Россияне не могут определиться со своей стратегией в ВТО
Чиновники, ответственные за выработку стратегии Москвы, пока молчат, сообщает корреспондент DW.
Второй день Гайдаровского форума был посвящен экономике. Особое место организаторы отвели обсуждению членства России во Всемирной торговой организации. Хотя присоединение к ВТО состоялось почти полгода назад, споры о его эффекте сохраняют остроту. Однако есть еще один вопрос, остающийся без ответа: какова же стратегия Москвы в этой организации.
У каждого - свойвариант адаптации
У бизнесменов на этот счет есть собственное мнение, но у каждого - свое. Так, председатель совета директоров, генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов считает, что главной задачей для России после вступления в ВТО должно стать таможенное администрирование. По словам Мордашова, если ускорить процедуру прохождения границы, на которую сегодня в России в среднем уходит 36 суток, то можно получить значительную прибавку к ВВП страны.
Генеральный директор ОАО "Центр международной торговли" Владимир Саламатов в интервью DW изложил свой взгляд на адаптацию России к условиям жизни в ВТО: "Модернизация, движение к нормам технических регламентов, принятых в странах Европы, сохранение и развитие собственного производства - вот как я определил бы главные задачи. А стратегической целью, как мне кажется, должно стать создание единого рынка с Евросоюзом".
Среди отраслей, способных стать опорой России в интеграционном процессе, Саламатов назвал космическую, а также атомную энергетику и энергомашиностроение. Кроме того, он считает необходимым принять меры помощи отраслям, которые в связи с членством в ВТО оказались в трудном положении, например сельскому хозяйству и в особенности свиноводству.
Минус госмонополия,плюс здоровая конкуренция
Зарубежные эксперты тоже давали советы. Вступление в ВТО дает хороший шанс для развития конкурентной среды в России, и это должно стать первоочередной задачей, заявил профессор Петерсоновского института международной экономики в Вашингтоне Андерс Ослунд. Из-за отсутствия конкуренции цены в России многократно выше, чем на Украине, подчеркнул эксперт.
Кроме того, слишком большая доля производства в России до сих пор приходится на госсектор, и членство в ВТО поможет изменить соотношение государственного и частного капитала в реальном секторе экономики, полагает Ослунд. Наконец, Москва вправе ждать и даже требовать от ВТО подписания многостороннего соглашения об инвестициях. Но это должно стать уже вторым шагом и произойти после того, как Россия сама изменится.
Чиновники и барьеры
Между тем ждать скорых перемен, похоже, не следует. Член совета директоров компании Unilever в России, на Украине и в Беларуси Ирина Бахтина в докладе на тему "Стратегия России во Всемирной торговой организации" посетовала на то, что за полгода членства страны в ВТО не раз сталкивалась с бездействием чиновников, которые отвечают за разработку технических норм и санитарных требований к готовой продукции.
"Мы до сих пор не понимаем, кто в правительстве должен сделать хоть что-то, даже проанализировать ситуацию, связанную с техническими регламентами", - пояснила Бахтина в интервью DW. - Беда России в том, что чиновники, даже если и не выстраивают новых барьеров, не устраняют уже имеющиеся". Обращения к чиновникам, по ее словам, заканчиваются отказом либо предложением провести исследования, подтверждающие безопасность того или иного товара, за свой счет.
У ведомств, которые должны отвечать за разработку и принятие новых технических регламентов, как правило, есть и специальные подразделения, и финансирование, рассказала Ирина Бахтина. Так, при Роспотребнадзоре создано унитарное предприятие, разрабатывающее новые санитарные нормы и правила, но в ведомстве пользуются наследием СССР. Скажем, норму по безопасности для листового чая не пересматривали с 1960 года, и она в тысячу раз жестче, чем в Евросоюзе, сообщила Бахтина. В таких условиях невозможно развивать бизнес, а страдает в итоге российский потребитель, подытожила собеседница.
Глава "Сбербанка" Герман Греф, выступая на форуме, тоже раскритиковал чиновников. "Я хотел бы спросить у министров, сколько часов они потратили на изучение правил ВТО. На самом деле я знаю, что они не потратили на это ни одного часа", - заявил Греф, в прошлом возглавлявший министерство экономического развития и торговли РФ.
Что думают по этому поводу сами чиновники, неизвестно. Представители власти, даже заявленные в качестве участников сессии Гайдаровского форума, на которой обсуждали вопрос о стратегии России в ВТО, так и не появились.
Источник: Русская служба DW