НГ: В Киеве заговорили о российском следе в деле Гонгадзе
Расследование убийства журналиста может продолжиться в период президентских выборов, - пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете
В Киеве вынесен приговор убийце журналиста Георгия Гонгадзе. Бывшего генерала МВД Алексея Пукача во вторник вечером осудили к пожизненному тюремному заключению. Организатором преступления был признан экс-глава МВД Юрий Кравченко, которого давно нет в живых. Но на этом история, длящаяся 13 лет, не закончилась. Ведь открытым остался вопрос о заказчиках убийства. И если ранее в этом контексте упоминали второго президента Украины Леонида Кучму, а также работавшего в то время главой президентской администрации Владимира Литвина, то теперь в Киеве вдруг заговорили о российском следе.
Основатель одного из первых и самых влиятельных интернет-изданий Украинская правда Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. Спустя два месяца в лесу в Киевской области было обнаружено обезглавленное тело. А останки головы были найдены только в 2009 году, когда следствию удалось найти и задержать Пукача – главного подозреваемого в совершении убийства. Годом ранее были осуждены его подчиненные – бывшие сотрудники департамента внешнего наблюдения МВД Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович, принимавшие участие в слежке за журналистом и в его похищении.
По словам Пукача, организатором преступления выступал экс-глава МВД Юрий Кравченко, который, в свою очередь, мог получать указания от президента Кучмы и главы его администрации Литвина
Пукач на суде признал, что задушил Гонгадзе, но сказал, что хотел лишь припугнуть, а убийство произошло случайно. Как утверждают адвокаты потерпевшей стороны, он много раз менял показания, но всегда придерживался той линии, что лично никак не был заинтересован в расправе. По словам Пукача, организатором преступления выступал экс-глава МВД Юрий Кравченко, который, в свою очередь, мог получать указания от президента Кучмы и главы его администрации Литвина. Кравченко погиб при странных обстоятельствах в 2005 году – накануне первого допроса по делу Гонгадзе. По официальной версии, он совершил самоубийство, однако эксперты, говоря о двух огнестрельных ранениях в голову, сомневаются в правдивости этой версии.
Имена Литвина и Кучмы ни в судебном процессе, ни в приговоре Пукачу не звучали. Судья приняла решение исключить из материалов дела так называемые пленки Мельниченко – записи разговоров в кабинете главы государства, тайно проводившиеся одним из охранников Кучмы. Факт записей и их фрагменты были обнародованы спустя несколько месяцев после исчезновения Гонгадзе: Мельниченко предал информацию гласности через работавшего тогда председателем Верховной Рады лидера Соцпартии Александра Мороза. Прямо в здании парламента была созвана пресс-конференция, давшая старт "кассетному скандалу". Журналисты прослушали записи, на которых люди, чьи голоса и манера разговора напоминают Кучму, Кравченко, Литвина, говорят о необходимости "разобраться" с журналистом. Хотя в обнародованных разговорах не было прямого указания совершить убийство, но содержание бесед позволило прессе и обществу обрушиться с обвинениями в адрес Кучмы. Впоследствии ситуация переросла в постоянные акции Украина без Кучмы, итогом которых стала оранжевая революция.
Судья приняла решение исключить из материалов дела так называемые пленки Мельниченко– записи разговоров в кабинете главы государства, тайно проводившиеся одним из охранников Кучмы.
Новая власть в 2005 году клялась, что дело Гонгадзе будет раскрыто в течение нескольких месяцев. В должности генпрокурора был восстановлен уволенный Кучмой Святослав Пискун, который лично курировал громкое расследование. Еще в период правления Кучмы он арестовал Алексея Пукача. "Очень близко я подошел, очень близко. А вот к кому – не скажу, конечно. Арестовали Пукача, и через два дня меня уволили, а Пукача отпустили – убийца просто пошел гулять. Когда я вернулся генеральным прокурором в 2004–2005 году, мы арестовали других исполнителей убийства. Но после этого меня снова незаконно уволили, и сделал это уже Виктор Ющенко", – рассказал Пискун осенью прошлого года.
Новый виток "дела Гонгадзе" начался уже при президенте Януковиче: в марте 2011 года замгенпрокурора Ренат Кузьмин сообщил о возбуждении уголовного дела против Кучмы. Вещественным доказательством должны были послужить записи, сделанные Мельниченко. Бывшего главу государства подозревали в превышении служебных полномочий, в результате чего и погиб Гонгадзе. Полгода Кучма и Мельниченко исправно ходили на допросы. Первый выглядел вполне искренним, когда заверял журналистов, что не имеет отношения к убийству и что устал от подозрений и обвинений, а поэтому заинтересован в том, чтобы суд установил истину. Второй возмущался, что следователи его не слышат. "Я убежден, что в "деле Гонгадзе" Кучма не является главным злодеем. Человек, который это все организовал – и убийство, и потом всю кутерьму, – это Литвин Владимир Михайлович", – заявил Мельниченко в одном из телеинтервью в 2001 году. Он пояснил: "Это была интрига, Кучму подставили. Литвин планировал осуществить государственный переворот, чтобы самому возглавить государство Украина".
Это была интрига,Кучму подставили. Литвин планировал осуществить государственный переворот,чтобы самому возглавить государство Украина
Но истина установлена так и не была: к концу года суды признали незаконным возбуждение уголовного дела против Кучмы на основании записей, сделанных незаконно. Позже Конституционный суд Украины подтвердил, что улики, добытые незаконным путем, не могут быть использованы в качестве вещественного доказательства в суде. Литвин, занимавший в то время должность председателя парламента, затеял судебные тяжбы со СМИ, которые обвинили или заподозрили его в причастности к организации убийства Гонгадзе.
С вынесением приговора Пукачу дело может быть списано в архив. Ведь экс-министр Кравченко погиб, а кроме него, никто не может указать на заказчиков убийства. Вдова Гонгадзе Мирослава недоумевает: суд установил, что Кравченко был организатором, но у него, как и у Пукача, не было личного мотива убивать журналиста. "Кто отдавал приказ? У Кравченко, разумеется, мы не можем спросить. Осталось два человека: Кучма и Литвин, фамилии которых звучали в судебном процессе. Я, откровенно говоря, не понимаю оснований, по которым нам отказали в ходатайстве вызвать (в суд. – НГ) и Литвина, и Кучму, и других политиков и должностных лиц", – сказала она.
Осталось две версии относительно заказчиков убийства Гонгадзе: экс-президент Леонид Кучма или российские власти и спецслужбы
Алексей Пукач на вопрос судьи о том, понятен ли ему смысл приговора, многозначительно ответил: "Будет понятен только тогда, когда Кучма и Литвин будут со мной". Он успел сказать журналистам, что обо всем рассказал в ходе следствия. Эксперты в Киеве считают, что слова Пукача уже мало кого интересуют.
Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров в комментарии Немецкой волне отметил: "Если произойдут существенные политические перемены, то люди, пришедшие к власти, возможно, и захотят найти правду в этой истории. Так же как и в историях гибели Юрия Кравченко, бывшего министра транспорта Георгия Кирпы, депутата Евгения Щербаня и многих других". Он отметил, что расследование всех громких преступлений тормозится, поскольку может вывести на след людей во власти и в нынешней оппозиции. А также указать на деятельность иностранных спецслужб.
Последнее предположение, которое уже многие годы обсуждают в кулуарах и на кухнях, произнесла публично директор Института массовой информации Виктория Сюмар: "Осталось две версии относительно заказчиков убийства Гонгадзе: экс-президент Леонид Кучма или российские власти и спецслужбы".
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов