Корреспондент: Президент и монумент. На экраны выходит Линкольн, собравший наибольшее число номинаций на Оскар этого года

31 января 2013, 09:21
💬 0
👁 35

На экраны выходит Линкольн - байопик звездного Стивена Спилберга о культовом президенте США, реформаторе и демократе. У ленты серьезные амбиции - наибольшее число номинаций на Оскар этого года, целых 12 штук, - пишет Оксана Мамченкова в № 3 журнала Корреспондент от 25 января 2012 года

На экране седой человек в изысканном костюме. Посреди людной площади он ведет неспешную беседу с солдатами. Место действия - один из городов на севере Америки, время - январь 1865-го, человек в костюме - 16-й президент США Авраам Линкольн. В ближайшие недели ему суждено добиться отмены рабства, завершить Гражданскую войну и погибнуть от пули политического оппонента.

  Трейлер к фильму Линкольн
 

Культового для американцев Линкольна перенести на экран режиссеры до последнего времени не торопились: сделать фильм о святая святых в национальном пантеоне - рисковая затея. Впрочем, если за дело берется режиссер-звезда Стивен Спилберг, результат оправдывает даже самые смелые ожидания.

Линкольн, биографическая драма о последних месяцах жизни знаменитого американского президента, выходит в широкий мировой прокат 24 января, а критики уже успели окрестить картину одной из наиболее знаменательных в карьере ее создателя.

Линкольн, биографическая драма о последних месяцах жизни знаменитого американского президента, выходит в широкий мировой прокат 24января

По словам Спилберга, он стремился создать портрет живого человека, а не монумента, и отец нации в картине полон величия, хоть и не лишен недостатков. За два с половиной часа экранного времени зритель увидит Линкольна - открытого навстречу людям политика, мастера шуток и искусного рассказчика, холодного отца и верного мужа, а за его спиной обнаружится сильная, хоть и весьма эксцентричная по тем временам женщина.

За ленту уже проголосовали Америка и Канада: при бюджете $ 65 млн картина собрала только в североамериканском прокате, стартовавшем в ноябре прошлого года, более $ 160 млн. Другими словами, можно с уверенностью утверждать, что она никак не испортит послужного списка Спилберга, считающегося едва ли не самым коммерчески успешным режиссером в истории кино - сразу у 18 его фильмов мировая касса превышает $ 200 млн. Причем стоит учесть: картина абсолютно лишена зрелищных сцен, взамен изобилует бесконечными диалогами о судьбах родины, уследить за которыми - то еще испытание для привыкшей к экшену публики.

Вереница многочисленных наград и номинаций закрепила успех байопика. Лента попала в десятку лучших фильмов 2012-го по версии Американского института киноискусств, заработала семь номинаций на Золотой глобус (награду, впрочем, получил лишь исполнивший главную роль британский актер Дэниел ДэйЛьюис), а теперь по максимуму претендует на Оскар - сразу в 12 номинациях.

Трудности диалога

Идею снять кино об одной из важнейших государственных персон в американской истории Спилберг вынашивал давно. В далеком 1999 году режиссер, к тому моменту уже обладатель двух Оскаров за режиссуру (картины Список Шиндлера 1993 года и Спасти рядового Райана 1998-го), выкупил у лауреата Пулитцеровской премии, историка Дорис Кирнс Гудвин права на еще не завершенную тогда книгу Команда соперников: политический гений Авраама Линкольна.

Спилберг, которого профильное британское издание Empire Magazine в 2005-м назвало величайшим режиссером всех времен, вспоминает, что всегда интересовался личностью Честного Эйба - такое прозвище 16-й президент США заслужил благодаря своей привычке до цента возвращать долги, что, очевидно, по тем временам в Америке было редкостью. Имея за спиной всего один класс школы, Линкольн вошел в историю не только как президент-эрудит, но также как реформатор Америки.

Линкольн вошел в историю не только как президент-эрудит, но также как реформатор Америки

Именно ему американцы обязаны созданием банковской системы, отменой рабства, а также массированным строительством инфраструктуры - в годы президентства Линкольна трансконтинентальная железная дорога связала Атлантический и Тихий океаны. Именно он, прозванный отцом равноправия, сформулировал базовый принцип демократии: правительство должно быть создано народом, из народа и для народа. Именно Линкольн своевременно провел тогда особо насущную для Америки реформу сельского хозяйства.

Первая встреча для обсуждения ленты состоялась еще в 2002 году - на руках у Спилберга был лишь начальный вариант сценария собственного авторства. Тогда же оскароносный Дэй-Льюис встретил предложение сыграть великого президента отказом. И Спилберг, не видевший другого исполнителя этой роли, отложил замысел на неопределенный срок.

Несколько лет спустя в руках у создателя Челюстей и Парка Юрского периода оказался сценарий талантливого американца, обладателя Пулитцеровской премии Тони Кушнера. Сценарист, ранее сотрудничавший с режиссером в ходе работы над драмой Мюнхен 2005 года, принес Спилбергу 550-страничную историю, которая настолько захватила режиссера, что именно с ней он рискнул вновь отправиться к Дэй-Льюису.

За год напряженной работы из длинного сценария выкристаллизовались 65 страниц, посвященных четырем последним месяцам жизни великого Эйба

Теперь британец, у которого за плечами к тому времени уже была роль главаря банды Билла Мясника Каттинга в исторической драме Мартина Скорсезе Банды Нью-Йорка, согласился. Но при одном условии - актеру требовался год для подготовки. Знаменитости ударили по рукам.

