"Кремлевские дети": непростая жизнь и солдатская смерть - Би-би-си
14 апреля исполняется 70 лет со дня гибели старшего сына Иосифа Сталина - Якова Джугашвили. Месяцем ранее, 11 марта 1943 года, пал в воздушном бою сын его будущего преемника Леонид Хрущев.
Обе смерти прошли почти незамеченными для современников, а спустя много лет обросли легендами.
Нелюбимый сын
По воспоминаниям Светланы Аллилуевой, ее сводный брат Яков был глубоко мирный человек. Он окончил Московский институт инженеров транспорта и короткое время работал на одной из столичных электростанций, но Сталин, в соответствии с духом времени, заставил его надеть военную форму и поступить в Артиллерийскую академию.
33-летний Яков Джугашвили ушел на фронт в первый день войны. "Иди и сражайся", - сказал ему отец. Устроить сына на штабную должность он, разумеется, мог, но делать этого не стал.
24 июня Яков принял командование 6-й артиллерийской батареей 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии. За бой седьмого июля 1941 года у реки Черногостница Витебской области был представлен к награде, но получить ее не успел.
Советская 20-я армия попала в окружение. 16 июля сын Сталина очутился в плену вместе со многими другими.
По имеющимся данным, он хотел назваться чужой фамилией, но был выдан одним из сослуживцев. "Вы - Сталин?", - спросил потрясенный немецкий офицер. "Нет, - ответил тот, - я старший лейтенант Яков Джугашвили".
В Берлине с ним долго беседовал капитан абвера Вильфрид Штрик-Штрикфельд, свободно говоривший по-русски и впоследствии приставленный в качестве офицера связи к генералу Власову.
"Находясь в ваших руках, я за все время не обнаружил ни одной причины смотреть на вас снизу вверх", - заявил Яков Джугашвили на одном из допросов.
Согласно протоколам, обнаруженным после войны в Берлине и хранящимся в Центральном архиве министерства обороны в Подольске, он не скрывал разочарования неудачными действиями Красной армии, но никакой интересной для немцев информации не выдал, ссылаясь на то, что не был близок с отцом. В принципе, он говорил правду.
По оценкам историков, Сталин имел все основания гордиться поведением сына. Яков отказался сотрудничать с нацистами, а известные листовки с его портретом и подписью, гласившей, что, мол, сын вашего вождя сдался в плен, прекрасно себя чувствует и всем желает того же, которые немцы осенью 1941 года разбрасывали над советскими позициями, были изготовлены без его участия.
Убедившись в бесперспективности дальнейшей работы, немцы отправили Якова Джугашвили в лагерь для военнопленных в Хаммельсбурге, затем перевели в Любек, а позднее - в блок "А" Заксенхаузена, предназначавшийся для "VIP-узников".
В Любеке он сдружился с пленными поляками, многие из которых говорили по-русски, играл с ними в шахматы и карты.
Яков Джугашвили тяжело переживал случившееся с ним и страдал от тяжелой депрессии. Как и остальные советские пленные, он не имел никаких контактов с родиной. Нацисты, разумеется, не преминули довести до него знаменитую фразу Сталина: "У нас нет военнопленных, есть изменники".
14 апреля 1943 года он, по одним данным, выпрыгнул из окна барака, по другим - отказался возвращаться в него после прогулки, разорвал ворот и бросился на проволоку, по которой был пропущен ток, с криком: "Застрелите меня".
Часовой, ротенфюрер СС Конрад Хафрих, открыл огонь. Пуля попала в голову, но, по данным вскрытия, Яков Джугашвили погиб раньше от удара током. Фактически это было самоубийством.
Документы и фотографии, связанные с пребыванием сына Сталина в Заксенхаузене, в том числе письмо Гиммлера Риббентропу, в котором излагались обстоятельства его гибели, оказались у американцев. Госдепартамент собирался передать их Сталину через посла США в Москве Гарримана, но по невыясненной причине изменил решение. Материалы были рассекречены в 1968 году.
Впрочем, спецслужбы СССР и так все выяснили, допросив бывших сотрудников лагеря. Данные содержатся в докладной записке главы органов безопасности в советской оккупационной зоне Ивана Серова от 14 сентября 1946 года.
