Ахметова и Щербаня связывали очень тесные и добрые отношения - друг убитого
Экс-президент корпорации Атон Владимир Каратун рассказал Forbes.ua об отношениях Рината Ахметова со Щербанем и жестком прессинге на бизнес последнего еще до его убийства.
Так, отвечая на вопрос, какие отношения были между Евгением Щербанем и Ринатом Ахметовым, он сказал, что несколько раз самый богатый человек Украины приезжал в офис компании.
"Могу сказать только, что их с Евгением связывали очень близкие, тесные, добрые отношения", - сказал Каратун, добавив что на этапе 1995-1996 годов Ахметов участвовал в металлургическом бизнесе Щербаня.
По словам друга Щербаня, у них были договоренности. "Не уверен, что они были оформлены юридически, но бизнес по комбинату Азовсталь был паритетным. Поэтому, условно говоря, я был подотчетен как одному, так и другому. Это была установка Евгения Щербаня. Поэтому, естественно, я встречался и общался с Ахметовым", - добавил он.
Отметим, что Каратун - однокурсник Евгения Щербаня, и был знаком с ним без малого 25 лет. Вместе они работали на шахте Кировская, дружили семьями, Щербань был крестным отцом дочери Каратуна.
Издание напоминает, что с 1990 года Каратун работал в частных структурах Щербаня: сперва - коммерческим директором объединения Центр, а в 1994-1997 годы - президентом компании Атон.
После этого 10 лет он работал в бизнес-структурах Рината Ахметова.Каратун неоднократно давал показания в Генеральной прокуратуре по делу об убийстве друга: несколько раз - в 1996-1997 годы, и еще трижды - в 2012-м.
Он признался, что непосредственно в создании корпорации ИСД не участвовал, и этот процесс пришелся на 1995 год.
"Этими вопросами занимался Александр Момот, но в мае 1996 года его убили, и Щербань поручил нам, работникам корпорации Атон, принять участие в создании ИСД. Я как президент корпорации отвечал за участие моих сотрудников в этом процессе, но лично в этом не участвовал", - пояснил ситуацию он.
При этом, отвечая на вопрос о том, был ли в числе основателей ИСД Владимир Щербань, Каратун сказал, что, по слухам, он имел отношение, но какие юридические лица были в числе учредителей корпорации, он не знает.
Говоря об отношениях между ИСД и ЕЭСУ в 1995-1996 годы, друг Щербаня сказал, что это был период, когда правительство возглавлял Павел Лазаренко, и, как тогда считалось, он был патроном Юлии Тимошенко, которая в то время возглавляла ЕЭСУ.
"Правительство лоббировало интересы ЕЭСУ. Эта компания была создана позже, чем Атон. Ранее поставками газа занималась компания Содружество, к которой также имела отношение Тимошенко. Правительство добилось, чтобы поставки газа в Украину осуществляла компания ЕЭСУ", - сказал он.
При этом он заявил, что ИСД не могла самостоятельно, без ЕЭСУ, поставлять газ в Донецкую область.
"Корпорация ИСД была только создана. Она не имела имиджа и авторитета для руководителей Газпрома. Лоббистом интересов ЕЭСУ было правительство Украины, а лоббистом ИСД - губернатор Донецкой области. Это не тот уровень", - пояснил он.
Однако, добавил Каратун, поскольку Донецкая область имела на тот момент определенный политический вес, с которым центральная власть не могла не считаться, скорее всего, была достигнута договоренность, по которой поставками газа на все промышленные предприятия Донецкой области занимались ИСД и ЕЭСУ.
"ИСД состоялась только для того, чтобы обеспечить газовые поставки от ЕЭСУ на предприятия Донецкого региона. Оператором газа в Украине могла быть любая другая компания, могли быть заключены прямые договоры, но политическое руководство Донецкой области и руководители крупных предприятий противодействовали вхождению на рынок любого оператора, кроме своего", - констатировал он.
При этом Каратун сказал Forbes.ua, что ему ничего не известно о конфликте между ИСД и компанией Итера.
"Непосредственно об отношениях Евгения Щербаня с этими людьми я не знаю. Сферой моей ответственности в то время был металлургический бизнес. Евгений не делился со мной теми процессами, которые проходили в Киеве. Тимошенко я видел в Донецке, когда она приехала на юбилей Евгения", - сказал он в ответ на вопрос об отношениях Щербаня с Тимошенко и Лазаренко.
При этом он заявил, Щербань был знаком с Ахатем Брагиным, и когда Каратун пришел на работу в структуры Щербаня, он уже был знаком с Брагиным.