Украина-ЕС: время есть только до мая
Главная положительная черта саммита Украина-ЕС, состоявшегося 25 февраля в Брюсселе, - это то, что он состоялся вообще, полушутя говорят эксперты.
Впрочем, именно с этого дня начинается последний отрезок пути Киева к получению (или неполучению) ассоциации с Европейским Союзом.
Если до мая Украина не выполнит взятые на себя обязательства, об ассоциации придется забыть минимум на несколько лет.
Что делать, если подписание соглашения с ЕС в ноябре сорвется, похоже, не знают ни в Киеве, ни в Брюсселе.
Анализируя итоги саммита, эксперты призывают прежде всего не преувеличивать его значение.
"Журналисты, политики, эксперты - все вместе сделали из этого саммита эпохальное событие, которым он в действительности не является", - сказал ВВС Украина заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый.
Эксперт говорит, что едва ли не главная особенность этого мероприятия - что оно вообще состоялось (ведь в прошлом году впервые за историю двусторонних отношений саммит перенесли), и в нем принял участие украинский президент, который в последнее время является редким гостем в Брюсселе.
Для оценки же реальных последствий саммита нужно проанализировать текст Совместного заявления, подписи под которым поставили Виктор Янукович, президент Европейского Совета Герман Ван Ромпей и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Главный сигнал этого документа таков: если Украина хочет подписать Соглашение об ассоциации с ЕС на вильнюсском саммите "Восточного партнерства" в ноябре этого года, она должна продемонстрировать "конкретный прогресс" до начала мая.
Речь идет о мерах, которые украинские власти должны принять в трех сферах - ликвидация избирательного правосудия, изменения в избирательное законодательство и осуществление системных реформ.
Первое, на чем настаивает Евросоюз, - преобразования в Украине необходимо начинать немедленно.
Конечный срок, когда власти должны продемонстрировать Брюсселю настоящее, а не "нарисованное" улучшение - начало мая.
"(Фиксация этого срока в совместном заявлении. - Ред.) снимает много дискуссий и спекуляций на тему того, когда и что надо делать", - говорит научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко.
По его словам, представители украинских властей часто забрасывали в публичное пространство идею о том, что для подписания соглашения об ассоциации достаточно будет принять какие-то демонстративные меры накануне вильнюсского саммита, ближе к осени. Теперь президент сам подписался под заявлением, в котором фактически говорится: не будет преобразований в мае - не будет соглашения в ноябре.
Второй важный момент заявления - письменная фиксация трех приоритетных сфер, которые Украина должна реформировать в соответствии с европейскими стандартами.
Эксперты говорят, что первые шаги, направленные на осуществление системных реформ, власти начали предпринимать еще перед брюссельским саммитом.
Валерий Чалый отметил, что 13 февраля появилось распоряжение Кабмина о первоочередных мерах в евроинтеграционной сфере. Кажется, настроена на конструктивную работу в этом направлении и парламентская фракция Партии регионов.
"Украина четко дала понять, что планирует не останавливаться в реформировании избирательного законодательства, а также завершить судебную реформу... Я убеждена, что на момент подготовки Соглашения к подписанию, законопроекты по реформированию судебной системы будут предметом рассмотрения парламента. Насколько мне известно, правительство Украины намерено внести на рассмотрение парламента ряд законопроектов, касающихся реформирования финансовой системы", - сказала ВВС Украина первый заместитель председателя комитета по вопросам евроинтеграции Ирина Бережная.
Другая первый заместитель этого же комитета, Ирина Геращенко из партии УДАР, говорит, что оппозиция будет давить на власти с тем, чтобы необходимые для углубления европейской интеграции законы были как можно более качественными и принимались быстрее.
"Мы предлагаем провести специальное заседание комитета по вопросам евроинтеграции с участием руководителей всех фракций и на нем разработать поденный план (Принятия законов. - Ред.), чтобы парламент выполнил эту домашнюю работу до мая", - сказала она ВВС Украина.
Если власти и оппозиция декларируют готовность совместно нарабатывать реформаторские законопроекты, то вопрос ликвидации избирательного правосудия и связанная с ним "проблема политзаключенных" требуют более тонкого подхода.