Тело Якова Джугашвили немцы кремировали, а урну с прахом захоронили в земле. Советские власти еще в 1945 году нашли могилу и сообщили об этом в Москву, но Сталин на телеграмму не отреагировал. Тем не менее, за могилой ухаживали. Действовала ли военная администрация по своей инициативе или все-таки получила указание из Кремля, не известно.
Приемный сын Сталина генерал Артем Сергеев утверждал, что Яков Джугашвили в плену никогда не был, а погиб в бою. Сын Анастаса Микояна Артем говорил, что якобы встретил его на даче Сталина в июне 1945 года. Разные люди после войны "видели" его в Грузии, Италии и США.
Самая бредовая версия гласит, что Яков Джугашвили жил инкогнито где-то на Ближнем Востоке и является отцом Саддама Хусейна, хотя тот, как известно, родился в 1940 году.
"Солдат на фельдмаршалов не меняю"
В феврале 1943 года Лаврентий Берия предложил Сталину попытаться устроить обмен Якова на фельдмаршала Паулюса через руководителя Международного Красного Креста шведского графа Бернадота. Сталин ответил: "Я солдат на фельдмаршалов не меняю".
По словам Светланы Аллилуевой, отец заявил ей: "Нет! На войне как на войне".
Несколько более человечным предстает Сталин в мемуарах Георгия Жукова.
Подписав 16 августа 1941 года приказ Ставки №270 ("командиров и политработников, сдающихся в плен, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту") вождь в кругу соратников изволил пошутить, что, мол, теперь следует сослать и его, и он, если можно, выбирает знакомый с дореволюционных времен Туруханский край.
Современные поклонники Сталина считают его поведение образцом принципиальности и самоотверженности.
Действительно, в свете известного отношения к военнопленным спасти "родную кровь" для него было бы политически неудобно.
Однако многие историки указывают на еще одну возможную причину. По их мнению, Сталин просто не любил старшего сына, поскольку до 13-летнего возраста практически его не видел.
Если бы в беду попал Василий, Сталин, не исключено, рассудил бы иначе, считают исследователи.
Существует версия, правда, не подтвержденная заслуживающими доверия источниками, будто Сталин застал Надежду Аллилуеву в постели с 24-летним пасынком, убил ее, а ему отомстил, не вызволив из плена.
Жизнь за кремлевской стеной
После того, как Якова в 1921 году привезли из Грузии в Москву, отец именовал его исключительно Яшкой, третировал как ничтожество, называл за глаза "мой дурак", избивал за курение, хотя сам не расставался с трубкой, и по ночам выставлял из квартиры в коридор. Подросток периодически прятался у живших по соседству членов политбюро и говорил им: "Мой папа - сумасшедший".
"Это был очень сдержанный, молчаливый и скрытный юноша. Вид у него был забитый. Он всегда был погружен в какие-то внутренние переживания", - вспоминал личный секретарь Сталина Борис Бажанов.
Кроме Якова, Василия и Светланы, известны два внебрачных сына Сталина, родившихся в Туруханском крае и в Архангельской губернии, где он отбывал ссылку.
Оба росли вдали от отца и от Кремля и жили долго и благополучно. Один был капитаном теплохода на Енисее, другой при Брежневе дорос до заместителя председателя Гостелерадио и слыл высокопрофессиональным, эрудированным и по тем временам либеральным человеком.
Все трое законных детей Сталина были несчастными людьми с изломанной личной жизнью. Родителям часто не нравятся зятья и невестки. Но если обычным людям приходится принимать выбор детей, то Сталин имел неограниченную возможность деспотически вмешиваться в их судьбы и решать, с кем его дети заключат брак.
"Яша был хорош собой, он очень нравился женщинам. Я сама была влюблена в него", - вспоминала внучка Максима Горького Марфа Пешкова.
В 18 лет Яков женился на 16-летней Зое Гуниной, но Сталин заставил его расторгнуть брак. Сын попытался застрелиться. Отец не навестил его в больнице, передав через родных, что он поступил как хулиган и шантажист, а при встрече презрительно бросил: "Хэ! Не попал".
