Корреспондент: Как восходило Sony. Основатель транснациональной корпорации рассказывает историю своего бизнеса
Акио Морита, основатель транснациональной корпорации Sony, подарившей Японии одну из ее главных торговых марок, а саму страну превратившей в мировой символ технического качества, в книге воспоминаний рассказывает историю своего бизнеса
История жизни Акио Мориты, одного из выдающихся японских капиталистов, - это история о том, как маленькая мастерская по переделке радиоприемников превратилась в Sony, огромную корпорацию с многомиллионной прибылью и гордость японской промышленности.
Создание первого в мире карманного радиоприемника, транзисторного телевизора, кассетного видеомагнитофона для широкого потребления, а также легендарных портативных аудиоплееров Walkman - ко всему этому приложил руку Морита.
Книга Мориты также пронизана симпатией и уважением к простому работнику: от лояльности персонала, по словам бизнесмена, зависит будущее предприятия
В юности он увлекался физикой и тогда же решил посвятить свою жизнь созданию качественных технических устройств. Его восхождение началось в далеком 1946 году, когда 25-летний Морита вместе с 38-летним инженером Масару Ибукой в небольшом подсобном помещении занялся производством радиоприставок и запчастей для проигрывателей.
Также они ломали голову над тем, как создать прочную магнитную ленту для магнитофона. Сначала в ход шли полоски целлофана, затем предпочли тонкую и прочную бумагу. На нее энтузиасты кисточками наносили смесь, полученную из оксалата железа, разогретого на обычной сковороде. В результате мир получил магнитофон с магнитной лентой.
Магнитофон, как затем видеомагнитофон и другие продукты Sony, был настолько новым товаром для Японии, что почти никто не знал, что это и зачем его покупать, вспоминает Морита о трудностях, с которыми столкнулся когда-то. Первыми заказчиками необычной техники были государственные учреждения, которые, к примеру, нуждались в стенографистках и имели финансовые возможности для приобретения новых разработок.
Больше электротехник, чем бизнесмен, Морита и не задумывался над тем, что создает товары для рынка, которого не существует. Главное, чего он искренне желал, - чтобы его страну перестали считать исключительно старобытной империей, способной производить лишь кимоно.
Его восхождение началось в далеком 1946 году, когда 25-летний Морита вместе с 38-летним инженером Масару Ибукой в небольшом подсобном помещении занялся производством радиоприставок и запчастей для проигрывателей
В книге воспоминаний Сделано в Японии Морита пишет, как однажды в кафе в Германии ему принесли десерт, украшенный бумажным зонтиком. “Это из вашей страны”, - сказал официант, очевидно, желая сделать японцу комплимент. Морита же с печалью подумал, что это типичное представление о Японии и ее возможностях.
С болью изобретатель вспоминает бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, продемонстрировавшую, насколько в технической мощи его родина уступает США. Тогда он принял решение не жалеть ни сил, ни сбережений на развитие своей компании.
Когда продукцией Sony заинтересовался американский потребитель, Морита задумал делать маркировку товаров как можно меньшим шрифтом, ведь словосочетание Сделано в Японии служило символом низкого качества. В значительной степени благодаря его усилиям и работе его компании, которая пережила безудержный рост, ошеломительный успех и мировое признание, отношение к Японии изменилось - теперь она ассоциируется с высококачественной техникой.
Не имевший опыта в бизнесе Морита лично прошел через все трудности,с которым сталкивается предприниматель-первопроходец в деловом мире
Книга Мориты также пронизана симпатией и уважением к простому работнику: от лояльности персонала, по словам бизнесмена, зависит будущее предприятия. Он призывает руководителей меньше сидеть у себя в кабинете, а больше общаться со своими подчиненными, даже если их количество исчисляется десятками тысяч.
Не имевший опыта в бизнесе Морита лично прошел через все трудности, с которым сталкивается предприниматель-первопроходец в деловом мире, и сумел создать компанию-мечту, а также выработать свою философию управления.
Мне кажется очень важным, что, когда я был молодым, меня то и дело предостерегали: “Не думай, что, если ты наверху, ты можешь командовать всеми вокруг. Ты должен очень хорошо разобраться в деле, прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, а также брать на себя всю ответственность за свое решение”. Меня учили, что бесполезно бранить подчиненных и искать виноватых, когда возникают трудности. Согласно японскому образу мышления, которому меня учили дома, чтобы сделать то, что выгодно для обеих сторон, надо использовать общие мотивы. Все стремятся к успеху - Морита считает, что взобраться на вершину успеха ему помогли простые правила, которым его учили с детства.
Когда я учился работать с рабочими, я понял, что управляющий должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение и чуткость. Нельзя вести себя эгоистично или нечестно по отношению к людям. Эти понятия вошли в мою плоть и кровь и помогли мне выработать философию управления, которая послужила мне в прошлом и продолжает служить мне и моей компании по сей день - японский бизнесмен размышляет над тем, какими качествами должен обладать руководитель.
Во время поездки за границу в 1953 году я пришел к выводу, что полное название нашей компании - Токио цугин коге кабусики кайса - не годится для наименования товара и никто не сможет произнести его. Об него можно сломать язык. Даже в Японии мы ее порой сокращенно называли Тоцуко. Вместе с Ибукой мы рылись в словарях в поисках звучного слова и натолкнулись на латинское слово sonus, означающее “звук”. Наш бизнес был тесно связан со звуком, поэтому мы начали пробовать варианты с этим словом. Тогда в Японии росла популярность слов и прозвищ, заимствованных из английского сленга. Некоторые стали называть сообразительных и оригинальных молодых парней sonny-boys (в переводе с английского - “сынок”). И sunny (“солнечный”), и sonny звучали оптимистично и радостно, так же как и их латинский корень, с которым мы работали. В те дни мы тоже считали себя sonny-boys. К сожалению, слово sonny могло создать нам трудности, потому что по-японски оно означало “потерять деньги”. В один прекрасный день мне пришло в голову решение: почему бы просто не вычеркнуть одну букву и не назвать компанию Sony? - о том, как важно выбрать звучное и наполненное положительными ассоциациями название для компании.
