена сама г-жа Витренко и 33 участника митинга в Кривом Рогу.
Гн Кучма рассчитывал переложить вину за теракт на Александра Мороза, лидера социалистической партии, являвшегося главным соперником г-на Кучмы на выборах.
Г-н Мельниченко не стал говорить о возможной помощи в записи пленок других сотрудников спецслужб, однако, описал атмосферу цинизма и предательства в ближайшем окружении г-на Кучмы, где силовые министры вели слежку и запись бесед друг друга, а затем «стучали» на соперников г-ну Кучме.
Находясь за границей, г-н Мельниченко расшифровывает аудиозаписи, однако не будет обнародовать новых пленок до тех пор, пока независимые эксперты не подтвердят подлинность записей. Группа специалистов венского Международного инститyта прессы при поддержке нью-йоркского «Freedom House», анализируют сотни часов записей, переданных им в прошлом месяце г-ном Мельниченко.
Со времени своего отъезда из Украины в конце ноября, г-н Мельниченко дважды давал по телефону интервью радио «Свобода». По словам майора, разговоры велись через несколько телефонных линий – агенты украинских спецслужб все время пытаются установить местонахождение офицера для его насильственной депортации в Украину и суда по обвинению в подслушивании г-на Кучмы.
Как рассказал г-н Мельниченко, разрешенный срок пребывания в той стране, где он находится, истекает во вторник, и он, поэтому, хотел бы, чтобы США или Великобритания помогли обезопасить его семью до окончания расшифровки им пленок
Г-н Мельниченко выразил опасения по поводу безопасности жены Лилии и 4-летней дочери Леси, находящихся вместе с ним за рубежом. Майор не хочет просить политического убежища на Западе, так как в этом случае его могли бы обвинить в работе на западные спецслужбы.
Оставляя Украину, Николай располагал лишь сбережениями на сумму $2 000, полагая, что через несколько недель вернется на родину. Он был уверен в том, что уже первых обнародованных записей, свидетельствующих о причастности г-на Кучмы к похищению журналиста Георгия Гонгадзе, достаточно для устранения президента от власти.
Г-н Гонгадзе исчез в сентябре. В начале ноября его обезглавленное тело было найдено в окрестностях Киева.
Исчезновение журналиста заставило г-на Мельниченко прослушать накопившиеся записи. Он нашел куски разговоров, в которых г-н Кучма, по словам майора, приказывает министру МВД Юрию Кравченко "избавиться" от г-на Гонгадзе, организовав его похищение "чеченцами", известными торговлей людьми.
Г-н Мельниченко рассказал, что собирался сообщить об известной ему информации оставлявшему Украину американскому послу Стивену Пайферу и вновь прибывшему – Карлосу Паскуалю, когда оба встречались с г-ном Кучмой прошлой осенью. Однако в тот момент было слишком людно (г-н Паскуаль после этого критиковал черепашьи темпы расследования дела г-на Гонгадзе; в минувшую пятницу г-н Кучма заявил, что согласен на помощь в расследовании со стороны ФБР).
Тогда г-н Мельниченко передал кассету г-ну Морозу, лидеру социалистов и бывшему спикеру парламента. Для своих коллег г-н Мельниченко придумал «легенду», согласно которой он уходит со службы и собирается заняться частной охранной, а для этого отправляется на учебу в Лондон; майор уехал буквально накануне обнародования г-ном Морозом пленок на парламентском заседании 28 ноября.
"Я действительно надеялся на то, что как только кассета станет всеобщим достоянием, Кучма уйдет, - говорит г-н Мельниченко, - я до сих пор не могу поверить в то, что он все еще руководит страной".
По словам майора, одним из самых серьезных свидетельств коррупции на самом высоком государственном уровне стала запись, на которой г-н Кучма обсуждает возможность уничтожения документов о многомиллионных сделках, посредством которых Игорь Бакай, бывший глава украинской энергетической монополии, украл $30 миллион долларов из государственных доходов от продажи природного газа.
В апреле прошлого года г-н Бакай покинул свой пост и стал депутатом парламента, чей иммунитет гарантирует от уголовного преследования (в Верховной Раде его не видели несколько месяцев), после того, как ЦРУ и ФБР, по утверждению г-на Мельниченко, представили г-ну Кучме свидетельства того, что г-н Бакай перекачивал средства в США, где в приобретенной им недвижимости аккумулированы астрономические суммы, включая поместье стоимостью в десятки миллионов долларов в солнечной Флориде.
По заявлениям американских властей, г-ну Бакаю, так же как и г-ну Волкову, запрещен въезд в США в связи с причастностью обоих к отмыванию грязных денег.