Корреспондент: Между властью и миллиардами. Интервью с мэром Днепропетровска Иваном Куличенко

25 марта 2013, 09:41
💬 0
👁 599

Мэр Днепропетровска Иван Куличенко, который управляет городом 13 лет, в интервью Ирине Соломко в № 11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года - о том, что он успел изменить в советской кузнице кадров и что еще предстоит сделать его преемнику. А также о том, откуда в Днепропетровске столько богатых людей.

Ивану Куличенко в управление достался уникальный город. В советское время Днепропетровск считался родиной генсеков, был закрытым городом, где ковался ракетный щит СССР. С обретением страной независимости Днепр, как коротко называют его местные жители, не утратил своей функции “производителя власти”, дав Украине одного президента и нескольких премьеров.

При этом у днепропетровцев появился и другой повод для гордости - их город, предприятия которого сильно пострадали от развала Союза, сумел быстро адаптироваться к новым условиям и взрастил большинство нынешних украинских миллиардеров - Виктора Пинчука и приватовцев Игоря Коломойского и Ко. Да и бизнесменов рангом пониже в Днепропетровске появилось достаточно.

На своем посту он пережил трех президентов, нашел общий язык с миллиардерами и миллионерами, а также со всеми общинами города, включая самую организованную и денежную среди них - еврейскую

Все эти трансформации проходили при активном участии коренного днепропетровчанина Куличенко - с 1990 года он работал замом у местных градоначальников, а с 2000-го бессменно занимает кресло мэра. На своем посту он пережил трех президентов, нашел общий язык с миллиардерами и миллионерами, а также со всеми общинами города, включая самую организованную и денежную среди них - еврейскую.

Побывав в гостях у этого живого примера чиновничьей непотопляемости, Корреспондент узнал, чем евреи-миллиардеры помогают городу, почему летом нет горячей воды, когда завершится строительство метрополитена и о мотивах вступления днепропетровского мэра в Партию регионов.

Беседа с Куличенко прошла в рамках спецпроекта Корреспондента - интервью с мэрами крупнейших украинских городов, во многом определяющих жизнь не только регионов, но и страны в целом.

- Днепропетровск можно назвать родиной украинских олигархов. В этом звании он конкурирует даже с Донецком. В чем секрет?

- Я бы говорил не только о бизнесе. Днепропетровск - это еще и родина людей, которые руководили Советским Союзом и Украиной.

Сама по себе Днепропетровщина и по промышленному комплексу, и по полезным ископаемым, и по структуре промышленного производства - сложный механизм. Человек, который тут прошел азы и достиг высот, может успешно управлять уже в больших масштабах.

Но есть и другой фактор - сюда долгое время, пока формировался ракетно-ядерный щит СССР, съезжались лучшие умы со всего Союза. Их дети и внуки с детства стремились к поставленным целям и сейчас вершат бизнес в городе.

Это город с большой деловой активностью. Тут может выжить только тот, кто будет толкать лбом, грызть зубами и расталкивать локтями. Поэтому у нас много дорогих машин, домов и богатых людей.

- Они помогают городу?

- У нас есть такие, которые не считаются олигархами, но активно помогают нам реализовывать проекты. За прошлый год местные инвестиции в город составили 8 млрд грн.

Конечно, и трое главных богачей - Игорь Коломойский, Виктор Пинчук и Геннадий Боголюбов - что-то делают. Тот же Пинчук, например, построил новый завод [метзавод Interpipe Steel], но, к сожалению, он не настолько активен в своей меценатской деятельности, как Ринат Ахметов в Донецке, который построил там онкологический центр.

Такая же ситуация с Коломойским и Боголюбовым. На их деньги построен стадион, а остальная [их] деятельность ограничена еврейской тематикой [построили школу, культурный центр Минора]. Что-то, конечно, делают, но делали бы больше, если бы жили здесь.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент


- Ситуация с еврейской общиной в городе уникальная. Она у вас на удивление организованная.

- Я не хочу обсуждать то, как смотрят друг на друга олигархи Днепропетровска в синагоге. И не хочу, чтобы вы видели только еврейскую общину. Такая дружная ситуация характерна для представителей всех религий и конфессий в городе.

- Единство еврейской общины, как говорят источники, во многом обеспечивает раввин Шмуэль Каминецкий, приехавший сюда в 1990 году. Он сейчас якобы играет настолько важную роль в городе, что и вы, прежде чем принять решение баллотироваться в мэры, получили у него одобрение.

- Если это шутка, я готов над ней посмеяться. Я не скажу, что раввин имеет больший вес, чем митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Для меня уж точно.

Но вы абсолютно правы, что с приходом Шмуэля Каминецкого те распри, которые были в общине, прекратились. Он многое сделал, чтобы объединить общину. Он работает с богатыми людьми, посещающими синагогу, чтобы те вкладывали деньги в развитие города. Он также часто обращается к нам, и, если идея интересная, мы помогаем. Ведь это дорога с двухсторонним движением. И я не буду скрывать: если какие-то конфликты возникают у власти и богатых людей, он находит пути их решения. Хватит и того, что у нас выясняют отношения [Павел] Лазаренко, [Юлия] Тимошенко [экс-премьеры, выходцы из Днепропетровска] и все их окружение.

