Корреспондент: Двое в лодке. Премьера 3D-притчи Жизнь Пи берет мировые кассы
Премьера 3D-притчи Жизнь Пи - философского блокбастера, в котором спасающиеся в кораблекрушении подросток и тигр заставляют человечество поверить в бога, - берет мировые кассы. Сборы уже достигли солидных $ 200 млн, - пишет Оксана Мамченкова в № 51 журнала Корреспондент от 29 декабря 2012 года
Индийский подросток с диковинным именем Писин Молитор Патель и бенгальский тигр с человеческим прозвищем Ричард Паркер чудом выжили после крушения в тихоокеанском шторме грузового судна Цимцум. Как следствие, в течение 227 дней парочке пришлось делить между собой небольшое пространство спасательной шлюпки и все съестное, что случалось раздобыть в водах океана мальчику.
Кажется, этот сюжет сгодился бы скорее для высоколобой артхаусной картины, но никак не для голливудского блокбастера. Оскароносный режиссер Энг Ли рассудил иначе: потратив четыре года и $ 120 млн, он снял фильм в 3D-формате, назвав его Жизнь Пи. Пи, или Патель, - имя юного путешественника, сына владельца зоопарка, плывшего с тигром из родной Индии в далекую Канаду.
Сюжет сгодился бы скорее для высоколобой артхаусной картины, но никак не для голливудского блокбастера. Оскароносный режиссер Энг Ли рассудил иначе: потратив четыре года и $ 120 млн, он снял фильм в 3D-формате,назвав его Жизнь Пи
Выпуская фильм, студия 20th Century Fox пошла на осознанный риск - реакция публики на простую с виду киноповесть, которая на поверку оказывается притчей с двойным дном, была трудно прогнозируемой. Но вышедшая в мировой прокат в конце ноября картина уже успела отбить бюджет - ее кассовые сборы преодолели отметку $ 200 млн. При этом во многих странах мира, в том числе в Украине, релиз фильма назначен на 1 января 2013-го.
Критики встретили ленту горячо. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, отслеживающего все отзывы на киноновинки, 89 % рецензентов положительно высказались о новом творении Ли.
“Это удивительный, незабываемый кинематографический опыт. Есть чем насладиться и глазам, и сердцу”, - пишет обозреватель Луиза Келлер из австралийского издания Urban Cinefile. Уровень восторга в рецензиях других критиков и того выше.
Тем временем авторитетные западные издания вроде британского The Guardian уже включили Жизнь Пи в списки лучших картин 2012 года. Американский институт кинематографии внес творение Ли в собственную десятку лучших лент уходящего года. В обнародованном недавно списке номинантов на премию Золотой глобус 3D-притча тайваньского мастера значится сразу в двух ключевых категориях - Лучший драматический фильм и Лучшая режиссура.
По данным американского сайтаRotten Tomatoes, отслеживающего все отзывы на киноновинки, 89 % рецензентов положительно высказались о новом творении Ли.
И рядовые зрители, и критики отметили в первую очередь потрясающий визуальный ряд картины - чтобы посетители кинотеатров не заскучали, наблюдая за бедственным бытом осиротевшего в катастрофе индийского мальчика, режиссер и команда дизайнеров потрудились на славу. Океан и его обитатели предстают на экране во всей красе, а нарисованного тигра легко принять за настоящего.
Съемочная группа предпочла живому зверю в кадре виртуального, ведь американские законы строго-настрого запрещают снимать детей вместе c дикими животными, особенно в трудно контролируемых условиях. Раскачивающееся на неспокойных волнах судно - как раз такой случай.
И все удалось: умелое использование 3D-камер довело рукотворные образы до абсолюта.
“Ли использует 3D-эффекты тонко и искушенно: летучие рыбы, светящиеся медузы, остров, кишащий сурикатами, увитые планктоном киты - все это воссоздано блестяще”, - констатирует Питер Райнер из аме риканского издания Christian Science Monitor.
Тигр и $ 120 млн
Трудно представить, при каких обстоятельствах идея уложить философскую притчу в кинематографические каноны Голливуда пришла в головы менеджеров 20th Century Fox.
Тем не менее киностудия выкупила права на экранизацию книги канадского писателя Янна Мартела Жизнь Пи о мальчике, исповедовавшем три религии (индуизм, христианство и ислам) и выжившем в кораблекрушении, едва ли не сразу после публикации в 2001 году. Книга разошлась по миру девятимиллионным тиражом. Год спустя Мартел получил престижнейшую в сфере литературы Букеровскую премию.
