Отпуск в Турции станет дешевле
Пока турецкий валютный рынок лихорадило, а курс лиры стремительно падал, биржевые индексы росли или, по крайне мере, не падали. Основным двигателем рынка стали туристические компании и легкая промышленность. Турецкий кризис, во многом напоминающий российский образца 1998 года может оказать, как и в России, положительное влияние на национальную экономику.
Программа борьбы с инфляцией в условиях бурного экономического роста, которой придерживалось правительство Эджевита, начала приносить свои плоды. И если инфляция по-прежнему была чудовищно высокой, по сравнению с показателями развитых стран, темпы роста были впечатляющими.
И, что не менее важно, доля теневой экономики постоянно уменьшалась. Кредиты МВФ, рост покупательной способности внутреннего рынка, рост экспорта, относительна политическая стабильность - все это позволяло надеяться, что последний, восемнадцатый по счету кредит "stand-by" МВФ будет действительно последним на пути к низкой инфляции.
По меткому выражению одного турецкого банкира, нынешний кризис, словно упал с неба. Иными словами, макроэкономические показатели Турции, в отличие от российских в предкризисные месяцы, не предвещали ничего подобного.
Что дальше?
Пока кризис продолжается, можно уже попробовать оценить его последствия.
Свободно плавающий курс лиры в условиях высоких процентных ставок (600% в минувшую пятницу против 60% до начала кризиса) серьезно осложнит жизнь банкам. Не исключено, что последствия будут фатальными для части банков.
Правда некоторые из них, как стало известно в воскресенье, получит помощь Центробанка страны. Его золотовалютные ресурсы позволят спасти многих. Как предполагается, если политический кризис удастся погасить, а банки будут проводить согласованную политику, то общее падение лиры составит не более 25%.
Плохо придется и иностранным компаниям, пробивающимся на турецкий рынок. Они и так находятся под постоянным давлением со стороны дилеров, которые требуют скидок и снижения цен, ссылаясь на официальные показатели низкой покупательной способности населения.
Впрочем, учитывая то, что до 40% ВВП составляет теневая экономика, доверять официальным показателям надо с осторожностью. Как бы то ни было, но теперь иностранцам придется либо уходить, либо полагаться на местных производителей.
Особо остро турецкий кризис чувствует германская банковская система - львиная доля турецких долговых обязательств приходится на германских инвесторов.
Россия и кризис
Турецкий кризис приведет и к ужесточению политики МВФ. Кредиты Анкаре для поддержания скомпрометировавшей себя в Азии и России системы валютного коридора, по общему признанию, выделялись под давлением политических обстоятельств - учитывая ее роль в НАТО и стратегическое положение между Европой и Ближним Востоком.
Теперь, реагируя на упреки в "политическом кредитовании", МВФ будет выдвигать еще более жесткие условия для предоставления кредитов. Судя по всему, ужесточение политики не ограничится одной лишь Анкарой: новые трудности в общении с Фондом появятся и у Москвы.
Российский фондовый рынок также не сможет остаться в стороне от происходящего в Турции. Последствия турецкого кризиса в условиях общей нестабильности рынков, ударит по биржевым котировкам развивающихся стран.
Для российского фондового рынка это означает падение котировок и еще меньшую готовность иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую экономику.
Однако, рост собственно турецкого рынка в первые дни после кризиса показателен. Туризм и легкая промышленность обеспечивают значительную часть поступления иностранной валюты.
Так что можно ждать появления еще более дешевых турецких товаров. А тем, кто планирует отпуск остается лишь благодарить судьбу за то, что девальвация лиры пришлась на конец зимы - отдых в Турции станет дешевле. Хорошо развитая инфраструктура туризма и дешевая лира станут залогом недорогого и приятного отпуска. Так что, есть у тучки светлая изнанка.