– Перейдем к теме жизни города: я была удивлена, когда узнала, что в Днепропетровске летом нет горячей воды. Для города такого уровня и потенциала это по меньшей мере несолидно.

- От этого страдают многие города. Что касается Днепропетровска, то подогревать воду в 555 котельных летом экономически невыгодно. Плюс многие не платят за услуги, что усугубляет ситуацию. Люди поставили бойлеры, такой формат им выгоднее. И за этим будущее. В Европе, например, нет централизованной подачи горячей воды.

- Еще одна проблема, с которой город живет уже много лет, - затянувшиеся на десятилетие работы по достройке метро: с 1995 года, момента его открытия, ни одной новой станции не сдали, хотя необходимость назрела.

- Метро для нашего города проблема намного глубиннее, чем просто улучшение транспортной инфраструктуры. Из-за строительства подземки мы не можем привести в порядок центральный проспект, под которым и ведутся работы.

У людей за 20 лет уже не осталось веры, что все это можно закончить. Нам важно ее вернуть. Но хорошие новости есть, проблема сдвинута с мертвой точки: мы выбрали единственно правильную модель - завершение строительства за счет кредитования.

Провели серьезную работу с Европейским банком реконструкции и развития и уже подписали договор о привлечении 152 млн евро. Еще почти такую же сумму в виде кредита мы получим от Европейского инвестиционного банка. Еще плюс 64 млн евро - от государства, часть средств выделит на это и городской бюджет. Так что деньги есть. Срок реализации проекта - четыре года, после чего мы существенно разгрузим центр, ведь новые станции перехватят ключевые транспортные потоки.

- Местные жители говорят, что в последнее время состояние дорог в городе улучшилось, но ставят это больше в заслугу губернатору [на момент разговора им был Александр Вилкул, который в конце декабря 2012-го назначен вице-премьером].

- Как только мы начнем делить на ваших и наших, продуктивность закончится. В объеме работ на 2012 год финансирование госбюджета составило 51 млн грн., а горбюджета - 159 млн грн. 60% дорог мы отремонтировали за деньги Днепропетровска.

Но в чем вы правы, так это в том, что с приходом этой власти, объединив усилия государственного, городского и облбюджетов, мы заработали как одна команда и многое сделали для города.

- Вы не находитесь в тени губернатора?

- У нас у каждого своя работа и полномочия, которые мы выполняем. Благодаря губернатору мы начали работу по строительству объездных дорог, ведь Днепр - это единственный город, через который проходит пять транзитных потоков грузового транспорта.

Уже сегодня участок [трассы от] Киева на Запорожье можно проехать, не заезжая в город. Строится еще несколько участков, которые позволят тем, кто едет из Донецка и Харькова в Киев, не проезжать через центр. Это сложный проект, и без помощи губернатора и центральной власти мы не могли бы его реализовать.

- В конце года мэры резко раскритиковали бюджет, спущенный им сверху. Для Днепропетровска он тоже оказался не слишком хорош.

- Хотел бы отметить, что мы - один из крупнейших доноров госбюджета. Но какая трудность бюджета-2013? Он рассчитывается по формулам и показателям последних трех лет, когда мы бюджет перевыполняли.

Сейчас ожидается спад экономики, а у нас изъятия возрастут в 3,8 раза. Мы ежемесячно из собственных доходов должны будем отдать 10,8 млн грн. в бюджет для выравнивания других регионов.

Это показывает главную проблему - у регионов нет стимулов зарабатывать. Получается, чем больше ты заработал, тем больше у тебя забрали; чем меньше - тем больше дали. Именно поэтому мы не раз говорили, что нельзя забирать у городов то, что заработано сверх плана. Эти деньги должны идти на развитие города. Но пока нас не слышат.


Корреспондент


- Вы никогда ни с кем не конфликтуете, уживаетесь с любой центральной властью. В этом и заключается секрет вашего мэрского долгожительства?

- Я не сторонник решения проблем военным путем. Если проблемы можно решить путем переговоров, нужно им идти. А воинственность и постоянное выяснение отношений, которые сейчас есть в Украине, отбрасывают нас [назад] все дальше и дальше.

Но это не значит, что кто-то может заставить Куличенко делать то, что он не хочет. Для меня не главное слава, важнее всего то, как со мной общаются люди, воспринимают мою фамилию. Меня интересует, что будут говорить моим детям обо мне как о мэре, когда я уже не буду занимать эту должность.

- Вы сказали, что Куличенко нельзя заставить делать то, что он не хочет. Однако говорят, что вас заставили стать членом Партии регионов и только после этого разрешили вновь идти в мэры.

- За 20 лет независимости Украины у меня было много предложений относительно членства в той или иной партии, но я ни в одну не вступил. Сделал это только сейчас и пока ни разу не пожалел об этом.

