Сегодня знаменитому режиссеру Дэвиду Кроненбергу исполняется 70 лет
Сегодня канадскому режиссеру и актеру Дэвиду Полу Кроненбергу исполняется 70 лет.
Кроненберг родился в Торонто 15 марта 1943 года. Отец Кроненберга был владельцем книжной лавки в Торонто и журналистом Торонто Телеграмс. Мать работала аккомпаниатором на фортепиано в Национальном балете Канады.
В 1967 году Дэвид окончил университет Торонто по специальности английская литература, хотя на первом курсе занимался точными науками.
Во время учебы Кроненберг заинтересовался кино и поставил две короткометражные ленты Перемещение (Transfer, 1969) и Из водостока (From the Drain, 1967).
В двух его следующих экспериментальных короткометражных фильмах Стерео (Stereo, 1969) и Преступления будущего (Crimes of the Future, 1970) наметилась склонность режиссера к выбору своеобразной тематики – исследованию ужасов биологических мутаций, непознанных возможностей человека, его неконтролируемых желаний.
В 1975 году Дэвид Кроненберг снял первый полнометражный фильм – Мерзость (или Судороги, Shivers), который рассказывал о паразитах, проникающих в тело человека и превращающих его в маньяка.
В 1981 году на экраны вышел ставший знаковым для режиссера фильм Сканнеры (Scanners). Картина, повествующая о новой расе людей телепатов, впервые продемонстрировала социально философскую грань творчества Дэвида Кроненберга.
Затем появился фильм-пророчество Видеодром (Videodrome, 1983), рассказывающий о последствиях воздействия телевидения на человека и Мертвая зона (The Dead Zone, 1983), первый фильм Кроненберга по чужому сценарию, который до сих пор считается одной из самых удачных экранизаций произведений Стивена Кинга.
Мертвая зона раскрывает историю человека, открывшего в себе после страшной аварии дар предвидения и осознающего, что в его силах предотвратить будущие трагедии.
В 1986 году появился фильм "Муха" (The Fly). Римейк одноименной киноленты 1958 года об ученом, превращающемся в результате неудачного эксперимента в муху, стал одним из лучших образцов жанра биологического хоррора, королем которого по праву cчитается Дэвид Кроненберг.
В 1988 году на экраны вышла картина Связанные насмерть (Dead Ringers) – экранизация романа Близнецы с Джереми Айронсом в главной роли.
В 1991 году режиссер экранизировал антиутопию Уильяма Берроуза Обед нагишом (Naked Lunch). В своем фильме фантазии о человеке, живущем и сочиняющем романы в состоянии наркотических галлюцинаций, Дэвид Кроненберг совместил литературные труды писателя и факты из его реальной биографии. Подобный эксперимент высоко оценили не только поклонники писателя, но и сам Уильям Берроуз.
В 1993 году появился фильм Мадам Баттерфляй (M. Butterfly) - экранизация пьесы Дэвида Хванга, где режиссер продолжил сотрудничество с актером Джереми Айронсом.
В 1996 году скандальный фильм Кроненберга Автокатастрофа (Crash) получил специальный приз Каннского кинофестиваля за "художественное мужество". Фильм, заслуживший славу одного из самых спорных фильмов 1990-х, рассказывает об эмоционально искалеченных людях, пытающихся ожить через сексуальные эксперименты и опасные автокатастрофы.
В 1999 году Дэвид Кроненберг вернулся в кинофантастику, поставив фильм Экзистенция (eXistenZ), посвященный теме виртуальной реальности.
В том же году Кроненберг возглавил жюри Каннского кинофестиваля, где при присуждении наград отдал Золотую Пальмовую ветвь малоизвестным тогда режиссерам – братьям Дарденн и Брюно Дюмону, проигнорировав признанных мэтров.
В 2000-е годы картины Кроненберга неоднократно становились участниками конкурсных программ мировых кинофестивалей. Это фильм с психоаналитическим подтекстом Паук (Spider, 2002), картина Оправданная жестокость (A History of Violence, 2005) - история о бывшем убийце, ставшем добропорядочным семьянином.
В 2011 году в конкурсе Венецианского кинофестиваля участвовал фильм Опасный метод (A Dangerous Method), рассказывающий историю конфликта между психоаналитиками Фрейдом и Юнгом и романе между Юнгом и его пациенткой.
В 2012 году в основном конкурсе 65-го Каннского кинофестиваля участвовала картина Кроненберга Космополис (Cosmopolis) - история про власть денег и ее крушение.
В последних своих фильмах Кроненберг отходит от исследования физических мутаций к анализу психологических и общественных изменений, сохраняя при этом свой фирменный стиль.
В 2013 году режиссер планирует приступить к съемкам фильма в жанре черной комедии Звездная карта (Maps to the Stars).
В числе наград Дэвида Кроненберга – специальный приз Каннского кинофестиваля за фильм Автокатастрофа (1996), Золотой медведь Берлинского кинофестиваля за фильм Экзистенция (1999), специальный приз Золотая карета французской ассоциации кинематографистов (2006), приз Британского института кино BFI Fellowship за достижения в кинематографе (2011).
Его фильмы не раз удостаивались канадской премии Genie и премии кинокритиков США за лучшую режиссуру.
В 2009 году режиссер стал кавалером французского ордена Почетного легиона.
Дэвид Кроненберг был женат два раза. Первой его женой была Маргарет Хиндсон (Margaret Hindson), с которой он развелся в 1977 году. С 1979 года его супругой является режиссер, продюсер Кэролин Зейфман (Caroline Zeifman). От двух браков у Кроненберга трое детей.