За год напряженной работы из длинного сценария выкристаллизовались 65 страниц, посвященных четырем последним месяцам жизни великого Эйба. А Дэй-Льюис, углубившись в своего персонажа, до деталей изучил его жизнь. Ему немало помог и сам Спилберг, который на съемочной площадке британца иначе как “господин президент” не называл.

Создатели картины признают: в процессе работы ими часто двигал неподдельный трепет перед масштабом личности, чей кинопортрет они взялись лепить.

“Это было очень страшно”, - коротко описывает теперь свои ощущения сценарист Кушнер.

Масштаб личности

В интерпретации Спилберга 16-й президент Америки максимально открыт и доступен для любого, кто хочет с ним встретиться, хотя нередко обделяет вниманием собственного сына.

Также Линкольн не гнушается подкупа и прочих сомнительных методов убеждения ради достижения целей государственной важности. Великий рассказчик, он сыплет цитатами из Библии и в то же время не отличается взыскательностью в отношении собственных шуток.

Тот факт, что именно слово было важнейшим орудием в арсенале Линкольна, подтолкнуло авторов к созданию картины, где разговоры преобладают над действием.

Дэй-Льюис примеряет роль эпической сложности так же легко, как если бы это было пальто, которое он носил годами

“Я мог бы писать проповеди покороче, - шутливо оправдывается с экрана обаятельный Линкольн Дэй-Льюиса, - но стоит мне начать, как уже лень останавливаться”.

Критики соревнуются в комплиментах в отношении актерской игры. “Дэй-Льюис примеряет роль эпической сложности так же легко, как если бы это было пальто, которое он носил годами”, - восхищается Энтони Оливер Скотт из американского издания The New York Times.

Свою долю восторгов за мастерский подход к столь сложному материалу получил и Спилберг. При этом даже те, кто намекает в отзывах, мол, просмотр картины может потребовать определенной степени усидчивости, тут же подчеркивают ее значимость - по их словам, картина многому научит публичных ораторов современности, да и для остальных станет небесполезным опытом.

“Гениальность Линкольна, в конце концов, состоит в видении политики - порой благородной, а порой неуклюже балансирующей между мирским и возвышенным”, - резюмирует Скотт.

Знакомые все лица

Подзаголовок: Самые яркие экранизации биографий знаменитых политиков, монархов и полководцев

Ганди, 1982 
Режиссер: Ричард Аттенборо
Исполнитель главной роли: Бен Кингсли
Награды: Оскар (8), Золотой глобус (5), BAFTA (5) 
Бюджет, $ млн: 22,0 
Кассовые сборы, $ млн: 52,9* 
Фильм о жизни Махатмы Ганди, идеолога движения за независимость Индии от британского колониального правления

Последний император, 1987 
Режиссер: Бернардо Бертолуччи 
Исполнитель главной роли: Джон Лоун 
Награды: Оскар (9), Золотой глобус (4), BAFTA (3)
Бюджет, $ млн: 25,0 
Кассовые сборы, $ млн: 44,0* 
Фильм о судьбе последнего императоре Китая Пу И, основанный на автобиографии монарха и воспоминаниях его советника

Елизавета, 1998 
Режиссер: Шекхар Капур 
Исполнитель главной роли: Кейт Бланшетт 
Награды: Золотой глобус (1), BAFTA (6)
Бюджет, $ млн: 30,0 
Кассовые сборы, $ млн: 30,0* 
Драма о восхождении на трон и раннем периоде правления королевы Англии Елизаветы I

Жанна Д’Арк, 1999 
Режиссер: Люк Бессон 
Исполнитель главной роли: Милла Йовович  
Бюджет, $ млн: 85,0 
Кассовые сборы, $ млн: 67,0 
Драма о 19-летней девушке, ставшей во главе французской армии в Столетней войне

Александр, 2004 
Режиссер: Оливер Стоун 
Исполнитель главной роли: Колин Фарелл  
Бюджет, $ млн: 155,0 
Кассовые сборы, $ млн: 167,4 
Эпос  о жизни и смерти великого полководца античности Александра Македонского

Мария-Антуанетта, 2005 
Режиссер: София Коппола 
Исполнитель главной роли: Кирстен Данст 
Награды: Оскар (1), Награда Каннского кинофестиваля (1) 
Бюджет, $ млн: 40,0 
Кассовые сборы, $ млн: 60,9 
Драма о судьбе и личной жизни королевы Франции Марии-Антуанетты – от беззаботного детства до смерти на гильотине

Королева, 2006 
Режиссер: Стивен Фрирз 
Исполнитель главной роли: Хелен Миррен 
Награды: Оскар (1), Золотой глобус (1), BAFTA (1) 
Бюджет, $ млн: 15,6 
Кассовые сборы, $ млн: 122,8 
Фильм о взаимоотношениях королевы Елизаветы II и премьер-министра Великобритании Тони Блэра

Монгол, 2007 
Режиссер: Сергей Бодров 
Исполнитель главной роли: Таданобу Асану  
Бюджет, $ млн: 18,0 
Кассовые сборы, $ млн: 26,0 
Драма о восхождении к власти монгольского полководца Тэмуджина, впоследствии известного всему миру как Чингисхан

***

Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 25 января 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал Корреспондент Оскар Линкольн кино Спилберг