Корреспондент побеседовал с наиболее востребованным на Западе украинским дирижером
Украинец Кирилл Карабиц, 36-летний дирижер-звезда одного из старейших британских оркестров, в интервью Корреспонденту рассказал о главных отличиях украинских и зарубежных музыкантов, конкуренции в мире музыки и качествах, которые помогают победить.
Корреспондент пишет, что на протяжении нескольких лет западная пресса писала о Карабице как о молодом дирижере, на которого стоит обратить внимание, а в последнее время перевела в ранг звезды. В связи с этим издание спросило, ощутил ли он смену статуса.
"Нет, я этого не чувствую. Моя жизнь идет в каком-то своем ритме. С каждым годом меняются ощущения от дирижирования, от работы с разными оркестрами. Что-то становится делать проще, но задачи, которые ставишь перед собой, становятся заметно глубже. Если раньше я мог выучить симфонию за три дня, мог открыть ее, прочитать и был готов идти к оркестру, или, как мне казалось, был готов, то сейчас этого уже недостаточно. Недаром есть теория, что если дирижер начал с 20 лет, то настоящее дирижирование к нему придет только в 60", - заявил Карабиц.
Отвечая на вопрос о том, что самое сложное в этой работе, дирижер ответил, что это организация бытовой, повседневной жизни. "Потому что ее как таковой практически нет, все переезды. Все, что касается элементарных вещей, сна, еды, очень трудно согласовывать с работой. А дирижировать очень приятно, это удовольствие, за которое еще и деньги платят, а не работа", - отметил звездный дирижер.
Кроме того, Корреспондент спросил, трудно ли искать подход к каждому новому коллективу, ведь помимо основной работы в Борнмутском оркестре он выступает с десятками оркестров по всему миру: "Все зависит от обстоятельств, связанных, например, с количеством дней репетиций. Если есть три дня, то за это время можно войти в довольно близкий контакт. А случается, когда очень мало репетиций".
"Будущим летом у меня будет два очень важных в моей жизни дебюта с двумя высочайшего уровня оркестрами в Америке - Кливлендским оркестром и Филадельфийским. И там репетиций очень мало. Это другой немножко стиль, когда просто нет времени на раздумья об отношениях с коллективом. Нужно, как танк, идти вперед, чтобы успеть до конца репетиций пройти всю программу. Такая спонтанность, когда нет времени разговаривать, тоже иногда важна", - добавил он.
Дирежер также ответил на вопрос, чем киевская школа отличается от западной. "Все отличается, похожего в этих системах нет почти ничего. Но для меня пребывание в Вене было все-таки практическим изучением дирижирования, слушательской практикой. А основное образование, дирижерские навыки я получил от своих профессоров Романа Кофмана и Льва Венедиктова в Киеве", - подчеркнул Карабиц.
Корреспондент обратил внимание на то, что многие поп-музыканты делают совместные программы с симфоническими оркестрами. Отвечая на вопрос, хотел бы он сделать что-то подобное и с кем, Карабиц заявил, что давно думает о таком концерте, который был бы связан с переосмыслением нашей украинской эстрадной музыки второй половины ХХ века. "Есть много композиторов, в том числе и мой папа, работавших в данном жанре. Есть [песни украинских композиторов Игоря] Шамо, [Платона] Майбороды. Это музыка, которую сейчас невозможно услышать в живом исполнении", - заявил он.
Издание также спросило у Карабица о том, где его дом. "В Париже у меня своя квартира, семья, маленький сын, которому два с половиной года. Не знаю, как будет через два-три года, возможно, это место изменится, но на сегодняшний день, когда меня спрашивают, где я живу, я отвечаю: в Париже и Киеве", - ответил дирижер.
Он также признался, что для него приезды в Украину - больше удовольствие, поэтому он не пытается сравнивать какие-то вещи с другими местами. "Для меня это просто приезд домой. Тут наслаждаешь любыми, даже самыми простыми вещами. Я не сравниваю Украину с Англией или Францией, это родина, она как бы вне закона", - подчеркнул он.
Большое интервью с Кириллом Карабицем читайте в №9 издания Корреспондент от 7 марта 2013 года.