Затем Яков сблизился со студенткой из Урюпинска Ольгой Голышевой, учившейся в Москве в авиационном техникуме. Сталин снова возразил, в результате Голышева уехала домой, где 10 января 1936 года родила сына. Спустя два года Яков настоял, чтобы мальчику присвоили фамилию "Джугашвили" и выдали соответствующие документы, но съездить в Урюпинск отец ему не позволил.
Сейчас 77-летний Евгений Джугашвили является убежденным сталинистом и постоянно судится с теми, кто, по его мнению, незаслуженно чернит память деда, который знать его не хотел.
В 1936 году Яков женился на балерине Юлии Мельцер, отбив ее у мужа - помощника начальника управления НКВД по Московской области Николая Бессараба.
Эту невестку Сталин тоже недолюбливал из-за ее еврейского происхождения.
Когда Яков попал в плен, Юлию Мельцер арестовали и освободили после его гибели. Она провела около двух лет в одиночной камере в Лефортово в полной изоляции и, будучи вызвана на допрос, растерялась, увидев на плечах у офицеров "белогвардейские" золотые погоны.
По словам Мельцер, ее пытались обвинить в том, что она перед отъездом на фронт подговорила мужа сдаться.
Режиссер фильма "Падение Берлина" Михаил Чиаурели предлагал ввести в сценарий Якова Джугашвили, сделав его трагической фигурой войны, но Сталин идею отверг: то ли принципиально не желал обращаться к теме плена, то ли ему было тяжело вспоминать об этой истории.
Пилот и плейбой
11 марта 1943 года эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиаполка вела воздушный бой неподалеку от Козельска Калужской области над территорией, занятой противником.
"Два наших самолета (ведущий гвардии старший лейтенант Заморин и ведомый гвардии старший лейтенант Хрущев) были атакованы двумя "Фокке-Вульфами 190". Завязался воздушный бой на высоте примерно 2500 метров - пара на пару", - написал в рапорте командир эскадрильи.
"Заморин увидел, что к хвосту машины Хрущева пристроился "Фокке-Вульф" и ведет по нему огонь. Заморин застрочил из пулемета. Немец, увидев свое невыгодное положение, отвалил от Хрущева и, атакуемый Замориным, пошел на юг. Когда Заморин вернулся, он не обнаружил Хрущева. Вдали шли наши самолеты, Заморин решил, что Хрущев среди них, и присоединился к общему строю".
На аэродром машина старшего сына будущего советского лидера не вернулась. Около месяца он официально числился без вести пропавшим.
Поиски сбитого самолета и летчика, в том числе с привлечением партизан, ни к чему не привели. Командующий 1-й воздушной армией генерал-лейтенант Худяков направил Никите Хрущеву письмо: "Обстоятельства, при которых он не возвратился, и прошедший с того времени срок заставляют нас сделать скорбный вывод, что Ваш сын пал смертью храбрых в воздушном бою".
Авторы ряда современных публикаций отказываются понимать, как мог пропасть без вести не пехотинец, а летчик - ведь товарищи в небе должны были увидеть, как машина загорелась и упала?
С подачи бывшего заместителя начальника Главного управления кадров минобороны Ивана Кузовлева и генералов КГБ Михаила Докучаева и Вадима Удилова получила хождение версия, будто Леонид Хрущев попал в плен и был выменян, а затем СМЕРШ установил, что у немцев он повел себя как изменник. Хрущев "валялся в ногах" у Сталина, но тот остался непреклонным, и 25-летний Леонид был расстрелян. Этим якобы и объясняется ненависть к Сталину Никиты Сергеевича.
То же самое утверждал опальный Вячеслав Молотов в беседе с писателем Феликсом Чуевым: "Озлобление на Сталина за то, что его сын попал в такое положение, что его расстреляли. Сталин сына его не хотел помиловать, после такого он на все идет, только бы запачкать имя Сталина".
Историки, однако, призывают критически относиться к заявлениям генералов, занявших высокие посты спустя много лет после войны, и отстраненного Хрущевым от власти Молотова.
За всю войну не известно ни одного случая обмена пленными. Зная, что сын самого Сталина находится в плену, никто не подошел бы к нему с подобной просьбой.
