Корреспондент: Страдать так с музыкой. В украинский прокат выходит мюзикл Отверженные, претендующий на восемь Оскаров
В украинский прокат выходят Отверженные уже собравший сотни миллионов мюзикл о социальной несправедливости и милосердии. Его снял Том Хупер, автор оскароносного Король говорит!, и с новым фильмом претендующий на восемь Оскаров, - пишет Оксана Мамченкова в № 5 журнала Корреспондент от 8 февраля 2013 года.
В 1860 году американская газета The New York Times сообщила о скором выходе романа Отверженные француза Виктора Гюго. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы среди читающей публики по обе стороны Атлантики: поклонники автора Собора Парижской богоматери ждали нового романа писателя долгие 30 лет. Затянувшееся ожидание и рекламная кампания обеспечили тогда книге статус бестселлера.
Это, в первую очередь,перенос на большой экран успешнейшего в истории жанра мюзикла композиторов Клод-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля.
Дело в том, что фильм не просто кинопересказ классического сюжета о терзаемой народными волнениями Франции периода реставрации монархии, где бывший крестьянин и каторжник Жан Вальжан, переродившись духовно, достигает солидного положения в обществе, чтобы помогать обездоленным. Это, в первую очередь, перенос на большой экран успешнейшего в истории жанра мюзикла композиторов Клод-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля.
С момента ее появления в 1980-м постановка не сходила со сцен ведущих театров Парижа, Лондона и Нью-Йорка. За это время ее увидели 60 млн зрителей в 42 странах мира, а специалисты отметили полюбившийся публике шедевр самой престижной наградой в музыкальной индустрии - Grammy.
Ленту Хупера ожидаемо настиг успех. При бюджете $ 61 млн фильм уже собрал $ 340 млн в прокате. Такой показатель позволил картине стать вторым мюзиклом десятилетия с точки зрения коммерческих достижений после Мамма миа! (2008) Филлиды Ллойд, собравшей кассу $ 610 млн.
При бюджете $ 61 млн фильм уже собрал $ 340 млн в прокате.
Профессиональная среда оказалась не менее благосклонна к плоду трудов британца, чем зрители. Лента уже выиграла четыре Золотых глобуса (в том числе в номинации Лучший мюзикл или комедия) и вошла в десятку лучших картин 2012 года по версии Американского института киноискусства. Теперь фильм претендует на восемь Оскаров.
Разобраться в том, за что так полюбились Отверженные зрителям по всему миру, украинцы смогут сами: картина выходит в отечественный прокат 7 февраля. Тем временем критики хоть и хвалят фильм за безупречный актерский состав, однако нередко ругают самого Хупера за недостаточно тонкую работу по кинематографическому переосмыслению сценического произведения.
Впрочем, рациональные замечания тонут в море эмоциональных восторгов. Обозреватель Питер Треверс из американского издания журнала Rolling Stone впечатления от просмотра резюмирует так: “К черту несовершенства - это совершенно изумительно”.
Мюзикл требует жертв
Работа продюсера - дело весьма рискованное, ведь с точностью просчитать успех каждого нового проекта не под силу никому. Но британца Кэмерона Макинтоша профессиональное чутье не подводит, кажется, никогда. С его легкой руки в 1980-х появились самые успешные мюзиклы всех времен - Кошки (1980) и Призрак оперы (1986) на музыку британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера.
По просьбе Макинтоша французы Шенберг и Бублиль взялись за адаптацию своего мюзикла Отверженные для лондонской сцены. Именно в 1985-м, с премьеры на сцене Барбикан-центра в английской столице началось шествие мюзикла по планете.
Подписавшись на Отверженных, британец выдвинул только одно требование - режиссер напрочь отверг идею предварительной записи вокальных партий в студии
О покупке прав на экранизацию Макинтош позаботился едва ли не сразу. А вот найти подходящую кандидатуру для реализации амбициозного проекта смог лишь в 2010 году. Хупер вспоминает, что мысль о возможности взяться за великий мюзикл помогла ему пережить стресс от шумихи вокруг его предыдущей картины - Король говорит!, которая собрала $ 414 млн в мировом прокате и принесла автору обойму наград, включая Оскар за лучший фильм.
Подписавшись на Отверженных, британец выдвинул только одно требование - режиссер напрочь отверг идею предварительной записи вокальных партий в студии, как это принято делать при производстве мюзиклов в Голливуде. Актеры должны были исполнять все песни прямо на съемочной площадке.
Перфекционистский подход вдохновил не только продюсеров, но и актеров. К примеру, исполнивший роль бывшего каторжника и вечного беглеца Вальжана австралиец Хью Джекман, известный публике преимущественно по блокбастерам вроде Людей Икс и Ван Хельсинга, раскрыл здесь свои истинные возможности.
“Он так профессионален и так убедителен в своем пении, что начинаешь верить, будто пение - его главный способ общения”, - не скрывает восторгов Хупер.
