Пресса России: киприоты России подсчитывают убытки
Обзор материалов российских газет за 19 марта 2013 года.
В обзоре российских газет:
Российская пресса пишет о том, как повлияет решение властей Кипра о введении налога на банковские вклады граждан на российский бизнес.
"Дебаты в кипрском парламенте о том, как взять с банковских счетов 5,8 млрд евро, стали главным политическим и экономическим событием в России, - пишет по этому поводу деловая ежедневная газета "Ведомости". - По-видимому, отчаявшись спасти заработанный десятилетиями имидж комфортной для бизнеса юрисдикции, киприоты к концу дня перешли к спасению своих денег за счет иностранных".
Как пишет издание, Россия, помимо самих киприотов, станет главным пострадавшим от "стрижки" Кипра. По оценке международного рейтингового агентства Moody's, порядка трети всех депозитов в кипрских банках - до 27 млрд из 68,4 млрд евро - принадлежит россиянам.
Газета "Коммерсант" приводит слова президента России, который назвал этот план несправедливым, непрофессиональным и опасным. С похожей оценкой выступил и российский премьер Дмитрий Медведев.
Газета не исключает, что для крупных депозитов ставка может увеличиться до 12,5-13% или даже больше. По косвенным данным, пишет "Коммерсант", это должно дополнительно увеличить объемы "русских" выплат в экономику Кипра - некрупные депозиты чаще принадлежат в кипрских банках физлицам с кипрским, греческим и британским гражданством, нежели с российским, тогда как среди юрлиц с большими суммами депозитов статистически больше структур российского происхождения.
"Во многом это и отражает тот факт, что на мировых площадках в связи с "кипрским кризисом" вчера активнее других дешевели именно российские, а не британские активы, хотя доля британских денег в банках Кипра выше, чем доля средств российского происхождения", - объясняет газета.
Дополнительный риск для России - возможность обложения налогом на Кипре средств на счетах до востребования и расчетных счетах. Если власти решат брать налог и с этих сумм, то российские потери будут еще выше.
Потенциальные потери российских компаний на Кипре могут заключаться еще и в убытках от осложнения расчетов с партнерами по операционной деятельности через Кипр: банки могут наложить ограничения на банковские операции с целью не допустить срочного закрытия вкладчиками депозитов.
Газета отмечает, что переговоры о выдаче правительству Кипра российского госкредита или пролонгации существующего кредита в ?2,5 млрд до 2021 года Россия и Кипр ведут с осени 2012 года.
"Ситуация своей конструкцией, принципиальной непрозрачностью и запутанностью интересов частного бизнеса и государства крайне напоминает историю с переговорами РФ по предоставлению кредита в $4 млрд Исландии - ввязавшись в эти переговоры и обсуждая несколько месяцев то инвестиции в местную энергетику, то продажу земли под строительство авиабазы, страна попала в ситуацию дефолта и обвала местной кроны", напоминает "Коммерсант".
В случае с Кипром ситуация с большой вероятностью повторится, не исключает газета, но с поправкой на еврозону и уже с более серьезными последствиями, в первую очередь для российских компаний. "Сейчас никто не может сказать, какие суммы и на какой срок будут заморожены на Кипре или потеряны там", - предупреждает "Коммерсант".
Чиновникам и депутатам придется раскрывать зарубежные счета, бизнес-активы и недвижимость под страхом уголовного наказания, предупреждает газета "Коммерсант". Издание напоминает, что сейчас в Госдуме находятся два законопроекта по этому поводу, и оба уже прошли первое чтение. Во втором чтении они будут рассматриваться уже пакетом.
Согласно первому законопроекту, внесенному президентом Путиным, за отказ избавиться от счетов и активов будет грозить отставка, а депутатам – лишение мандата. По второму, предложенному четырьмя думскими фракциями, за наличие зарубежного счета или имущества чиновникам может грозить наказание до 10 миллионов рублей или тюремный срок до пяти лет.
Схема действия закона после принятия и вступления в силу, по словам вице-спикера Госдумы от "Единой России" Сергея Железняка, будет такая: "В течение трех месяцев чиновники и парламентарии должны закрыть счета и избавиться от бизнес-активов за рубежом. Те, кто не выполнит эти требования, уйдут из исполнительной власти или сдадут мандаты, как того требует президентский законопроект. А уголовная ответственность будет применяться к тем, кто не исполнил закон и скрыл счета, активы или недвижимость".