Ни советские, ни германские архивы не содержат упоминаний о такой уникальной операции. Нет никаких данных о расстреле Леонида Хрущева, хотя без приговора Особого совещания или военного трибунала даже тогда не казнили. Отсутствует информация о его пребывании в плену, хотя персона сына члена Военного совета фронта должна была привлечь особое внимание немцев. Неизвестны имена немецкого военнослужащего или военнослужащих, якобы выменянных на него.
Политический интерес сталинистов очевиден: их кумир, дескать, такой замечательный, что пойти против него можно исключительно из личной мести.
Разговоры о невозможности для летчика пропасть без вести продиктованы незнанием вопроса. На самом деле явление было массовым.
В 1944 году советская истребительная авиация официально потеряла от огня противника 906 самолетов, а 2630 прошли по графе "не вернулись с задания".
Все внимание пилота одноместной машины занимало ведение боя, глядеть по сторонам ему зачастую было некогда, а электронных приборов не существовало.
К тому же самолеты, массово и ударно выпускавшиеся мобилизованными в промышленность неквалифицированными женщинами и подростками, отличались низким качеством. В том же 1944 году еще 1430 истребителей были потеряны в результате аварий и катастроф. В 1946 году группа руководителей авиапрома во главе с наркомом Алексеем Шахуриным получила лагерные сроки за "выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции".
Так что самолет Леонида Хрущева легко мог как оказаться подбитым, так и упасть в штопор или просто развалиться в воздухе.
Однако автор книги "Кремлевские дети" Лариса Васильева указывает, что в короткой биографии сына будущего лидера все же имелись темные пятна.
В 1939 году он начал учебу на командном факультете Военно-воздушной академии имени Жуковского, а завершил ее спустя год в авиационной школе в Энгельсе.
Перевести слушателя элитной академии в заурядную авиашколу, каких насчитывались десятки, могли только в виде наказания.
Сын Анастаса Микояна Степан утверждал, что Леонид Хрущев любил выпить, сын Лаврентия Берии Серго - что краем уха слышал про какой-то дебош и "сомнительную компанию".
В автобиографии, собственноручно написанной Леонидом Хрущевым 22 мая 1940 года, накануне выпуска из Энгельсской школы, есть фраза: "под судом не был". Трафаретная фраза звучала: "под следствием и судом не был". Случайная ошибка вряд ли возможна. Значит, под следствием был?
Не исключено, что Хрущеву таки пришлось просить за сына, только не во время войны, а раньше, о расстреле речь не шла, в ногах он не валялся, и дело замяли, так что в данном случае Хрущев должен был быть скорее благодарен Сталину.
Войну Леонид Хрущев начал в бомбардировочной авиации. 27 июля 1941 года его самолет подбили, он дотянул до линии фронта и при вынужденной посадке сломал ногу, однако даже не ранение, а травму лечил не в медсанбате, а в госпитале в Куйбышеве, и целых восемь месяцев.
В Куйбышеве в это время жила в эвакуации вторая жена Никиты Сергеевича Нина Петровна с младшими детьми.
Оказавшись под крылом у мачехи, Леонид Хрущев несколько месяцев отдыхал в тылу, будучи совершенно здоровым, по воспоминаниям встречавшего его в этот период Степана Микояна, разгуливал по городу и устраивал вечеринки с эвакуированными танцовщицами кордебалета Большого театра.
Есть версия, правда, ничем не подтвержденная, будто он в это время нечаянно застрелил товарища по госпиталю, какого-то военного моряка, поиграв в нетрезвом виде в Вильгельма Телля.
В марте 1942 года, когда слухи о его времяпрепровождении распространились по Куйбышеву, Хрущеву-младшему пришлось вернуться на передовую, переквалифицировавшись из пилотов бомбардировщика в истребители.
Обычно раненые стремились попасть в родные части, и уж у сына Хрущева такая возможность была. В документе о его выписке из госпиталя указано: "Желательно направить в 134-й бомбардировочный авиаполк". Но, видимо, он сообразил, что возвращаться к однополчанам после восьмимесячного отсутствия неудобно.
Леонид Хрущев не был изменником и погиб честной солдатской смертью, но, судя по всему, являлся типичным представителем номенклатурной "золотой молодежи".
Источник: Русская служба Би-би-си