Лукашенко требует успехов в оружейном бизнесе
Русская служба Би-би-си,
27 января 2013, 02:34
💬
0
👁
32
Белорусский президент Александр Лукашенко потребовал новаций в военно-промышленном производстве и создания востребованных на мировом рынке вооружений, пишет для Русской службы Би-би-си из Минска Татьяна Мельничук.
Эксперты замечают, однако, что белорусской армии из отечественных новинок мало что перепадет.
На совещании по развитию военно-промышленного комплекса страны президент не скрыл: более 70% продукции белорусского ВПК уходит на внешний рынок. А продукция предприятий "Пеленг", Минский завод колесных тягачей, "Тетраэдр" практически в полном составе реализуется иностранным заказчикам.
"Нам удалось преодолеть ситуацию, когда в структуре экспорта преобладала излишествующая в Вооруженных Силах советская техника. Сейчас почти 90% экспортируемого вооружения и услуг - белорусские", - подчеркнул Александр Лукашенко. По словам белорусского президента, постоянным спросом в различных странах пользуются комплексы управления войсками и оружием, системы защиты от высокоточного оружия, радиолокационные станции, средства ПВО.
Специфический товар
По оценке независимого военного эксперта Александра Алесина, от продаж продукции ВПК Белоруссия ежегодно получает 300-400 миллионов долларов. Точные суммы контрактов – тайна, но, по сведениям аналитиков, Белоруссию в последние годы все чаще предлагает товар, сравнимый по техническим характеристикам с продуктом, произведенным для армий стран-членов НАТО. Это системы радиоэлектронной разведки и борьбы, системы электронного наведения на цель, радиолокационные средства и т.п.
"Посадка двух американских беспилотников в Иране в 2011-2012 годах была произведена в том числе и с помощью оборудования из Белоруссии", - полагает Александр Алесин.
Достойные оценки высокотехнологичной продукции белорусского ВПК дают и западные специалисты. На прошлой, проходящей раз в два года, выставке вооружения MILEX в Минске западные дипломаты особенно отметили качество белорусской оптики, ряда систем электронного управления.
Но основные покупатели такой белорусской продукции не на Западе – в регионах Персидского залива, Латинской Америки, в Африке, там, где активно "не дружат" с Европой и США.
Контакты с "проблемными" покупателями периодически оборачиваются обвинениями официального Минска в нарушении международных эмбарго. Но аналитик Александр Алесин замечает, что дальше информационных скандалов дело, как правило, не заходит: Белоруссия поставляет своим партнерам продукцию двойного назначения и средства для защиты. "То, что поставляет Белоруссия, не запрещено. Полагаю, наши контакты с Ираном были достаточно широкими, но даже поставки в Иран белорусских компонентов для систем противовоздушной обороны не попадают под мировые санкции", – говорит Алесин.
Для официального Минска проблема в ином: страны, на вооружении которых из-за "идейных расхождений" нет продукции США, Великобритании, Франции, иных западных производителей, не всегда богаты, а то и задействованы в вооруженных конфликтах, во время которых не до переоснащения армий. Потенциальные рынки Китая и Индии очень привлекательны, но без капиталовложений в собственный ВПК Минску трудно на них претендовать.
Российская тактика
Президент Лукашенко деньги пообещал, но потребовал от руководства ВПК и правительства сосредоточиться на конкретных и востребованных проектах. "Если нам хочется, но мы не можем это делать, то и речи об этом идти не может", - заявил белорусский президент.
Эксперты в Минске уже соотнесли эти требования с тактикой российских военных авиастроителей, которые, нарастив продажи Су, достаточно быстро заработали средства для модернизации отрасли.
В системе белорусского ВПК около 200 предприятий, лучшая продукция которых предлагается потребителям на сайте Госвоенпрома. Экспорт этой продукции в минувшем году вырос на 27% по сравнению с 2011 годом. Наукоемкая продукция организаций Госвоенпрома, по сообщению отраслевого журнала, составляет более четверти в общем объеме экспорта.
Среди наиболее значимых контрактов белорусского ВПК специалисты отмечают контракт по модернизации ПВО Венесуэлы (миллиард долларов) и примерно такие же по стоимости контракты с Азербайджаном.
