Россия и США: как перестать любить атомную бомбу?
Ядерное сдерживание больше не обеспечиает стратегическую стабильность. Россия и США продолжают держать друг против друга неоправданно большие ядерные силы. Однако при всем понимании абсурдности этой ситуации страны не могут договориться об их сокращении.
Ядерное сдерживание, которое, как принято считать, спасло мир от третьей мировой войны, больше не обеспечивает стабильность, считают крупные эксперты и дипломаты в Москве и Вашингтоне.
Обе страны могли бы без ущерба для безопасности сократить свои арсеналы в несколько раз, однако договориться не получается.
Статус-кво в отношениях Москвы и Вашингтона был закреплен в договоре СНВ-3, подписанном президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в июле 2009 года. Однако срок его действия, хотя и с возможностью пятилетнего продления, истекает в 2019 году.
В США в последние годы все большую популярность приобретает программа сокращения ядерных арсеналов Global Zero, причем ее название определяет и предел этого сокращения - полый отказ от ядерного оружия.
В России к этой гуманистической идее относятся с большим уважением, однако, как говорится в докладе, подготовленном под эгидой Института США и Канады, для того, чтобы сделать хотя бы первые шаги по дороге, очерченной в инициативе "глобального нуля", Америка должна пойти на ограничения именно в тех областях, которые американцам и представляются альтернативой системе ядерного сдерживания.
Российские эксперты склонны рассматривать идею "глобального нуля" как неофициальную позицию официального Вашингтона.
В Вашингтоне по отношению к ней хватает скептиков, однако за идеей "глобального нуля" действительно стоят довольно крупные фигуры - соавтором последнего крупного доклада комиссии Global Zero стал нынешний министр обороны США Чак Хэйгел, а самой комиссией руководит бывший глава стратегического командования Вооруженных сил США Джеймс Картрайт.
Поддержал ее и президент Барак Обама. И вместе с ним о своей поддержке заявили и Дмитрий Медведев, и многие другие мировые лидеры, включая руководителей стран ядерного клуба.
"Глобальный ноль" - это постепенный отказ от системы ядерного сдерживания России и США как ключевого элемента стратегической стабильности. По мнению политиков, это сдерживание является пережитком Холодной войны и в современном мире никак не влияет на стабильность.
Во времена существования СССР и США два гигантских арсенала гарантировали обеим державам полное взаимное уничтожение в случае начала войны, и эта угроза была вполне реальной.
Теперь же, как рассуждают эксперты, угрозами стали распространение ядерного оружия, возможность попадания его в руки террористов и другие, не имеющие отношения к ядерной войне.
Более того, высокая степень боеготовности американских и российских стратегических ядерных сил сама по себе стала угрозой. В случае непредвиденного сбоя системы времени на выяснение обстоятельств ошибки не будет - ответный удар будет нанесен автоматически.
При этом вероятность того, что отношения между Москвой и Вашингтоном обострятся до такой степени, что они будут готовы применить ядерное оружие, в Global Zero считают ничтожной.
Наконец, мир перестал быть биполярным.
Саму стратегическую стабильность можно обеспечить и мерами в других областях - как политической, так и неядерной военно-технической. Основой стабильности вполне может стать и экономическое сотрудничество - кто станет нападать на делового партнера, от которого зависит твоя же экономика?
Как считают эксперты Global Zero, для США вполне реально даже в одностороннем порядке сократить число боеголовок с 5000 до 900, причем половину можно даже держать в состоянии пониженной боевой готовности, а вторую - в резерве. Даже такая ослабленная система будет вполне обеспечивать безопасность Америки.
В ответ на доклад группы Global Zero под эгидой Института США и Канады был разработан ответный документ, составленный руководителем ИСКРАН Сергеем Роговым, экс-начальником главного штаба ракетных войск стратегического назначения Виктором Есиным и другими весьма крупными фигурами.
В докладе эксперты предложили варианты сокращения российского арсенала - вплоть до 1500 ядерных боезарядов, из которых в развернутом состоянии с пониженной боеготовностью могут находиться только 500 единиц, а остальное - в активном резерве.
Чтобы эта схема сработала, считают они, необходимы усилия не только России и США, но и других стран ядерного клуба, как минимум - Китая.
Как говорят российские эксперты, прежде всего именно США должны пойти на серьезные уступки.
Ядерное оружие не может обеспечить безопасность государства в современном мире, считают в Global Zero: 11 сентября 2001 года по США был нанесен сильнейший удар, во время которого объекты систем стратегического ядерного оружия представляли собой скорее потенциальные цели террористов, чем карающее орудие возмездия.
Для обеспечения безопасности США от реальных угроз XXI века гораздо важнее обладать высокоточным оружием, разведывательными системами, возможностями ведения кибернетической войны и наконец, системой противоракетной обороны.
По мнению российских экспертов, именно в этих областях США должны пойти на уступки и заключить соглашения об ограничении таких вооружений.
О том, что Москву серьезно беспокоят перспективы появления новых стратегических неядерных систем, говорилось уже не раз в последние годы.
В конце ноября 2012 года стало известно, что Россия приступила к созданию новой межконтинентальной жидкостной баллистической ракеты, и Виктор Есин в интервью Би-би-си тогда сказал, что это делается из опасений, что США приступят к развертыванию космических систем ПРО, а ее наземная составляющая серьезно ослабит возможности России по нанесению ядерного удара.
"Появление ПРО, причем стратегической ПРО, и придание ей глобального характера неизбежно вызвало гонку вооружений. Пока она идет не в количественном, а в качественном направлении", - сказал Есин, добавив, что "если появится космический эшелон американской ПРО", то Россия перейдет к количественному наращиванию стратегических ядерных сил.
До сих пор все попытки Москвы убедить Вашингтон заключить юридически обязательный договор об ограничении ПРО не приводили к успеху: США считают эту систему жизненно важной для безопасности страны.
В среду в Москве прошли дебаты с участием молодых экспертов в области стратегической стабильности и авторов российского доклада ИСКРАН. В кулуарах я побеседовал с несколькими из них и спросил, что может сделать Москва, чтобы убедить Вашингтон пойти на эти уступки?
Ни один из них не смог привести убедительных аргументов. Россия, по их мнению, сейчас сильно отстает от США в сфере высокоточного оружия, а также по мощи ее вооруженных (неядерных) сил, и не сможет позволить себе создать безъядерную альтернативу СЯС.
Пока что, считают они, единственное, что может сделать Москва, - это наращивать качество ее ядерного потенциала.
Источник: Русская служба ВВС