Полный текст интервью Кучмы «Фокусу»
Ниже публикуется полный текст недавнего интервью украинского президента Леонида Кучмы немецкому еженедельнику «Фокус». "Нет, на Украине нет никакого кризиса", заявил украинский президент немецкому изданию.
Focus: Немецкие бизнесмены делают в экономику Украины крупные инвестиции, однако они жалуются на коррупцию и бюрократизм. Как вы собирается бороться с этими недостатками?
Кучма: Во время переходного периода коррупция и бюрократизм, возможно, являются неизбежными явлениями. Взяточничество и продажность исчезнут только тогда, когда нам удастся создать цивилизованное общество, в котором не только будут действовать законы, но и граждане будут вести себя соответствующим образом. Сегодня, к сожалению, многие все еще пытаются урвать себе кусок пирога. Положительным моментом в данном случае является то, что мы начинаем активно выступать против подобных действий. Возьмем, к примеру, бывшего премьера Лазаренко. На Украине против него возбуждено уголовное дело. Мы ясно дали понять, что каждый, независимо от его служебного положения, может предстать перед судом.
Focus: Говорят, что американские спецслужбы передали вам список тех лиц, из числа украинской экономической элиты, которые замешаны в делах о коррупции.
Кучма: Сведения о том, что Клинтон, Гор или американские спецслужбы передавали мне подобный список, не соответствуют действительности. Если бы они это сделали, я был бы им очень благодарен. К примеру, если бы Лазаренко не был арестован в США, то, возможно, нам бы не удалось пристальнее приглядеться к его империи на Украине. Он по-прежнему оставался бы на свободе и занимал бы свою старую должность.
Focus: Запад задается вопросом, для чего Украина вводит в строй новые атомные реакторы, если существует возможность экономии энергии?
Кучма: Не Украина, а именно западные эксперты рекомендовали нам ввести в строй два новых энергоблока. По этому поводу в 1995 году в Оттаве было подписано соглашение между нами и нашими западными партнерами. Тогда обсуждался вопрос о возможных альтернативах: построить ли в Чернобыле новую станцию, работающую на газе, или же модернизировать старые реакторы.
Focus: Многие на Украине разочарованы отсутствием помощи со стороны Запада. Предполагаете ли вы строить реакторы самостоятельно или же при помощи России?
Кучма: Разочарование политикой Запада на Украине существует, это так. Возьмем, например, меморандум 1995 года - там не указывается никаких конкретных условий. В меморандуме указывается только то, что Украина должна закрыть Чернобыльскую АЭС, а Запад предоставит ей кредиты для строительства двух новых блоков. Сейчас прошло уже 5 лет, однако Украина не только не получила никаких кредитов, но и постоянно сталкивается с новыми условиями со стороны Запада. Насколько это поведение можно назвать джентльменским?
Focus: Короче говоря, где вы рассчитываете получить помощь?
Кучма: Я не нуждаюсь ни в чьей помощи. Если бы в 1995 году я знал, что дела пойдут подобным образом, то Украина самостоятельно построила бы эти реакторы. Для этого хватило бы одного процента налоговых поступлений. Станции, вероятно, находились бы уже в рабочем режиме. Россия также проявляет к этому интерес, в первую очередь в плане поставок оборудования. Вполне возможно, что мы построим эти энергоблоки общими усилиями.
Focus: Украина до сего времени ориентировалась на Запад. Однако после визита на Украину Владимира Путина, создается впечатление, что Украина сближается с Москвой.
Кучма: По этому поводу я выскажусь коротко и ясно: Украина не меняла своего политического курса и не собирается этого делать в будущем. Наша цель - вхождение в Европу. Однако вместе с тем, мы делаем то, что считаем необходимым.
Focus: Сейчас вся Украина потрясена делом о прослушивании телефонных разговоров. Ваши разговоры прослушивались бывшим офицером службы безопасности. Кто за этим стоит?