Но хотел бы отметить, что на меня никто и не пытался давить. Я сделал это добровольно, ради создания команды. И сейчас могу сказать, что она начала решать те проблемы, с которыми боролся не только я, но и поколения до меня.

- Считаете себя прогрессивным мэром?

- (Пауза.) Большая часть изменений в городе - моя личная инициатива. Я себя устаревшим не чувствую, смеюсь на КВН и сам успеваю пошутить. Свой среди футбольных болельщиков.

- Речь об ином - например, насколько прогрессивно работаете с инвесторами?

- У нас есть стратегия, разрабатывали ее вместе со специалистами программы, финансируемой правительством Канады. Мы и привели эту программу в Украину. По ней сейчас работают две области - Днепропетровская и Львовская. Итоги нашей работы - третье место по привлечению инвестиций в стране.

На эти инвестиции мы построили импортозаменяющие предприятия, например производство бытовой химии и продукции, фабрику по пошиву постельных принадлежностей. Сейчас завершается создание завода, где будут делать мебельную и строительную фурнитуру. В Украине она вообще сейчас почти не производится.

- Есть цель, достигнув которой, завяжете с мэрством?

- В 2015 году, когда заканчивается срок моей каденции, я отпраздную 15-летие пребывания в должности.

Я многое уже сделал, поэтому тут могут быть только стимулы, которые лично мне интересны, - большие инфраструктурные проекты.

Я строитель, у меня целая папка бумаг относительно перспектив развития Днепра. Еще никто не говорит, а я уже знаю, что следующим проектом будет реализация подъезда к центральному вокзалу со стороны набережной. Это большой проект.

Очень горжусь реконструкцией набережной, тем, что зимой и летом там очень много людей. Набережная считается одной из достопримечательностей города. Ее развитие продолжается, и я принимаю в этом активное участие. В 2013-м у нас закончится реконструкция памятника [Тарасу] Шевченко и площади вокруг нее. У нас будет и Поэтическое поле, и Днепр ревучий. Такого в Украине еще нет.

- Чем занимаются ваши две дочери?

- Никакого крупного бизнеса у них нет. Слава и деньги - это большое испытание, но я легко его прошел. Я никогда не хотел забрать у кого-то бизнес, войти в долю, заставить поделиться.

Что касается детей, то у каждой из дочерей свой бизнес. У младшей небольшое кафе, она занимается тем, что выживает в условиях кризиса. Ни в какой приватизации объектов города они не замешаны, на них никакой недвижимости нет. Даже со стартовым капиталом я им не помогал.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент


- Живете за городом?

- Я живу в городе, но в доме.

- Какие часы носите?

- У меня их вообще нет, из украшений ношу только крест.

- Где отдыхаете?

- Больше всего люблю приезжать к внукам в Крым. Но меня, конечно, манит архитектура, история городов. Для меня настоящим открытием стали Черновцы. Бываю во Львове, люблю Одессу, но и красивые европейские города посмотреть не считаю зазорным.  

Пять вопросов мэру

Сколько лет вы живете в городе, которым управляете, и как в первый раз здесь оказались?

Я в этом городе родился и за исключением двух лет, когда служил в армии, прожил тут всю жизнь. Это мой истинно родной город.

Какой из иностранных городов, где вы побывали, вас больше всего поразил и почему?

Когда я учился в строительном институте, благодаря профессору Лусте, который читал у нас историю и теорию архитектуры, составил перечень наиболее интересных городов Европы в архитектурном плане. Я в них во всех побывал. Это Прага, Краков, Париж, Лондон, Венеция, Пиза, Цюрих.

Общедоступное место в городе, где вас можно чаще всего встретить без охраны? Чем вы там занимаетесь и в какие дни бываете?

С охраной вы меня не встретите нигде. Я категорический ее противник. Я верующий человек и считаю, что должен жить так, чтобы у людей не возникало желания физической расправы. Что же касается защиты от [местных] жителей, то я не боюсь ни их, ни вопросов. Именно поэтому вы можете каждые выходные увидеть меня в городском детском парке, а также на набережной, где я гуляю с внуками.

Где живут и где учились ваши дети - в каком городе, какой стране?

Мои дети учились и живут в Днепропетровске. Обе дочери окончили тут университеты. По специальности старшая - финансист и психолог, младшая - экономист и менеджер ресторанного и гостиничного бизнеса. Их в городе не знают. Мои дети - обычные люди, которые живут обычной жизнью.

Какой памятник (человеку, событию) вы поставили бы в городе?

Я горжусь тем, что в первый год своей работы мы поставили памятник Александру Полю. Это Колумб Приднепровских степей, первый почетный гражданин Днепропетровска, который больше всех сделал для развития края. А в целом хотелось бы все же, чтобы в Днепре стало меньше идолов советского времени. Но это сложно реализовать. Пока.

Пять граней одного города (Днепропетровск)

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал Корреспондент Днепропетровск интервью Куличенко