Книга разошлась по миру девятимиллионным тиражом. Год спустя Мартел получил престижнейшую в сфере литературы Букеровскую премию.
При этом и автор первоисточника, и большинство специалистов до последнего были убеждены в невозможности переноса истории на экран. Целых семь лет ушло на поиски режиссера для проекта. В 2008-м за амбициозную задачу взялся Ли.
Авантюризма, равно как и таланта, режиссеру не занимать. За частую смену амплуа критики успели прозвать этого выходца из Тайваня стилистическим хамелеоном. Ведь он успел экранизировать и китайское фэнтези (Крадущийся тигр, затаившийся дракон), и американский комикс (Халк), и даже классику английской литературы (Разум и чувства по мотивам романа Джейн Остин). А проба пера в жанре гей-вестерн (Горбатая гора) принесла Ли Оскар за режиссуру.
На этот раз изобретательный кинематографист убедил продюсеров в необходимости использования 3D-технологий, а также обосновал потребность в привлечении одного из лучших создателей спецэффектов - студии Rhythm and Hues. Именно ее мастера потрудились над красотами киносказки Золотой компас 2007 года и обеспечили картине Золотой глобус и Оскар за лучшие визуальные эффекты. Для Жизни Пи сотрудники студии нарисовали главного героя - бенгальского тигра и некоторых других появляющихся в кадре животных.
Работу над океанскими пейзажами доверили компании MPCVFX. “Мы рассматривали океан как полноправного персонажа картины”, - объясняет руководитель MPCVFX Гийом Рочерон. Поэтому все сцены на воде сначала снимались в специально построенном рекордных размеров (70 х 30 м) бассейне с имитацией волн. Затем долгие месяцы над отснятым материалом колдовали дизайнеры.
Автор первоисточника, и большинство специалистов до последнего были убеждены в невозможности переноса истории на экран
Если совершенные животные и природа на экране - плод технологического прогресса, то игра актера Сураджа Шармы, который исполнил роль боровшегося за жизнь Пи, свежа и естественна. Дело в том, что до момента встречи с Ли Шарма не то что не снимался в кино, но и не помышлял об актерской карьере. Даже на кастинге, проводившемся в Индии, 17-летний юноша оказался случайно - привел пробоваться младшего брата. Несколько месяцев спустя именно старший из братьев Шарма оказался тем, кого Ли выбрал среди 3 тыс. претендентов.
Во время съемок Шарме пришлось нелегко. Подростку довелось не только на ходу постигать азы актерского мастерства, но и похудеть на несколько килограммов - ведь в течение полугода в открытом океане его персонаж питался лишь сырой рыбой.
“Можно подумать, что я драматизирую, но порой казалось, будто я схожу с ума”, - вспоминает о трудностях съемочного процесса новоиспеченная кинозвезда.
Трудным этот период выдался не только для Шармы. После премьеры картины на кинофестивале в Нью-Йорке Ли признался, что в ходе работы над Жизнью Пи он впервые за свою 20-летнюю карьеру испытывал страх, что ничего не получится.
Слишком многое было поставлено на карту. Фильм, создающийся на пересечении артхауса и мейнстрима, требовал вложения больших денег. Через два года после начала работы студия намеревалась урезать финансирование.
“Художественная и экономическая стороны никак не стыковались, - говорит режиссер. - Когда тратишь слишком много денег, нужно делать мейнстрим. Если тратишь недостаточно - совершаешь преступление по отношению к книге”.
Божественные технологии
Как в книге, так и в фильме историю путешествия Пи-подростка рассказывает Пи-взрослый, так что очевидной интриги - доплывет ли индийский бедолага до пункта назначения - тут заведомо нет. Главная тайна кроется в другом, она-то и выводит зрителя на философский уровень восприятия: начиная повествование, Патель обещает, что его история заставит слушателя поверить в бога.
Впрочем, за ошеломляющим видеорядом о боге нетрудно и забыть. Критики давно не были столь единодушны в оценке визуальных достоинств какой-либо картины - едва ли не с тех самых пор, когда в 2009-м экраны захватил научно-фантастический экшен Джеймса Кэмерона Аватар.
Главная тайна кроется в другом, она-то и выводит зрителя на философский уровень восприятия: начиная повествование, Патель обещает, что его история заставит слушателя поверить в бога
Теперь эксперты превозносят умение Ли наполнить все три задействованные в фильме измерения смыслом.
