Пресса России: зачем прокуратура "кошмарит" НКО?
Обзор материалов российских газет за 2 апреля 2013 года.
Помогут не всем
Российские вкладчики кипрских банков не могут рассчитывать на помощь своего государства. А вот если пострадают госкомпании, то правительство готово протянуть им руку помощи. С таким заявлением выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Статью на эту тему "Независимая газета" разместила на первой полосе свежего номера.
Как объяснил Шувалов, есть нелегально или полулегально вывезенные капиталы, а есть и такие, с которых были уплачены налоги. "Если будут серьезные потери у кого-то, у компаний с госучастием, если будет какая-то конкретная ситуация, мы готовы будем ее рассмотреть публично, прозрачно, здесь, в России, но для этого совсем не обязательно помогать Республике Кипр", – подчеркнул чиновник.
Газета считает, что первой в списке на получение государственной помощи будет кипрская "дочка" ВТБ – Russian Commercial Bank (RCB). По размеру активов – без малого 14 млрд. евро – RCB третий банк на острове. "[...] Очевидно, что проблемы RCB прямо или косвенно бросают тень на репутацию ВТБ – крупнейший российский госбанк. Уже по этой логике его кипрскую "дочку" в беде не оставят", - объясняет издание.
"НГ" приводит прогнозы, кто из представителей российского крупного бизнеса мог пострадать от кипрского кризиса. Со ссылкой на зарубежные СМИ газета внесла в этот в список Александра Лебедева, Михаила Прохорова, Михаила Фридмана, Алишера Усманова, Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга.
Среди российских предприятий, имеющих акционеров на Кипре, газета называет ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "ХК "Металлоинвест", ОАО "Мечел", ОАО "Евраз объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", ОАО "НОВАТЭК", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Северсталь", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", ОАО "Татнефть", ОАО "Уралкалий", ОАО "Холдинг МРСК".
"Несмотря на то что это все сплошь системо- и градообразующие предприятия, рассчитывать на государственную помощь им вряд ли приходится", - считает "НГ". Газета объясняет свое мнение тем, что арсенал средств защиты интересов российского бизнеса и частных лиц, оказавшихся заложниками кипрского кризиса, ограничен.
Руководитель группы международных проектов юридической фирмы "Вегас Лекс" Юрий Бортников предположил, что Москва в переговорах с Никосией о реструктуризации кредита 2011 года (2,5 млрд. евро сроком на пять лет) может попытаться выторговать особые условия для конкретных компаний и вкладчиков из РФ. Других рычагов воздействия юрист не видит.
"Помогут госкомпаниям и частным инвесторам, которые действовали с ведома и по поручению нашего государства", – говорит на страницах "Независимой" вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Для него принцип спасения за казенный счет держателей депозитов в кипрских банках предельно понятен – кто может прислониться к государству, того оно и поддержит.
Между тем ведущий юрист налоговой практики юридической группы "Яковлев и партнеры" Андрей Фелюст задается вопросом: почему государство вообще должно помогать лицам, хранящим свои деньги за рубежом? "Подобная помощь могла бы создать опасный прецедент – если в будущем другие страны решат повторить кипрский сценарий, опять придется вмешиваться нашему правительству", – подчеркнул эксперт.
Кому достанутся гранты?
Газета "Коммерсант" пишет о проблеме получения правительственных грантов для некоммерческих общественных организаций, финансируемых из-за рубежа. В нынешнем году общая помощь НКО, по данным издания, составит около 3 миллиардов рублей для распределения которых Владимиром Путиным назначены шесть специальных операторов и Минэкономразвития.
За этими деньгами, по замечанию газеты, уже готова выстроиться очередь из общественных организаций. Намерены бороться за президентские гранты и НКО, получающие деньги из-за рубежа, хотя они не уверены в своей победе.
"Дело в том, что, по мнению правозащитников, - пишет "Коммерсант", - жесткие массовые проверки НКО были начаты в феврале с целью выявить организации, финансируемые из-за рубежа и не зарегистрированные как "иностранные агенты". По мнению члена совета директоров правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, "проверки проводились для того, чтобы найти любые нарушения, в частности закона об экстремизме, но главное, чтобы найти "иностранных агентов".
Впрочем, и они получали президентские гранты. Так, два года назад выиграл конкурс и получил грант "Мемориал". МХГ, по словам ее руководителя Людмилы Алексеевой, также неоднократно получала госсубсидии. Два гранта в прошлом году выиграло движение "За права человека". По словам руководителя последнего – Льва Пономарева - он будет "просить денег, чтобы продолжить проекты".
