Корреспондент: Сделано за границей. Доля импорта на украинских прилавках растет с угрожающей скоростью
Доля импорта на украинских прилавках растет с угрожающей скоростью. Бизнесмены разводят руками: открывать и развивать производство в Украине сегодня решаются только отчаянные. Экономические показатели начинают давить на гривню сильнее, чем даже в 2008 году, - пишет Инна Прядко в № 7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года
В конце января на встрече с членами Совета предпринимателей премьерминистр Николай Азаров вдруг показательно возмутился гардеробом присутствующих.
“У каждого из нас сидящих костюмы импортные, рубашки импортные, галстуки импортные, обувь импортная. Куда дальше ехать? Приехали уже, - заявил премьер. - Настало время принимать самые радикальные меры, которые позволят нам подняться”.
По итогам 2012 года, согласно данным Госкомстата, страна потратила на закупку импортных товаров на $ 15,8 млрд больше, чем заработала на продаже за рубеж собственных.
Правда, из ямы импортозависимости Украине придется не подниматься, а, скорее, выкарабкиваться. По итогам 2012 года, согласно данным Госкомстата, страна потратила на закупку импортных товаров на $ 15,8 млрд больше, чем заработала на продаже за рубеж собственных.
Разрыв между импортом и экспортом лишь за год вырос на 11,5% по сравнению с прошлым годом. Само же отрицательное торговое сальдо - разница между стоимостью ввозимых и экспортируемых товаров - достигло 9% ВВП, что выше, чем даже показатель кризисного 2008-го (8% ВВП).
Тогда именно резкий рост отрицательного торгового сальдо обусловил обвал гривни, напоминает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, по оценкам которого реальный минус сальдо за минувший год достигает $ 17-20 млрд.
И хотя разрастание дыры в торговом балансе Украины во многом объясняется энергозависимостью страны от России и неблагоприятной ситуацией на самых хлебных для Украины внешних рынках - металлургическом и химическом, - эксперты указывают и на стремительно растущий поток заграничной потребительской продукции.
“По товарам потребления от 80 % до 90 % - чистый импорт, то есть мы финансируем рабочие места за рубежом”, - заявил в ноябре прошлого года экс-министр экономики Анатолий Кинах.
Разрыв между импортом и экспортом лишь за год вырос на 11,5% по сравнению с прошлым годом.
Так, в 2012-м Украина на четверть увеличила импорт из Китая, откуда ввозит огромный ассортимент товаров, от оборудования до обуви и одежды, на 20,3 % - из Беларуси (мясные продукты, пластмасса и полимеры, резина); на 12,1% - из Польши (пищевые продукты, бумага, полимеры).
Предприниматели, экономисты и эксперты бизнес-ассоциаций, с которыми Корреспондент обсудил проблему, называют несколько причин обилия импорта на полках магазинов. Среди них - упадок большинства отраслей промышленности, вынуждающий ввозить из-за рубежа даже составляющие для выпускаемой в Украине продукции, а также беспросветность бизнессреды, в которой открывать собственное производство на порядок хлопотнее, чем ввозить продукт на украинский рынок.
“Страна, которая не выпускает товары, конечно же, вряд ли сможет быть очень богатой или иметь процветающее население”, - подчеркивает важность назревшей проблемы Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).
Чужая рубашка ближе к телу
Анастасия Кондрикова, коммерческий директор и руководитель проектов компании Ideal&K, отлично знает, что такое импортировать товары в Украину и производить их на родине. Ее компания - один из крупнейших поставщиков посуды и кухонных принадлежностей, включая китайский фарфор, чешское стекло Bohemia и французскую посуду Luminarc.
Чтобы быстрее реагировать на потребности рынка, Ideal&K открыл в Погребище Винницкой области еще и собственное производство: из Китая привозят фарфоровую массу, а обжигают, декорируют и формируют сервизы уже в Украине.
За годы независимости объем выпуска продукции легпрома сократился в 12 раз
“Мы выкупили производственные площади бывшего химкомбината и полностью их переоборудовали”, - рассказывает Кондрикова. По ее словам, предприятие разместили подальше от киевского офиса, поскольку в регионах на порядок меньше бюрократических барьеров.
Однако на Виннитчине новый работодатель столкнулся с дефицитом умелых рук. К тому же, делится Кондрикова, средства на развитие приходится по крохам выкраивать из основного бизнеса - импорта, что не позволяет резко повысить конкурентоспособность продукции.
Кондрикова вздыхает, сравнивая неподъемные ставки украинских кредитов - около 20% - с китайскими реалиями. “Там дают на развитие бизнеса кредит под 2-4%. Это же небо и земля! - рисует она параллельную реальность. - Взял кредит, открыл завод, и все - просчитал рентабельность, отбил, отдал”.