Чтобы походить на каторжника, проведшего в неволе 19 лет, актер похудел на 14 кг. А чтобы достичь той силы,которой, согласно книге, обладал его персонаж, он ежедневно проводил в тренажерном зале по несколько
Хотя, чтобы достичь такой легкости, актеру пришлось изрядно попотеть. Джекман вспоминает, что подготовка к мюзиклу оказалась более изнурительной, чем тренировки перед съемками в экшенах. Чтобы походить на каторжника, проведшего в неволе 19 лет, актер похудел на 14 кг. А чтобы достичь той силы, которой, согласно книге, обладал его персонаж, он ежедневно проводил в тренажерном зале по несколько часов, причем физические нагрузки сочетал с уроками пения.
Посоревноваться с Джекманом в принесенных ради съемок жертвах может, пожалуй, только Энн Хэтэуэй. И без того стройная звезда фильмов Дьявол носит Prada и Темный рыцарь: Возрождение легенды специально для роли Фантины (девушки, которую выгоняют с фабрики достигшего успеха Вальжана и чью дочь он затем обязуется воспитывать после ее смерти) актриса похудела на 11 кг. Кроме того, Хэтэуэй, чья героиня продает свои великолепные волосы в надежде прокормить дочь, согласилась быть остриженной прямо в кадре.
Для того чтобы достичь своей главной цели - создать особую реальность, где естественной формой коммуникации для людей была бы песня, - Хупер не щадил ни себя, ни актеров. Актеры в один голос обращают внимание на то, что в ходе трехмесячного периода съемок им приходилось петь по несколько часов кряду, что редко делают даже профессиональные певцы. О пережитых трудностях участники процесса теперь вспоминают с улыбкой.
“Это был смелый, но правильный выбор. Сложный для актеров. Но именно это дало нам необходимую степень свободы”, - защищает творческий метод Хупера Джекман.
Крупным планом
По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает все отзывы на киноновинки, когда на экраны вышел Король говорит!, 95 % рецензентов положительно высказались о работе Хупера. Новая картина режиссера вызвала однозначное одобрение лишь 70 % из них.
При этом львиная доля похвал адресована актерам. А среди фавориток критиков - Хэтэуэй в роли Фантины. Неудивительно, что именно она считается главной претенденткой на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. “Фильм стоит посмотреть уже хотя бы ради Хэтэуэй”, - убежден Лу Луменик из американской New York Post.
Те из обозревателей, кто остался недоволен картиной британца, обвиняют его в злоупотреблении крупными планами и излишней монотонности киноповествования
Те из обозревателей, кто остался недоволен картиной британца, обвиняют его в злоупотреблении крупными планами и излишней монотонности киноповествования.
Режиссер защищается просто: по его словам, во время съемок каждый дубль снимался несколькими камерами. Но в ходе монтажа предпочтение отдавалось именно тем, что смотрели актерам прямо в лицо. “Эмоциональная близость становилась гораздо более интенсивной”, - парирует британец.
Между тем крупные планы позволили авторам накалить до предела переживаемые героями эмоции, а зрителю - увидеть мастерство актеров во всей красе. Описывая впечатления от просмотра, многие даже суровые эксперты говорят о пережитом в кино опыте как о катарсисе. Ведь то, о чем поют артисты, - разделенная и неразделенная любовь, отчаяние, гнев, потеря близких, сомнения - близко каждому.
А режиссер обращает внимание еще на одну составляющую актуальности Отверженных: “Мы живем в период зарождения невероятной злости из-за неравенства и несправедливости в обществе”. И описанная Гюго история, по мнению Хупера, дарит веру в то, что каждый в силах изменить не устраивающие его обстоятельства.
Звуки музыки
Топ-7 самых кассовых мюзиклов последнего десятилетия
Мамма миа! (2008)
Комедия о девушке, которая решила совместить свадьбу с поиском собственного отца среди трех бывших любовников матери, - экранизация одноименного бродвейского мюзикла, основанного на песнях популярной в 1970-е шведской группы АВВА
Отверженные (2012)
Зачарованная (2007)
Музыкальное фэнтези о диснеевской принцессе, которая стараниями злой мачехи из волшебной страны Андалазии, где ее ожидал брак с прекрасным принцем, попадает во враждебный Нью-Йорк
Чикаго (2002)
Криминальная драма о чикагских 1920-х, где обычная девушка Рокси Харт, мечтающая о сценической славе, сперва убивает любовника-обманщика, а затем попадает в тюрьму. Именно оттуда начинается ее путь к известности
Лак для волос (2007)
Киноадаптация бродвейского мюзикла, действие которого разворачивается в американском Балтиморе в 1960-х вокруг школьницы-толстушки, мечтающей стать звездой любимого ТВ-шоу
Мулен руж! (2001)
Музыкальная мелодрама о звезде кабаре Мулен руж, втянутой в любовный треугольник с участием бедного поэта и богатого герцога – спонсора постановки
Девушки мечты (2006)
Экранизация бродвейского мюзикла, сюжет взят из реальной жизни. Действие разворачивается в 1960-х и крутится вокруг трех девушек, из которых музыкальные продюсеры лепят R&B-трио
Данные IMDB, Box Office Mojo
***
Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 8 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.