Один из опрошенных "Коммерсантом" глав НКО сказал, что "пока окончательные решения принимаются в администрации президента и это политические решения", его "структура вряд ли обратится за президентским грантом". "Хотя с иностранными деньгами совсем плохо стало, - приводит газета слова своего собеседника, который отмечает, что конкурсы непрозрачны. - Нет понимания, что это бюджетные деньги, а не личные деньги президента или "фонда Путина", откуда он мог бы давать деньги по своему усмотрению".
Впрочем, представители операторов по распределению грантов обещают, что никакой дискриминации в отношении иностранных НКО не будет. "В администрации президента, обсуждая будущий конкурс, мы говорили о том, как сделать его более комфортным для НКО, - говорит на страницах "Коммерсанта" президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская Разговора о том, кого следует предпочесть, не было ни полнамека".
"Неправильные" НКО
А газета "Ведомости" в продолжение темы пишет о предварительных итогах проверок, которым массово подверглись НКО, и о природе этих проверок. В редакционном комментарии на первой полосе газета отмечает, что визиты прокуратуры и других контролеров вызвали серьезный международный резонанс.
По сообщению руководителя правозащитной ассоциации "Агора" и члена президентского совета по правам человека Павла Чикова, контролеры требуют уплатить весомые - до 500 тысяч рублей - штрафы за нарушения правил пожарной безопасности.
"Впрочем, это вряд ли кого-нибудь обманет, - пишет газета, - известно, что стены из горючих материалов и тараканы на столах чаще находятся в "неправильных" организациях".
Иностранные дипломаты и российские активисты считают, что волна проверок НКО - попытка политического давления на правозащитников. Многие проверки действительно выглядят странно, отмечает издание: в частности, сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы пришли в российское отделение Transparency International, где плановая проверка завершилась месяц назад.
"Важно и еще одно обстоятельство, - акцентируют внимание "Ведомости", - надзорные органы проверяют самых честных и прозрачных. Ведь НКО, получающие средства зарубежных жертвователей, лучше всех следят за порядком в отчетности".
А вот проверка НКО, получивших президентские гранты на свои проекты, может вызвать нежелательные вопросы, не исключает издание. Так, Transparency International исследовало 117 НКО, получивших гранты президента и Минэкономразвития более чем на 3 млн руб. Выяснилось, что лишь четыре из них опубликовали достаточно полную информацию, 24 - только справочную информацию, в двух случаях нет даже имен руководителей, телефонов и юридических адресов. Еще у 19 нет сайтов - при том, что по закону получатели грантов должны ежегодно публиковать финансовые отчеты в интернете.
"В итоге, - еще раз подчеркивают "Ведомости", - усилия проверяющих суть создание очередных проблем для самых прозрачных и открытых и поощрение самых непрозрачных и закрытых".
Античесночный закон
Газета "Московский комсомолец" рассказывает о неоднозначной, по оценке издания, инициативе, внесенной в Госдуму депутатом от ЛДПР. В частности, Сергей Иванов предложил законопроект "Об охране граждан от последствий потребления чеснока". "МК" предупреждает, что это не первоапрельская шутка.
"По экспертным оценкам", утверждает депутат, в России употребляют чеснок 40% взрослого населения, а 60% ежедневно подвергаются "воздействию последствий употребления чеснока". Средний возраст потребителя чеснока постепенно снижается, и замечены случаи, когда этим занимались даже дети дошкольного возраста.
"По оценкам Всемирной организации здравоохранения, - пишет Иванов, - из-за отвратительного чесночного запаха ежегодно не рождается до нескольких сотен тысяч россиян". Кроме того, опять же "по оценкам экспертов", мужчины не доживают из-за общения с потребителями чеснока в лифте, метро, на работе от 7 до 9 лет, а женщины - от 9 до 12 лет.
Чеснок не вызывает привыкания, и поэтому граждане "не в состоянии адекватно оценить деструктивность его воздействия на организм", объясняет автор. Как следствие - спрос на чеснок остается стабильным, а в отдельных регионах "сезонно растет". Причем производится в основном чеснок в сфере так называемой "серой экономики", а реализуется в так называемом "частном секторе", что "неблагоприятно сказывается на уровне налогооблагаемой базы экономики РФ".
Поэтому депутат предлагает запретить употреблять чеснок везде, где запрещено курить: в образовательных и медицинских учреждениях, стадионах, спотрзалах, поездах дальнего следования, других средствах транспорта, в самолетах, метро, в местах, расположенных не ближе 15 метров от помещений вокзалов и аэропортов, на перронах, в гостиницах. И, конечно, на рабочих местах, в органах госвласти и местного самоуправления и на территории АЗС.
Как и курить, потреблять чеснок можно будет лишь в специально отведенных для этого местах, оборудованных системой вентиляции. Закон, по плану депутата, должен заработать 1 апреля 2014 года.
Обзор подготовил Олег Савин, служба Мониторинга Би-Би-Си.
Источник: Русская служба Би-Би-Си