Но глава Госвоенкома Сергей Гурулев, подводя итоги года, подчеркнул, что не все руководители предприятий системы ВПК, разрабатывая программу модернизации до 2015 года, "смогли переосмыслить модернизацию как комплексную задачу, а не простое переоснащение существующих производств". Судя по приведенным главой Госвоенкома скупым цифрам, производство остается энергоемким – показатель по энергосбережению ушел "в минус" почти на 6%.
Белоруссия со времен СССР отлично делает компоненты для вооружений, но собственных готовых образцов оружия и военной техники не производит. Между тем в российских экспортных танках, боевых машинах пехоты, реактивных системах залпового огня и снарядах к ним, самоходках, гаубицах, противотанковых ракетных и зенитных ракетно-пушечных комплексах, стрелковом оружии и многом другом есть комплектующие белорусского производства.
Ратуя за взаимовыгодность военно-технического сотрудничества, союзники блюдут каждый свой интерес, уверен аналитик Александр Алесин. "Россия не особо заинтересована иметь конкурента в виде высокотехнологичных структур белорусского ВПК. И под разговоры об интеграции не прочь взять под свой контроль наиболее привлекательные белорусские структуры – завод колесных тягачей, например, или ОАО "Пеленг", - замечает Алесин.
Лукашенко же, год назад просивший Кремль взять на содержание белорусскую армию, судя по нынешнему совещанию, рассчитывает нарастить собственную выручку от ВПК и заняться проблемой оснащения белорусских вооруженных сил.
"Сапожник без сапог"
Белорусские разработчики предлагают высококлассные, по словам специалистов, системы для обнаружения низколетящих целей, но шведский легкомоторный самолет, в июле прошлого года беспрепятственно разбросавший над Минском плюшевых мишек, заставил усомниться, что подобная техника есть на вооружении местных ПВО.
"Белорусские военные – как сапожник без сапог. Разработки специалистов ВПК великолепные, а денег внедрить это в белорусской армии нет", - замечает военный аналитик Александр Алесин. Хотя первыми на бюджетном "довольствии", по словам эксперта, стоят именно войска ПВО. "Затем – силы по проведению спецопераций, а дальше по остаточному принципу – сухопутные и бронетанковые силы, оснащение которых осталось на уровне 80-х годов прошлого века", - рассказывает Алесин.
"Технике, которой оснащена белорусская армия, по 30-40 лет, - подтверждает экс-министр обороны Павел Козловский. – И я не вижу, откуда реально возьмутся средства для переоснащения войск".
Недостаток финансирования, по словам экспертов, ощущают и разработчики новинок ВПК. Многие проекты выполняются "на энтузиазме", с расчетом, что инициатива впоследствии получит поддержку.
Когда взлетит "Гриф"
По сообщению печатного органа Госвоенкома, "Гриф-1" впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома в феврале прошлого года. И близок к процедуре госиспытаний. По словам Павла Случака, главного конструктора предприятия "558 авиаремонтный завод", тактический беспилотник "Гриф-1" в своем классе (весом 100-150 кг) имеет летно-технические характеристики, схожие с лучшими мировыми образцами.
Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы специального назначения (БАК) и беспилотные летательные аппараты (БЛА) – гордость и надежда белорусских разработчиков. По сведениям экспертов, коллективы нескольких задействованных в ВПК организаций, включая Национальную академию наук, в режиме конкуренции создают белорусские беспилотники, сравнимые с машинами передовых стран.
В ходе выполнения государственной научно-технической программы "БАК и технологии" на третий квартал 2013 года запланированы предварительные испытания БАК среднего радиуса, на осенних совместных белорусско-российских военных учениях разработчики планируют показать практические возможности БАК с беспилотными летательными аппаратами.
Серийное производство БАК с радиусом действия до 100 км намечено начать с 2014 года.
Впрочем, докладывая о перспективных разработках, представители Госвоенкома непременно уточняют: при условии дополнительного финансирования.
"Никаких шальных денег, равно как и на деревообработку, кондитерские и прочие товары, мы выделять не намерены", - предупредил президент Лукашенко на совещании в конце недели, предложив ВПК действовать, используя свой потенциал и механизмы военно-технического сотрудничества.
"При этом хочу предупредить всех: никакой "маниловщины", никакого шапкозакидательства и выпрашивания денег под какие-то идеи. Только конкретные изделия, цена, поставки на внешний рынок и в нашу армию. И персональная ответственность, начиная от премьер-министра и заканчивая всеми, кто будет причастен к этой разработке", - добавил Лукашенко.