ЕЖ: Парламентский кризис в Киеве. Дом-2
Настоящая, а не календарная весна совпала в Киеве с очередным политическим обострением, - пишет Инна Булкина в российском Ежедневном журнале.
4 апреля в сессионном зале Рады произошло то, что умеренные наблюдатели называют "парламентским кризисом", красноречивые политические журналисты - "государственным переворотом", а сами действующие лица и исполнители - "путчем". Впрочем, "путчем" каждая из сторон квалифицирует действия стороны противной, а в техническом смысле – произошел раскол парламента, причем не метафорический, а физический: большинство и оппозиция отныне заседают в двух разных местах.
Раздельный режим работы оказался гораздо комфортнее прежнего - соборного. Оставшиеся в сессионном зале оппозиционеры и заседающие "на выезде" коммунисты и регионалы с успехом принимают некие "решения", причем в последнем случае речь идет о большинстве (244 голоса), и Рада на выезде заявляет, что ее "решения" имеют законную силу. Оппозиция настаивает на "легитимности" своего места, грозит "раскольникам" народным гневом и "европейскими осложнениями", наконец, исполняет арию "Вернись, я все прощу". "Мы находимся в единственном легитимном помещении для заседаний Верховной Рады. Мы требуем, чтобы Рыбак вернулся сюда и вел заседания. Некоторые сегодня ошиблись помещением и пошли заседать на Банковую. Но мы им прощаем", - заявил лидер Батькивщины Арсений Яценюк.
Собственно, номинальным поводом к весеннему обострению послужил закон о выборах в Киеве: оппозиция (фракции Удар, Батькивщина и Свобода) настаивала на ближайшей дате – 2 июня. У оппозиционеров был резон: опыт всех последних выборов в столице Украины показывает, что Киев, как правило, голосует "назло кондуктору", и у партии власти здесь мало шансов. Региональное большинство голосовать за киевские выборы предсказуемо отказалось, оппозиция заблокировала трибуну и пошла ва-банк, потребовав поставить на повестку отставку Кабмина и новый проект пенсионной реформы. В ответ регионалы повели себя столь же радикально: просто ушли заседать … на соседнюю улицу. При этом, покидая сессионный зал, спикер Владимир Рыбак заявил журналистам, что в ближайшее время "может поступить предложение объявить о самороспуске парламента, а возможно, будет предложение просить президента, чтобы он распустил парламент!". Иными словами, в перспективе вместо киевских выборов замаячили досрочные парламентские, но тут уже есть свои осложнения и замысловатые повороты: политологическое сообщество вновь заговорило о двухпалатном парламенте, а коммунисты проговорились, что на "раскольничьих" заседаниях речь идет о возможности референдума по Конституции, который-де узаконит новую систему выборов (мажоритарную) и две палаты. Так что перед нами едва ли не репетиционные маневры грядущей "двухголовой гидры".
Характерно, что за не такую уж долгую историю украинского парламентаризма подобного рода прецедент уже был, о чем профессиональные наблюдатели не преминули напомнить: украинская Рада раскалывалась зимой 2000-го года, во время Кучмагейта, и в тот раз, кстати, речь тоже шла о референдуме. Тогдашний Кучмагейт, в конечном счете, пусть и в отложенном режиме, закончился Майданом. Нынче оппозиция инициирует массовые акции Вставай, Украина. Собственно, начались акции еще в марте, движутся с запада на восток, уже прошли в Тернополе и Черновцах - довольно организованно, но без серьезного резонанса. В начале апреля лидеры оппозиции намерены провести митинги в Киеве и Житомире. Причем, не исключено, что с наступлением тепла Киев таки выйдет на улицу - хотя бы ради того, чтобы отстоять свое право выбирать городскую власть.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.