Неудивительно, что импортным путем идут большинство игроков рынка: по оценкам Кондриковой, керамика и фарфор сегодня на 90% привозные.
Аналогичной планки достигла и легкая промышленность, одна из самых импортозависимых отраслей Украины. За годы независимости объем выпуска продукции легпрома сократился в 12 раз, напоминает Новак. В его родной Коломые ИваноФранковской области из четырех предприятий отрасли, работавших в советское время, частично задействовано лишь одно - щеточная фабрика.
На территории швейной фабрики сейчас дискотека, в ткацкой -ночной клуб и магазин, а обувной нет совсем, там жилая застройка
“На территории швейной фабрики сейчас дискотека, в ткацкой - ночной клуб и магазин, а обувной нет совсем, там жилая застройка”, - рассказывает Новак.
Прочно занятыми оказались не только освободившиеся площади, но и доли рынка. Только за последний год, по данным Украинской ассоциации предприятий легпрома, объем импорта одежды вырос на 45-50%, в то время как экспорт сократился примерно на такую же величину - 30-40 %. Основной поток одежды и обуви в Украину идет из Китая и Турции, причем нередко это ввозимый под видом гуманитарной помощи секонд-хенд.
Однако даже не “серый” импорт является наибольшей головной болью украинских производителей, настаивает Александр Барсук, директор текстильного концерна Ярослав. Его предприятие работает с середины 1990-х и производит более 200 видов продукции - от постельного белья до трикотажа и пледов.
“Самым страшным и угнетающим [фактором] сегодня является давление государства в таких его отвратительных проявлениях, как таможня и налоговая, - подчеркивает бизнесмен. - С помощью этих двух монстров потихоньку уничтожается промышленность Украины”.
Концерн Барсука, чьи производства расположены в четырех городах страны, импортирует из-за рубежа и сырье, и оборудование. При этом, по его словам, каждую поставку таможня встречает “как враждебную вылазку со стороны предпринимателей”. Так, рассказывает он, любая ошибка - к примеру, в коде ткани - интерпретируется как попытка контрабанды, а не заметить огрехи предлагается за отдельную плату.
Основной поток одежды и обуви в Украину идет из Китая и Турции, причем нередко это ввозимый под видом гуманитарной помощи секонд-хенд.
С долей белой зависти бизнесмен вспоминает своего покупателя из Литвы: недавно он растаможил машину с украинским грузом за 15 минут в пятничный вечер.
Украина разительно проигрывает в простоте бизнес-процессов даже ближайшему зарубежью, подтверждает Игорь Гуменный, основатель компании UBC Group. Он производит в Украине и экспортирует на все континенты охладители для напитков, занимая около 15% мирового рынка.
Предприниматель, строящий новый ресторан в латвийской столице Риге, был поражен простотой местной разрешительной системы. Вместо битвы за согласование проекта он автоматически получил по почте все необходимые разрешения.
“В Украине, чтобы что-то построить, нужно собрать кучу согласований - одна сессия [местного совета] на землю, вторая еще на что-то”, - сравнивает Гуменный.
Эти сетования предпринимателей лучше всего отражает 137-я позиция Украины в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса. И хотя за год страна поднялась на 15 пунктов, отдельные составляющие рейтинга могут надолго отбить охоту открывать здесь производство. К примеру, по простоте получения разрешений на строительство Украина занимает 185-е место из 187, по регистрации собственности - 149-е, по налогообложению - 145-е.
По простоте получения разрешений на строительство Украина занимает 185-е место из 187, по регистрации собственности - 149-е, по налогообложению - 145-е.
Деревянко подкрепляет эти показатели индексом инвестиционной привлекательности Украины, по которому ЕБА, опрашивая директоров ведущих компаний, оценивает настроения бизнеса в стране. К концу 2012-го этот индекс опустился до самого низкого показателя за весь период наблюдений, с осени 2008 года, - 2,14 из пяти возможных баллов.
Некомфортная для национальных производителей бизнессреда особенно губительна для тех сегментов рынка, где у Украины слабые сырьевые позиции. Так, после остановки в прошлом году Жидачевского целлюлознобумажного комбината в стране не осталось крупных производителей газетной бумаги, рассказывает Виталий Торбенко, директор компании Наш папір.
Торбенко поставляет в Украину офсетную, газетную и другие виды бумаги - в основном из России и Финляндии, лесные массивы которых намного превосходят украинские. А идеи домашнего выпуска бумаги из альтернативного сырья, по его словам, пока разбиваются о быт.
“На моей памяти были некоторые проекты, уже почти готовые - к примеру, комбината с использованием соломы, - вспоминает предприниматель. - Инвесторы с китайской стороны хотели зайти, но, видимо, не последовало гарантий госинститутов”.