“Технологии в чутких руках делают реальным то, что казалось немыслимым до недавнего времени, до выхода Жизни Пи”, - не сдерживает восторга Тод Маккарти, обозреватель профильного издания Hollywood Reporter.
То, что гипнотическая красота океана во всех его проявлениях мало кого оставит равнодушным, отметили многие профессиональные зрители ленты. Не меньше похвал досталось и дебютанту Шарме, у которого, по мнению Ли, большое актерское будущее.
“Непрофессионал Шарма дебютирует невероятно обаятельно”, - убежден Джастин Чанг из американского еженедельника Variety.
Из общего восторженного хора выбиваются лишь единичные голоса недовольных. К примеру, традиционно въедливый журналист американского сайта Salon Эндрю О’Хехайр уверяет, будто просмотр картины напоминает обед из семи блюд, где каждое блюдо оказывается пирожным. “А хозяин еще и читает лекцию о том, как пирожное приблизит меня к богу”, - иронизирует критик.
В целом же неудивительно, что, уделяя львиную долю внимания визуальной составляющей картины, эксперты, словно воды в рот набрав, молчат о ее философских тайнах. Ведь, чтобы рассуждать о том, помогает ли картина поверить в бога, нужно выдать припрятанный в финале сюжетный трюк.
Традиционно въедливый журналист американского сайта Salon Эндрю О’Хехайр уверяет, будто просмотр картины напоминает обед из семи блюд, где каждое блюдо оказывается пирожным
Так или иначе даже те, кто в итоге найдет философскую подоплеку картины сущим надувательством, не пожалеют затраченного на просмотр времени. Как отметил Дэвид Эдельштейн из американского New York Magazine: “Не уверен в своих чувствах на счет бога под конец Жизни Пи, но я отчаянно поверил в магию кино”.
Дорого и красиво
Чтобы добиться максимально правдоподобной картинки при создании фильмов о вымышленных мирах, кинематографисты тратят на спецэффекты миллионы. Эти вложения приносят баснословные дивиденды
Трилогия Властелин колец (2001-2003)
Режиссер: Питер Джексон
Бюджет: $ 300 млн
Кассовые сборы: $ 3,1 млрд
Награды за визуальные эффекты: Оскар, BAFTA
В первой серии трилогии насчитывалось 540 кадров с привлечением спецэффектов, в последней их было уже 1.488. Над созданием батальных сцен эпопеи трудились 260 художников дизайнерской студии WETA. Наиболее любимого публикой персонажа, Голлума, рисовали четыре года, используя новейшие достижения технологии motion capture
Аватар (2009)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Бюджет: $ 250 млн
Кассовые сборы: $ 2,8 млрд
Награды за визуальные эффекты: Оскар, BAFTA
Джеймс Кэмерон откладывал создание Аватара почти 20 лет — именно столько времени потребовалось, чтобы технологический прогресс догнал воображение режиссера. В результате над визуальными эффектами картины трудились 900 человек, для их нужд IT-компания Microsoft и студия WETA разработали специальное программное обеспечение
Трилогия Трансформеры (2007-2011)
Режиссер: Майкл Бэй
Бюджет: $ 545 млн
Кассовые сборы: $ 2,7 млрд
Награды за визуальные эффекты: Сатурн, номинации на Оскар
Казалось бы, очеловечить нарисованную груду металла — задача невыполнимая, тем не менее создателям фильма о трансформерах это удалось. Два года ушло на то, чтобы спроектировать трансформеров, с учетом, во-первых, законов физики, во-вторых, особенностей движения человеческого тела во время занятия боевыми искусствами
Начало (2010)
Режиссер: Кристофер Нолан
Бюджет: $ 160 млн
Кассовые сборы: $ 825 млн
Награды за визуальные эффекты: Оскар, BAFTA
Хотя сюжет фильма, где реальность перемешана со сновидениями, кажется, требовал применения большого количества компьютерной графики, режиссер сделал ставку на минимальное использование цифровых и максимальное привлечение аналоговых технологий. Этот подход не помешал картине Кристофера Нолана взять несколько престижных премий за визуальные эффекты
Кинг-Конг (2005)
Режиссер: Питер Джексон
Бюджет: $ 207 млн
Кассовые сборы: $ 505 млн
Награды за визуальные эффекты: Оскар, BAFTA, Сатурн
Чтобы поведение Кинг-Конга было максимально естественным, актер Энди Серкис, чьи голос и движения были использованы для создания персонажа посредством технологии motion capture, отправился в Руанду, где наблюдал за поведением горилл в природе
Данные Box Office Mojo, IMDB, информационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 29 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.