Первый вопрос, который может возникнуть после прочтения Совместного заявления брюссельского саммита: как ЕС понимает понятие "конкретного прогресса" относительно ситуации с Юрием Луценко и Юлией Тимошенко?
Например, демонтаж камер наблюдения из палаты экс-премьера - это "конкретный прогресс", который дает Киеву основания надеяться на успешное завершение вильнюсского саммита, или этого все-таки мало?
"То, что мы сейчас не знаем всех четких параметров, свидетельствует о том, что часть договоренностей состоялись за закрытыми дверями, они являются непубличными. Вопрос исправления ситуации с избирательным правосудием обсуждался на самом высоком уровне", - говорит Валерий Чалый.
"Относительно Тимошенко и Луценко - все абсолютно понятно. (С Виктором Януковичем. - Ред.) этот вопрос обсуждали президенты Польши и Словакии (Во время недавнего визита президента Украины в Польшу. - Ред.), и Баррозу с Ван Ромпеем (Во время переговоров на брюссельском саммите. - Ред.). Минимум, который сейчас обсуждается, - это лечение Тимошенко за границей и освобождение Луценко по состоянию здоровья. Поверьте, Виктор Янукович знает, что будет считаться значительным прогрессом", - говорит руководитель аналитического центра "Открытая политика" Игорь Жданов.
В том, что Брюссель "даст добро" на подписание соглашения об ассоциации, если судьба заключенных экс-чиновников не изменится, эксперты сомневаются.
Что произойдет, если Украина до мая продемонстрирует "конкретный прогресс" в трех сферах, которые интересуют Евросоюз, - более-менее понятно. В таком случае на вильнюсском саммите будет подписано соглашение об ассоциации, и стороны возьмутся за его ратификацию - она должна состояться в Верховной Раде и в парламенте каждой страны-члена ЕС. Этот процесс не будет простым, однако в конце этого пути перед Украиной будет стоять четкая перспектива получения желаемой политической ассоциации с Евросоюзом.
А вот что будет, если продемонстрировать прогресс Украине не удастся? Если в делах Тимошенко и Луценко не наступят никакие изменения, реформы в парламенте забуксуют, а работа над изменением избирательного законодательства не начнется?
Официальный ответ властей на этот вопрос накануне озвучил посол Украины при ЕС Константин Елисеев.
"Плана "Б" не существует - мы настроены подписать соглашение на саммите будет 28-29 ноября в Вильнюсе", - сказал он.
"Плана "Б" нет и у Европейского Союза, - говорит Игорь Жданов. - В Брюсселе тоже не понимают, что будет происходить, если Украина не подпишет Соглашение об ассоциации в 2013 году".
Один из вариантов развития событий - отложить подписание соглашения минимум до 2015 года, когда в Украине в результате президентских выборов теоретически может смениться власть, говорит эксперт.
Другая возможность - Украина и Брюссель могут приступить к наработке нового Соглашения об ассоциации, которое будет фиксировать другую реальность и иметь принципиально новое наполнение.
В любом случае, говорят эксперты, неподписание соглашения на вильнюсском саммите "Восточного партнерства" в ноябре отсрочит этот прорыв в отношениях между Украиной и ЕС на неопределенное время.
А это, в свою очередь, может активизировать усилия России, направленные на втягивание Киева в Таможенный союз, говорит Игорь Жданов.
Так или иначе, утверждают эксперты, реализация реформ, которых требует от Киева Евросоюз, нужна в первую очередь не Брюсселю, а самим украинцам. Именно они первыми ощутят последствия настоящей, а не декларативной борьбы с коррупцией, изменения системы государственных закупок, реформы судоустройства, именно обычные украинцы должны быть сильнее всего заинтересованы во внедрении в Украине прозрачной избирательной системы.
Однако в этом и заключаются наибольшие риски углубления взаимодействия между Украиной и Европейским Союзом, говорит Александр Сушко.
"Тщательное выполнение всех требований ЕС в действительности будет означать изменение природы нынешнего украинского режима. В этом заключается самая большая проблема, ведь система сейчас не демонстрирует потенциала изменения самой себя", - говорит эксперт.
Согласны ли украинские власти меняться, реформировать страну, одновременно приобретая все больше европейских черт, - можно будет узнать уже в начале мая, когда Брюссель оценит результативность принятых Киевом мер.
Источник: ВВС Україна