Не конкурент импортерам Украина пока и на рыбном рынке, констатирует Алексей Рокицкий, ведущий специалист компании Рикон, входящей в пятерку крупнейших поставщиков рыбы в страну. После развала СССР государство лишилось привычных поставок советских рыболовецких флотов, растеряло собственный и, по словам Рокицкого, сегодня обеспечивает себя рыбой примерно на 15%.
После развала СССР государство лишилось привычных поставок советских рыболовецких флотов, растеряло собственный и, по словам Рокицкого, сегодня обеспечивает себя рыбой примерно на 15%.
В то же время присутствие рыбы в национальном меню 45-миллионной страны и рост культуры ее потребления, включая популярность суши, делает Украину привлекательной целью для импортеров - в первую очередь Норвегии и Исландии. При этом рынку есть куда расти: физиологически обоснованная потребность Украины в рыбе составляет около 1 млн т в год вместо нынешних 600 тыс. т.
Еще одним фактором, подстегивающим импорт даже в парадоксальных для страны секторах, является низкая покупательная способность населения.
Так, в прошлом году Украина закупила в 2,8 раза больше ввозной свинины (в основном из Бразилии, Германии и Польши), а также в 2,6 раза нарастила импорт иностранной птицы и субпродуктов из нее (США, Германия, Польша). Хотя в целом аграрии и пищепром остаются одними из локомотивов торгового баланса страны - положительное сальдо этих отраслей превышает $ 10 млрд.
Возвращение “ножек Буша” на отечественные прилавки Александр Ярославский, замглавы Аграрной конфедерации Украины, объясняет бедностью населения.
“Экспортируем высокосортное дорогое мясо, импортируем - низкосортное дешевое”, - напоминает Ярославский. Так, средневзвешенная цена заграничной свинины в 2012 году составила $ 2,2 за 1 кг, а экспорта - $ 4,6, сравнивает эксперт.
Нечистые воды
Оценивая наиболее вероятные последствия возросшей зависимости Украины от импорта, экономисты прочат стране неминуемую девальвацию гривни. Ведь недостаток валюты должен быть компенсирован инвестициями, отсутствие которых уже стало для государства притчей во язы цех, новыми зарубежными заимствованиями либо золотовалютными резервами страны.
Ослабление нацвалюты взвинтит цены на импортные товары и на какой-то период сделает более востребованным национальный продукт. Однако это лишь краткосрочная мера, которая не устранит ключевые причины слабости национального бизнеса, убеждены специалисты. Вряд ли поможет экономике и анонсированная Кабминомпрограмма импортозамещения, если она ограничится традиционным введением пошлин на ряд зарубежных товаров или квотами на экспорт отечественных.
Оценивая наиболее вероятные последствия возросшей зависимости Украины от импорта, экономисты прочат стране неминуемую девальвацию гривни
Еще ни одной стране не удалось эффективно решить проблему избытка импорта административными мерами, напоминает Деревянко. “Точнее, сдержать импорт в краткой перспективе можно но развить производство не получится, - поясняет исполнительный директор ЕБА. - Инвестор, как рыба, плывет в более чистые воды, и капитал будет перетекать в более спокойные гавани”.
Кроме того, искусственные барьеры для импорта ставят внутренний бизнес в тепличные условия, а значит, делают его еще менее конкурентоспособным на внешних рынках, подчеркивает Деревянко.
Согласен с ней и Барсук, который признает, что готов конкурировать с импортерами даже за госзакупки, если в стране будет сведено на нет поле для коррупции.
“Государственные гарантии прозрачности и одни правила для всех - бизнесу больше ничего не нужно”, - резюмирует настроения предпринимателей Торбенко.
В пресс-службе Минэкономразвития Корреспондент заверили, что Кабмин также считает защиту прав собственности и справедливость судебных решений ключевыми проблемами бизнессреды.
Границы бизнеса размываются, а роль страны - всего лишь среда,где может разместиться и эффективно работать конкретное производство
Тем временем, напоминает Гуменный, ознакомившийся с опытом многих рынков мира, глобализация как никогда истончила грани между национальным и импортным производством.
Предприниматель приводит в пример свое сотрудничество с датской компанией Carlsberg. В ее швейцарском офисе представители UBC Group договариваются о поставках произведенных в Украине охладителей в страны Балтии, Азербайджан, Казахстан и даже в саму Украину, на принадлежащий Carlsberg завод Славутич.
“Границы бизнеса размываются, а роль страны - всего лишь среда, где может разместиться и эффективно работать конкретное производство”, - размышляет Гуменный.
Чужими руками
Бразильское мясо, китайская одежда и российская бумага. Импортные товары прочно вошли в украинскую повседневность
Данные Госкомстата Украины
Вырыли яму
С отрицательным сальдо торгового баланса Украина живет уже восемь лет, однако сегодня его объем как никогда близок к кризисным показателям 2008 года
Данные Госкомстата Украины
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.