"Судебная битва века" нанесла Березовскому тройной удар
Поражение, которое потерпел Борис Березовский в "судебной битве века" с Романом Абрамовичем, стало для него сокрушительным ударом. Возможно, гораздо более сильным, чем можно было предположить.
Сложно сказать, какие были у Березовского дела помимо этой эпической тяжбы и нескольких судебных исков поменьше, но вряд ли у бывшего серого кардинала Кремля оставалось много времени на какие-то серьезные бизнес- или политические проекты.
С иском против Абрамовича Березовский, как выяснилось, шел ва-банк. Для него этот процесс был не просто попыткой восстановить некую справедливость, это был способ вернуться в мир больших новостей – снова попасть на телеэкраны и газетные полосы.
Говорить о том, что суд восстановил справедливость как-то странно. Получилось, что у Березовского никогда и не было договоренностей с Абрамовичем, которые тот мог бы нарушить. Иск был отвергнут, а судья Глостер объявила, что Березовский выдумывал показания: иногда сознательно, а иногда просто веря в несуществующие обстоятельства.
Поражение в суде нанесло Березовскому тройной удар. Во-первых, оно обернулось огромными финансовыми проблемами. Речь идет о десятках, а возможно, и сотнях миллионов фунтов.
Во-вторых – и неизвестно, было это совпадением или следствием судебного проигрыша, – у Бориса Березовского начались личные проблемы. Даже людям, совсем незнакомым с кухней олигархических баталий, было понятно, что гражданская жена Березовского Елена Горбунова, аккуратно ходившая с ним практически на все заседания, как-то совсем не вовремя .
И наконец, в-третьих, проигравший Березовский как-то вдруг окончательно выбыл из числа ньюсмейкеров первой величины. Справедливости ради следует сказать, что он давно уже не был на первых ролях. Но тяжба с Абрамовичем показала, что Березовский – это по-прежнему игрок высочайшего уровня. Своим иском он сумел сделать так, что никогда не дающий интервью Роман Абрамович подробно отвечал на вопросы о своем бизнесе и личной жизни – отвечал на публике и под присягой.
Суд стал самым достоверным и детальным рассказом об олигархической России 1990-х и нулевых, в котором ключевые фигуры давали показания от первого лица. И это была лебединая песня Березовского-ньюсмейкера.
Борис Березовский был склонен к сенсациям. Он любил и умел работать с массовой информацией. Но вскоре после начала суда он рассказал о себе практически все. В зале на Феттер-лейн он не был солистом, хотя и смог несколько раз удивить публику в зале суда.
Когда судья огласила решение, вдруг выяснилось, что Березовский превратился в кого-то другого. Оказалось, ему больше нечем нас удивить.
После суда
Вердикт был вынесен, но вопросы все же оставались. Объявив у суда, что, по его мнению, решение надиктовано Путиным, Березовский давал понять, что еще готов побороться.
С юридической точки зрения все было понятно: шансов выиграть апелляцию у него не было. С точки зрения СМИ и обывателя, последнее слово оставалось за ним – Березовский мог подать апелляцию или признать поражение. Это вряд ли могло заинтересовать, но могла сработать инерция "процесса века".
Так получилось, что это последнее слово в тяжбе с Абрамовичем Березовский произнес в интервью Русской службе Би-би-си. "Я поздравил Романа. Апелляции не будет", – сказал нам опальный олигарх.
Потом Березовский перезвонил и уточнил кое-какие детали в своей цитате. А потом перезвонил еще раз и спросил, пойдет ли эта новость в английском эфире.
Новость не пошла. Даже российские СМИ цитировали это заявление довольно вяло. В самом деле, а о чем говорить, если продолжения процесса не будет?
Проигравший Березовский терял привлекательность для СМИ и зрителей. Почти никто не заметил, что он сумел договориться вне суда с наследниками Бадри Патаркацишвили. По словам юристов, знакомых с этой тяжбой, Березовскому даже удалось кое-что получить, хотя вся суть иска была очень похожа на претензии в деле Абрамовича. Точно так же Березовский утверждал, что у него с Бадри были устные договоренности о совместном бизнесе.
Единственный вопрос, который оживлял хоть какой-то интерес к фигуре Березовского: он банкрот или нет?
Было известно, что он выставил на продажу несколько своих домов и самолет. Что . Что уволил помощников и почти всю охрану. Разные люди, с которыми у Березовского были дела или просто близкие отношения, почти единодушно говорили, что он в долгах и его положение очень тяжелое.
Чтобы написать статью о том, с чем остался Березовский после суда, не хватало "нормального", то есть большого и вдумчивого интервью с ним самим. Но в последнее время обычно общительный Березовский вдруг стал отказываться от бесед, несколько раз предлагал перезвонить через неделю. Никто не спешил – эта история не была приоритетной.
При жизни Березовского мы так и не смогли найти ответ на вопрос о том, сколько же у него осталось денег. Возможно, теперь пресса так или иначе об этом узнает. Но этот рассказ уже не будет вестись от первого лица.