Кучма: Это я должен задать вам подобный вопрос. Такой жест доброй воли со стороны Украины, как закрытие Чернобыльской АЭС, остался полностью незамеченным. Сейчас все зациклились на магнитофонных пленках. Кто заинтересован в том, чтобы на Украине, которая в прошлом году достигла значительных экономических успехов, застопорился процесс реформ? Кто заинтересован в том, чтобы в Парламенте прослушивались фальсифицированные магнитофонные записи?
Focus: Однако вы подтвердили, что голос на пленке принадлежит вам.
Кучма: Я сказал, что не исключаю того, что разговоры президента могут быть записаны на пленку. В этой стране, где все думают только о собственных интересах, а не об интересах государства, все возможно. Однако окончательное слово в этом деле должно принадлежать следствию, а не президенту. Для этого необходимо, чтобы Мельниченко (этот офицер службы безопасности) Прибыл с Запада, где он находится, на Украину, захватил с собой оригинал записей и заявил, что же происходит.
Focus: Однако тогда вы его арестуете.
Кучма: Естественно. Действия Мельниченко - это шпионаж. Это настоящее преступление. А Запад спокойно заявляет: Господа, прослушивайте спокойно ваших президентов и премьер-министров, мы дадим вам политическое убежище. Удивляет, почему еще ООН не приняло соответствующей резолюции о том, что это цивилизованное поведение…
Focus: Оппозиция обвиняет вас в убийстве Гонгадзе, настроенного критически по отношению к правительству. Вы знали его лично?
Кучма: Нет. Я задам вам один простой вопрос: зачем президенту, который только что выиграл выборы, убивать никому не известного журналиста? В моральном плане я также не мог совершить ничего подобного. За шесть лет президенства на Украине я достаточно хорошо продемонстрировал свои моральные качества. Украина вступила на путь цивилизованного развития. Из бывших советских республик только мы остались в стороне от конфликтов.
Focus: Насколько нынешний кризис угрожает стабильности на Украине?
Кучма: Настолько, насколько этот кризис будет раздуваться Западом.
Focus: Что вы собираетесь делать в связи с этим делом?
Кучма: Для меня и моей семьи все происходящее ужасно: Когда человека ложно обвиняют в совершении всяческих преступлений, это трагедия. Эти люди лишены какой-либо морали.
Focus: Не возникает ли у вас желания все бросить и уехать?
Кучма: Если бы я сказал «нет», то погрешил бы против истины. Естественно, у меня бывали такие мысли. В особенности дома все говорили мне: с нас довольно. Если бы я занимал пост премьер-министра, то я просто бы выступил с заявлением и подал бы в отставку. Вокруг меня царит настоящий психоз. Взгляните на весь этот цирк с демонстрантами. Поскольку людям хорошо платят, то они принимают участие в этом представлении. Для многих студентов - это солидный заработок.
Focus: Вы сказали, что с Вас довольно…
Кучма: За меня голосовали более 16 миллионов человек. Что я должен им сказать? Что 3000 демонстрантов заставили меня уйти в отставку? Избиратели по-прежнему рассчитывают на меня. На мой взгляд, для отставки нет никаких оснований.
Focus: Предполагаете ли Вы избираться на третий срок?
Кучма: Упаси Боже. Я оставлю пост президента в 2004 году. Точка. До этого времени я буду контролировать развитие событий, прежде всего в области экономики. У нас до сих пор еще не осуществлена правовая реформа. Что будет, если среди парламентского большинства произойдет раскол и процесс реформ будет заблокирован?
Focus: Вы не можете отрицать наличие политического кризиса на Украине…
Кучма: Нет, на Украине нет никакого кризиса. Парламент работает, правительство работает, президент в хорошей форме. Регионы полностью равнодушны ко всем этим событиям. В последнее время мне удалось значительно сблизить позиции Восточной и Западной Украины. Это несомненный успех. Кроме того, мы достигли примирения между Церквями. Я бы еще предложил Западу подумать о безопасности нашего общего европейского дома. Украина - это не Югославия. Разница, в частности, состоит в том, что тонны боеприпасов лежат у нас просто под открытым небом, а кроме того имеется 13 атомных электростанций. Поэтому не стоит подрывать основы стабильности на Украине. Я надеюсь, что Запад поможет их сохранить. (Перевод Инопресса)