"Таким образом, - делает вывод "Коммерсант", - в вопросе наказания президентский законопроект не заменит, а лишь дополнит депутатскую инициативу".
Хотя по вопросам владения зарубежной недвижимостью, как отмечает издание, депутаты намерены уступить президенту. Вместо полного запрета на ее владение, который предлагали думцы, будет установлен особый порядок ее декларирования - с указанием источника средств, на которые недвижимость была приобретена.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков уверен, что в условиях, когда суд не является независимым, и все зависит от лояльности к власти или к конкретной группировке во власти, новые инструменты будут служить элементом политической борьбы.
"Вместо того чтобы контролировать действия исполнительной власти, депутаты передают ей все больше полномочий по контролю над самими законодательными органами", - заявил "Коммерсанту" руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кирилл Петров. При этом он не исключает, что поправки, вводящие уголовную ответственность, могут быть отвергнуты.
"Владимиру Путину нужна зачистка элиты и снижение самостоятельности чиновников", - пишет "Коммерсант" со ссылкой на мнение президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова. Эксперт считает, что введение уголовной ответственности за нарушение установленных запретов укладывается в логику запугивания чиновничества и повышения его зависимости от правоохранительных органов.
"Вопрос в том, появятся ли достаточно активные кандидаты в чиновники, которые будут готовы мириться с ограничениями", - сомневается политолог.
"Независимая газета" один из материалов свежего номера посвятила противоречиям, в которых, по мнению издания, увяз закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств. И хотя Госдума готова принять его в первом чтении, до сих пор окончательно не ясно, за что же конкретно будет назначаться уголовное наказание и каким оно будет.
Инициатива о включении в Уголовный кодекс РФ специальной статьи 243.1 "Оскорбление религиозных убеждений..." появилась в Думе осенью прошлого года по итогам дела Pussy Riot, напоминает "НГ". Согласно новой статье, например, публичное оскорбление и унижение религиозных обрядов и церемоний предлагается наказывать тремя годами тюрьмы, осквернение того же – пятью годами или огромными – до полумиллиона рублей – штрафами.
Впрочем, как отмечает издание, ни правительство, ни Верховный суд не поддержали защитников религиозных объединений. Авторам "антикощунственной" инициативы, пишет "НГ" со всех сторон было рекомендовано прийти в чувство и серьезно поменять текст документа.
Председатель профильного комитета Павел Крашенинников комментирует "Независимой", что принято решение не вносить в УК РФ новую статью, а просто дополнить уже действующую статью 148 квалифицирующими признаками, чтобы предлагаемые санкции соответствовали степени общественной опасности тех или иных деяний.
Кстати, "большие посадки", предлагаемые думцами, Крашенинников назвал "чрезмерными, хотя и понятными с эмоциональной точки зрения". Но какие наказания все-таки будут предусмотрены, так и осталось неясным, отмечает издание.
Не дал понимания в этом вопросе и круглый стол в Думе. И даже председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин, вопреки предположениям, ни с какими резкими заявлениями выступать не стал. Более того, именно от него прозвучало, что защищаться уголовным законом должны не только религиозные чувства верующих, но и чувства неверующих.
"Хотя тут все-таки осталось неоговоренным, а как же быть, если последние почувствуют, например, что первые их обижают, - обращает внимание "НГ". - То есть кому – верующим или атеистам – будет отдан приоритет".
А газета "Известия" приводит по этому поводу мнение сопредседателя Совета Муфтиев России Нафигуллы Аширова. "Нельзя выделять чувства верующих и отделять чувства людей, которые к верующим не относятся. Сегодня мы можем докатиться до того, что закон будет защищать чувства отдельных категорий граждан, что приведет к расслоению общества, к кастовой системе. Пока же исходя из закона получается, что чувства верующих нельзя задевать, а чувства других людей можно, а это неправильно", - подчеркнул Аширов.
Политолог Михаил Виноградов предполагает, что разговор об исключении отдельной статьи из законопроекта возник сейчас для того, чтобы успокоить общественное мнение.
"Сейчас они успокоят народ, а в последний момент запихнут какую-то другую, не менее кривую формулировку. Формулировка ст. 243.1 была скандальная. Из-за нее, например, к оскорблению чувств верующей женщины могли приписать все что угодно, вплоть до отсутствия комплиментов - это было бы оскорблением, потому что женщина верующая", - говорит политолог.
Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си
Источник: Русская служба Би-би-си