Я знал, что у большинства людей в США и Европе Япония ассоциировалась с бумажными зонтиками, кимоно, игрушками и дешевыми безделушками. Выбирая себе имя, мы не старались намеренно скрыть нашу национальность, как-никак международные правила требуют указывать на товарах страну происхождения. Однако мы не стремились подчеркивать это, так как не желали, чтобы нас отвергли еще до того, как мы сможем продемонстрировать качество наших товаров. Я должен признаться, что тогда мы печатали слова Сделано в Японии очень мелкими буквами - о том, что иногда приходилось идти на мелкие хитрости для того, чтобы сломать стереотипы.
Многие годы мы вкладываем намного более 6 % оборота в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а несколько лет мы инвестировали даже по 10 %. Наша стратегия состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь. Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это. Поэтому вместо того, чтобы проводить многочисленные исследования рынка, мы концентрировались на создании того или иного продукта, старались создать для него рынок, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт - идея о том, что производитель должен сам разрабатывать продукт и выводить его на рынок, роднит Мориту с другим великим изобретателем и бизнесменом - Стивом Джобсом.
С тех пор как я стал играть в теннис, у меня улучшилась реакция. Когда я начинал играть, пропускал много мячей. Теперь же могу отбивать быстролетящие мячи. Я заметил, что, когда начал кататься на лыжах, чувство равновесия у меня было недостаточно развито. Со временем оно тоже улучшилось. Каждый управляющий должен сознавать необходимость энергичных упражнений такого рода для укрепления не только сердца, но и ума, а также ради чувства уверенности в своих силах - Морита считает: развиваясь физически, человек приобретает также самоуважение и уверенность в себе, что важно для руководителя.
У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая теория, программа или правительственная политика не способны сделать предприятие успешным - это могут сделать только люди. Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба - бизнесмен пишет, что компании, достигшие наибольшего успеха, - это те, которые сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров.
Делать ставку на людей надо искренне, порой это требует большой смелости и может оказаться рискованным делом. Но в конце концов - и я подчеркиваю это - как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете. В несколько более драматичной форме можно сказать, что судьба вашего дела фактически находится в руках вашего самого молодого новичка - о том, что человеческий ресурс является самым важным в компании.
В Sony мы не видим большой разницы между синими и белыми воротничками. И если кто-нибудь достигал успеха в качестве профсоюзного руководителя, мы проявляли к нему большой интерес, потому что людей именно такого типа мы подбираем на должность менеджеров - людей, умеющих убеждать других. Выбраковывать людей из-за того, что те не учились в престижной школе, или из-за должности, которую им случилось получить, просто недальновидно - бизнесмен считает, что главное - личные качества нанимаемого работника, а вовсе не образование или занимаемые им ранее позиции.
Наша политика заключается в том, что, где бы в мире мы ни находились, мы относимся к людям, которых мы наняли, как к членам семьи Sony, как к дорогим коллегам, и поэтому еще до того, как мы открыли в Англии наш завод, мы привезли в Токио менеджеров, в том числе инженеров, дали им возможность поработать с нами. Все они носили одинаковые куртки и ели в нашем кафетерии, где нет разделения на классы. Таким образом им давали понять, что к людям нельзя относиться дифференцированно. Мы не предоставляли отдельный кабинет ни одному управляющему, даже директору завода - о демократии в компании.
Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Сегодня мы получаем в среднем от каждого из наших сотрудников восемь предложений за год, и большинство из них - о том, как облегчить их собственную работу, как сделать ее более надежной, а тот или иной процесс - более эффективным - о том, что даже работник самого низшего звена должен оказывать свой посильный интеллектуальный вклад в развитие компании.
Мы добились того, что слова Сделано в Японии, которые раньше ассоциировались с товарами плохого качества, теперь воспринимаются как синоним отличной продукции. Но этого недостаточно. Будущее мне представляется как прекрасный мир товаров и услуг высшего качества, в котором марка каждой страны будет служить символом качества и все будут бороться между собой за деньги потребителей, устанавливая справедливые цены, отражающие соответствующие обменные курсы валют - идеалист Морита искренне верил в возможность создания справедливого делового мира с товарами отменного качества и честной конкуренцией.
Акио Морита родился 26 января 1921 года в городе Нагое в состоятельной семье, занимавшейся производством саке, соевого соуса и пасты мисо.
В 1944 году окончил Осакский университет, получив диплом физика. Затем отправился на службу в армию, где познакомился с инженером Масару Ибукой. После демобилизации Морита с Ибукой решили основать компанию Токио цугин коге кабусики кайса по производству электротехники и радиоэлектроники.
В 1949-м компания разработала магнитную ленту для записи, а годом позже Япония увидела свой первый магнитофон.
В 1958-м Ибука и Морита решили назвать компанию более благозвучным именем - Sony. Через два года Sony произвела первый в мире транзисторный телевизор, а спустя девять лет корпорация анонсировала формат наклоннострочной аналоговой магнитной видеозаписи U-matic, позволивший создавать кассетные видеомагнитофоны. В 1979-м Sony презентовала миру первый портативный музыкальный плеер - Walkman.
В 1994 году у Мориты во время игры в теннис случилось кровоизлияние в мозг, после чего он решил покинуть пост главы Sony. В 1999-м, в возрасте 78 лет, Морита умер от пневмонии.
***
Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 29 декабря 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.