Треугольник украинского православия: Киев-Константинополь-Москва

BBC Україна на русском,  30 января 2013, 17:46
💬 0
👁 178

Украинское православие остается в центре интриг, в которых участвуют все ячейки церковной жизни мира, пишет Святослав Хоменко для ВВС Україна.

Эксперты не предвидят изменений в его статусе в ближайшее время, однако называют ряд факторов, которые могут изменить статус кво.

Перед собором

На днях глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет обратился к главам поместных церквей с просьбой рассмотреть вопрос об автокефалии УПЦ КП на будущем Всеправославном соборе. Без решения этого вопроса, считает патриарх, проведение собора является неоправданным.

Собор, о котором пишет Филарет, - это высшее собрание глав всех православных церквей, на котором решаются догматические, исторические, политические и административные вопросы глобального характера.

Последний, седьмой Вселенский собор, состоялся еще в 787 году. Подготовка к восьмому - продолжается уже полвека, и, как указывают эксперты, в последние годы несколько активизировалась.

Один из главных вопросов, который будет стоять на его "повестке дня" - проблема автокефалии: кто, когда, при каких условиях и каким образом может даровать церквям самостоятельность.

Позиция Филарета заключается в том, что решать этот вопрос в узком кругу - неоправданно. На собрании должно быть заслушано и мнение представителей Киевского патриархата, Македонии и Черногории, которые тоже претендуют на поместный статус.

Однако здесь начинается самое интересное. Дело в том, что на самом деле никто не может поручиться, что Всеправославный собор вообще состоится: настолько существенны противоречия между его будущими участниками.

Собственно, об этом говорится в озвученном на прошлой неделе заявлении патриарха Московского Кирилла. Иерарх, которого еще недавно называли "двигателем" подготовки к проведению Собора, заявил, что для этого мероприятия еще не время, пока главы поместных церквей не достигнут единства по всем конфликтным вопросам.

Наблюдатели объясняют это заявление просто: у Москвы нет уверенности, что собор утвердит выгодные ей решения, в частности, и по украинскому вопросу, поэтому ей сейчас выгодно отложить его "до лучших времен".

Чего хочет Филарет

Низкую вероятность проведения собора в ближайшее время, очевидно, осознает и Филарет. Почему же, в таком случае, он обращается к собору, который, возможно, даже не состоится?

Прежде всего, говорит доктор философских наук из Института философии НАНУ Людмила Филипович, в последние годы в стратегии поведения Филарета наметились серьезные изменения: от фактической добровольной самоизоляции он переходит к попыткам наладить диалог с предстоятелями других церквей.

Диалог Филарета с другими церковными иерархами является непростым. Именно создание УПЦ КП в начале 1990-х Русская православная церковь (РПЦ) считает расколом, и за это предала Филарета анафеме. Соответственно, ни РПЦ, которую называют самой мощной православной церковью мира, ни ее многочисленные сателлиты учитывать позицию Филарета вряд ли станут.

Однако, говорят эксперты, киевский патриарх и сам осознает, что его заявления не станут руководством к действию для всех православных иерархов.

Главное для него, и с имиджевой точки зрения, и как для идеолога одной из крупнейших православных конфессий Украины - артикулировать свою позицию, выступить с ней в публичном пространстве.

"Это как Янукович, который обращается к Путину с просьбой снизить цену на газ. Он знает, что тот этого не сделает, но главное - определить позицию", - говорит один из собеседников ВВС Украина.

Другой мотив заявления Филарета - еще раз актуализировать в публичном пространстве проблему раскола украинского православия, напомнить о том, что игнорировать ее лидерам поместных церквей не получится.

Тем более, что Украина действительно является "стратегическим активом" в православном мире.

"Все лидеры (церквей - ред.) прекрасно понимают, что украинский вопрос не является второстепенным. Украина и по количеству храмов, и по количеству верующих является самой многочисленной общиной в мире", - говорит ВВС Украина доцент Львовского национального университета Андрей Юраш.

Соответственно, свои виды на нее имеют оба главных центра мирового православия - Константинополь и Москва.

"Полный разрыв"

Константинополь и Москва, несмотря на кажущийся мир, говорят эксперты, остаются потенциальными геоцерковными соперниками.

Церкви, которые ориентируются на Константинополь, - например, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская, Элладская, Кипрская, Албанская, которые вместе формируют так называемую "греческую семью", - "объективно были бы заинтересованы в появлении мощной украинской православной церкви (независимой от РПЦ - ред.), чтобы диверсификация в православной среде сработала на минимизацию влияния Московского патриархата", - говорит Андрей Юраш.

Теоретически Константинопольский патриархат мог бы предоставить автономию той части украинского православия, которое не ориентируется на Москву.

Однако по целому ряду причин такой шаг эксперты пока называют невозможным.

"("Греческие церкви"- ред.) боятся. Эти церкви в основном являются маловлиятельными, они не имеют государственных поддержек. Среди них только Элладская церковь фактически существует в христианском государстве (Греции - ред.), остальные - находятся в мусульманских государствах", - говорит главный редактор греко-католического аналитического издания "Патриархат" Анатолий Бабинский.

