Корреспондент: Стоп, машина. Детройт превращается в город-призрак
Детройт, некогда гордость и экономический мотор Америки, превращается в город-призрак. Виной всему падение автопрома и расовые предрассудки, обратившие его в гетто для темнокожих, - пишет Наталия Мечетная в № 13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года.
История Детройта - наглядный пример того, как некогда столица американского автомобилестроения, символ прогресса и успеха страны, превратилась в город-банкрот, город-призрак с множеством пустующих индустриальных зданий и разгулом криминала.
В этом году, согласно рейтингу авторитетного журнала Forbes, Детройт был признан самым бедствующим городом США. Его проблемы начались четыре десятилетия назад, с первой волной спада автомобильной промышленности. А после кризиса 2008 года, когда продажи американского автопрома рухнули на 50 %, город-мотор, где находится так называемая большая тройка автопроизводителей страны - GM, Ford и Chrysler, - ушел в крутое пике.
За последние три года цены на недвижимость в Детройте упали на 35 %, и теперь средняя стоимость дома составляет $ 40 тыс. Однако покупать жилье никто не спешит: здесь пустуют десятки тысяч зданий, а население переезжает в более благополучные места.
После кризиса 2008 года,когда продажи американского автопрома рухнули на 50 %, город-мотор, где находится так называемая большая тройка автопроизводителей страны - GM, Ford и Chrysler, - ушел в крутое пике
В течение многих лет город терял людей и накапливал долги. Дефицит бюджета Детройта сегодня достиг $ 300 млн, а внешний долг городских властей - около $ 14 млрд.
Критическая финансовая ситуация привела к тому, что решением губернатора штата Мичиган Рика Снайдера Детройту был назначен внешний управляющий - юрист Кевин Орр, который в прошлом спасал от банкротства автоконцерн Chrysler.
В то же время ряд американских политиков уже оценили состояние Детройта как безнадежное. Так, сенатор Рик Джонс предложил вообще упразднить город.
У нынешних проблем Детройта целый комплекс причин, высказывает Корреспонденту свою точку зрения профессор политологии Мичиганского университета Джон Сиоршари. Он отмечает, что истоками проблемы принято считать историческое прошлое города, а именно расовую напряженность, включая дискриминацию темнокожих и стихийные расовые бунты в 1943 и 1967 годах. Это привело к тому, что многие белые жители Детройта, а следом за ними и целые компании стали переезжать в пригород.
“Таким образом, Детройт лишился и рабочих мест, и налоговой базы, и населения, а это, в свою очередь, привело к бедности, преступности и низкому уровню образования”, - говорит аналитик.
Черно-белая картина
“Мы можем восстать из пепла”, - пообещал Орр, однако выполнить обещание ему будет непросто. Только уровень безработицы в Детройте составляет 18,2%. Город занимает первое место в стране по количеству насильственных преступлений на душу населения - около 2.140 случаев на 100 тыс. человек. Этот показатель превышает среднеамериканский примерно в пять раз. Кроме того, почти 47 % людей, живущих в Детройте, фактически неграмотны, не могут нормально читать или писать.
Когда-то, в 1950-х, Детройт был четвертым по величине городом страны с населением 2 млн человек, теперь же он сохранил лишь треть человеческих ресурсов - 700 тыс. По данным Бюро переписи населения США, в 2000-2010 годы Детройт терял одного жителя каждые 22 минуты.
Уровень безработицы в Детройте составляет 18,2%. Город занимает первое место в стране по количеству насильственных преступлений на душу населения - около 2.140 случаев на 100 тыс. человек
Перед Орром сегодня стоит сложнейшая задача, и если он не придумает, как залатать дыры в муниципальном бюджете, то придется официально запустить процедуру банкротства города, предполагают аналитики.
То, что обанкротить Детройт выгоднее, чем его спасать, считает и бывший кандидат в президенты США от республиканцев Митт Ромни, для которого город моторов является родным.
Тем временем бедственное положение Детройта только усугубляется, даже несмотря на то, что президент США Барак Обама после кризиса бросил много сил на спасение американского автопрома - к примеру, контрольный пакет акций General Motors перешел государству.
Между тем опрошенные Корреспондентом местные жители утверждают, что финансовые проблемы автопроизводителей - лишь вершина айсберга. Корень же кроется в уникальном историческом прошлом города и сохранившихся по сей день расовых предрассудках. Хотя этот фактор обозреватели часто упускают из виду.
“Здесь существует очень большой разрыв между черными и белыми”, - констатирует житель Детройта Натан Андерн.
Белые и черные живут в разных кварталах, ходят в разные рестораны и работают в разных компаниях, описывает американец особенности местной жизни. “Очень редко наблюдается здоровое смешение рас”, - говорит Андерн.
В 1950-х, Детройт был четвертым по величине городом страны с населением 2 млн человек, теперь же он сохранил лишь треть человеческих ресурсов - 700 тыс
Белые в основном занимают пригороды - именно поэтому фильм об известном рэпере Эминеме, в детстве жившем в Детройте, называется Восьмая миля. Она разделяет город и пригород, темных и белых, являя собой реально существующий, материальный символ этой невидимой пропасти, напоминает Андерн.
Чтобы понимать, что происходит в городе, надо знать его историю, считает другой его уроженец, Эндрю, не пожелавший назвать свое полное имя в печати: по его словам, тема расовой сегрегации слишком щекотлива для США.
Подъем Детройта начался с легкой руки изобретателя и промышленника Генри Форда, в 1920-х годах развернувшего здесь конвейерное производство автомобилей. В 1950-х здесь, словно грибы после дождя, росли дома и строились автострады.
Развитие автопрома создавало сотни тысяч рабочих мест. На фабриках хорошо платили, что привлекало рабочие руки. Сюда со всей страны съезжались малообразованные темнокожие американцы, раньше работавшие на фермах, рассказывает Эндрю. Компанию им составляли мигранты из Восточной Европы и послевоенных Германии и Италии, ведь получить хорошую работу на заводе можно было даже без знания английского.
Сегодня 83 % детройтцев темнокожие, в то время как во всем штате Мичиган таковых меньшинство - 14%
Тамошние жители были не в восторге от потока приезжих. Расовое противостояние привело в 1967 году к одним из самых разрушительных и позорных беспорядков в стране: жертвами погромов и поджогов стали 43 человека, было разрушено более 2.000 зданий. Как минимум 500 детройтцев получили ранения. Итог - приезжие темнокожие рабочие вытеснили местное белое население в пригороды. А так как последние были более богаты и образованны, они увозили с собой и материальный ресурс города, и его интеллектуальную базу.
В результате сегодня 83 % детройтцев темнокожие, в то время как во всем штате Мичиган таковых меньшинство - 14%.
И хотя до побоищ сегодня дело не доходит, до сих пор темнокожие и белые горожане предпочитают держаться друг от друга подальше, отмечает Андерн, принадлежащий к белому детройтскому меньшинству.
Он живет на улице Хэзелвуд, неподалеку от двух заброшенных многоквартирных домов и множества пустующих, рассчитанных на одну семью.
“В Детройте один квартал может быть очень хорошим, а другой рядом с ним может выглядеть ужасно”, - рассказывает Андерн. Разрисованные граффити, без окон и с облупившейся краской обшарпанные здания теперь представляют собой типичный пейзаж Детройта.
Включить зажигание
У живущего в Детройте Доминика Мосери своя версия причин, по которым его родной город стал призраком. Дескать, богатые инвесторы использовали его на всю катушку, делали на нем деньги, а затем нашли другие возможности для бизнеса и уехали.
“Мне кажется, что остались в Детройте либо те, кто застрял здесь, либо те, кто действительно любит город”, - говорит Мосери Корреспонденту.
Теперь бывшая автомобильная столица больше интересует туристов - их привлекает мрачная красота заброшенного индустриального мира. Также сюда едут художники, скульпторы, музыканты, они оседают в старых промышленных комплексах и облагораживают их. Благодаря людям искусства город славится различными арт-кафе и местной линией одежды Detroit Hustles Harder.
Мне кажется,что остались в Детройте либо те, кто застрял здесь, либо те, кто действительно любит город
Однако более всего он известен своей ночной жизнью. “Я всегда говорю приезжим: Детройт является одним из немногих мест, где вы будете утверждать, что провели замечательную ночь, даже если ваш автомобиль украли”, - рассказывает Мосери.
Он вспоминает множество разнообразных баров, джаз-клубов, а рестораны вдоль Вудвордавеню, в центре Детройта, остаются открытыми гораздо позже, чем обычно в Америке.
Несмотря на этот богемный флер, горожане отлично понимают, что живут в неспокойном месте. Так, жители Детройта советуют никогда не оставлять в машине ничего ценного: бомж или мелкий воришка может ради легкой наживы разбить окно.
Хотя Андерн признается, что чувствует себя в безопасности. Он уверен, что сообщения о преступности в Детройте сильно преувеличены СМИ, а если здесь кого-то и убивают, то это отнюдь не случайная жертва, а человек, принадлежавший к криминальному миру.
Что касается выхода Детройта из кризиса, то аналитики убеждены: без государственной поддержки не обойтись. Хотя и этого недостаточно для восстановления. Город размером с Детройт может повысить занятость, увеличить доходы и улучшить уровень образования только тогда, когда частный бизнес станет сюда инвестировать.
Детройт является одним из немногих мест, где вы будете утверждать, что провели замечательную ночь, даже если ваш автомобиль украли
“Я думаю, город должен принять меры, чтобы привлечь частных инвесторов создавать здесь производства”, - отмечает Сиоршари, предполагая, что эти меры могут означать предоставление временных налоговых льгот, что впоследствии приведет к налоговым поступлениям.
“Верьте или нет, но некоторые из пустующих земель достаточно велики, чтобы создавать на них городские фермы”, - добавляет аналитик.
Для того чтобы решить проблемы Детройта, надо сконцентрироваться на людях, а не на деньгах, считает Андерн. Человеческий ресурс города все еще велик, однако люди слишком поглощены проблемами выживания и предрассудками.
“Теперь существует менее явный расизм, чем 45 лет назад, конечно, но напряженность не исчезла, - утверждает Андерн. - Она просто приобрела иные формы: труднее увидеть, легче игнорировать”.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.