Предоставление автономии украинской православной церкви может привести к расколу мирового православия, констатируют эксперты.

Они напоминают: в начале 1990-х годов, когда Константинополь возобновил свою юрисдикцию над эстонской церковью, Москва не признала этого решения и разорвала евхаристическое единство с Константинополем, запретив упоминать имя Вселенского патриарха во время литургии.

Через несколько месяцев конфликт был улажен, но этот инцидент, по мнению наблюдателей, показал: если Москва готова до максимума обострить отношения с Константинополем из-за распределения влияния в маленькой, преимущественно лютеранской Эстонии, то последствия конфликта из-за Украины будут несравненно серьезнее.

"Украина - это будет не временное прерывание евхаристического единения, а полный разрыв. На развал мировой системы православия никто не пойдет", - говорит Андрей Юраш.

Рука Москвы

С другой стороны, было бы ошибкой считать, что в стратегических интересах РПЦ лежит полное подчинение себе всего украинского православия, говорит Анатолий Бабинский.

"Москве на сегодня выгодна нынешняя ситуация. Весь проукраинский элемент максимально локализован в рамках УПЦ КП и УАПЦ, он отделен от их церкви и не создает им проблем. Есть себе "раскольники", и пусть будут ... Москве не нужно в своей церкви сильный проукраинский элемент, который бы завтра снова поднял вопрос о своей независимости", - говорит эксперт.

В сохранении статуса кво - когда в Украине и так фактически параллельно действуют две церкви, для одной из которых, формально не признанной мировым православием, Москва не является духовным центром, а для другой православия вне ее не существует - РПЦ не пойдет на какие компромиссы.

Монопольное влияние на канонически признанное украинское православие является для нее принципиальным вопросом в историческом, идеологическом, культурном отношении, говорит Андрей Юраш.

Будут ли изменения?

Представляется, что нынешняя диспозиция выгодна всем заинтересованным сторонам, кроме украинских православных, которые не ориентируются на Москву.

Может ли эта ситуация измениться? Теоретически - да, осторожно предполагают эксперты.

Во-первых, это могло бы произойти, если бы официальный Киев изменил свое отношение к проблемам украинского православия.

В отличие от предыдущего президента, Виктор Янукович в своей деятельности демонстрирует относительную равноудаленность от православных конфессий, говорит Людмила Филипович.

Так было не всегда. В начале своего президентства Виктор Янукович выражал выразительные симпатии к промосковской части православия, возможно, надеялся, что таким образом он сможет достичь определенных экономических преференций в отношениях с Россией, говорит Анатолий Бабинский.

Однако, когда оказалось, что влияние Кирилла на экономическую политику РФ достаточно ограничено, Янукович занял нынешнюю позицию равноудаленности.

"Константинополь неоднократно намекал, что если руководство Украины однозначно выразит политическую волю, то он может войти в Украину", - говорит Бабинский.

Во-вторых, ситуацию могло бы изменить присоединение к сторонникам автономии части УПЦ Московского патриархата.

Андрей Юраш обращает внимание на письмо Филарета к епископату УПЦ МП от 29 января, в котором тот призывает иерархов не допустить посягательства на статус их церкви, которое якобы готовится на архиерейском соборе РПЦ в начале февраля.

"Если такое действительно произойдет, и часть УПЦ МП с этим не согласится, они могут включиться в этот процесс (присоединиться к сторонникам автономии украинских церки - ред.)", - говорит эксперт.

Определенные изменения в нынешней диспозиции - причем в направлении, которое сегодня предсказать невозможно, - очевидно, состоятся после ухода нынешних главных действующих лиц украинского православия: 84-летнего патриарха Филарета и 77-летнего главы УПЦ МП митрополита Владимира.

Однако наиболее весомым фактором, который будет влиять на судьбу украинского православия, эксперты называют объединение православных.

"От иерархов зависит многое, но не все, тем более в православии, где не действует католическая доктрина о непогрешимости папы в вопросах веры и морали", - говорит Людмила Филипович.

Если сознание людей будет меняться, и они будут артикулировать необходимость изменения статуса кво, мировое православие просто вынуждено будет пойти навстречу этим пожеланиям, говорят эксперты.

"У Украины есть тот козырь, что если украинские церкви начнут между собой говорить, они все больше будут понимать, что они близки друг другу. Если бы апелляция (об изменении статуса - ред.) исходила от объединенной церкви, Константинополь не имел бы никаких аргументов против того, чтобы ее принять ... Если бы украинское православие не было таким фрагментированным, оно так бы грянуло в мировом православии, что его вопрос они просто вынуждены были каким-то образом решать", - говорит Анатолий Бабинский.

Однако, соглашаются эксперты, время, в течение которого могут наступить эти изменения, может измеряться даже не годами, а десятилетиями. И это не удивительно для такой чувственной и консервативной сферы человеческой жизни, как религия.

Источник: ВВС Україна