Москва требует от Минска выполнения обещаний за дополнительную нефть
Российские эксперты в интервью DW комментируют вероятность того, что во второй половине 2013 года объем поставок российской нефти не будут увеличен, как того добивается Беларусь.
Российские СМИ распространили информацию со ссылкой на анонимный источник в правительстве страны, согласно которому Москва не будет увеличивать во втором полугодии объем поставляемой в Беларуси нефти, как того хочет Минск. Среди причин этого опрошенные DW эксперты называют отказ от выполнения белорусской стороной давних договоренностей по интеграционным проектам, а также продолжение ею "серого" реэкспорта нефти, за который не уплачиваются налоги в российский бюджет.
Сохранить свою экономическую модель
"Нет никакой "нефтяной войны", есть рабочий диалог, - уточняет заведующий сектором экономики московского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. - Беларусь хочет получить больше нефти, а Россия не спешит и может до конца года предоставить только базовый объем в 21,5 миллиона тонн, который ежегодно перерабатывался на белорусских НПЗ".
По словам аналитика, Россия, общий объем добытой нефти в которой в 2012 году составил 514 миллионов тонн, могла бы удовлетворить запросы Беларуси, но белорусская сторона не выполняет взятых на себя обязательств. Агибалов напомнил, что взамен выделенных из Антикризисного фонда ЕврАзЭС кредитов только в прошлом году Минск обещал провести приватизацию госсобственности на сумму в 2,5 миллиарда долларов.
Судя по тенденциям текущего года, белорусские власти с ней не торопятся и при этом просят у России новый кредит на 2 миллиарда долларов, замечает эксперт. По его мнению, Минск "не хочет отказываться от своей модели экономики, чтобы сохранять ключевые активы в своих руках, а бюджетные дыры в макроэкономической политике затыкать долгосрочными кредитами под низкую процентную ставку".
Москва требует выполнения обещаний
Именно поэтому Россия хочет подтолкнуть Беларусь к выполнению ранее согласованных решений, полагает Сергей Агибалов. И добавляет, что пожелания белорусской стороны об увеличение поставок нефти могут быть удовлетворены, но не в одностороннем порядке.
Теперь, по мнению аналитика, все будет зависеть от того, насколько Минск будет готов ускорить решение вопросов, которое ожидает Москва. При этом согласование количества поставляемой российской нефти будет, по выражению эксперта, проводиться в поквартальном режиме, а не на весь год, как было раньше.
Комментируя вероятность продолжения "серого" реэкспорта российской нефти, за который Беларусь только за прошлый год, по разным оценкам, не доплатила около 2 миллиардов пошлин в бюджет России, Сергей Агибалов отметил, что подобная схема больше не действует.
По его словам, об этом свидетельствует экспортно-импортная статистика, а также спад в первом квартале в двух секторах белорусской экономики - в химической промышленности и нефтепереработке (соответственно на 16 и 21 процент по сравнению с первым кварталом 2012 года). Дефицит торгового баланса Беларуси только за февраль составил около 180 миллионов, резюмирует Агибалов.
Пообещать, и не исправиться
В то же время старший научный сотрудник российского Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков не исключает, что именно "серые" операции с реэкспортом российской нефти и нефтепродуктов в Европу являются одной из причин того, почему Москва может отказать Минску в запрашиваемом объеме нефти на 2013 год. "Существуют разные схемы, под давлением вертикали власти эта "бухгалтерия" маскируется в различных белорусских ведомствах, так что уследить довольно сложно", - указывает эксперт.
По его словам, серьезным основанием для разногласий сторон стал также срыв сделки по объединению МАЗа и КамАЗа и эмоциональные комментарии президента президент Беларуси по этому поводу. (19 апреля Лукашенко назвал слияние МАЗа и КамАЗа "бандитской акцией" - Ред.).
Отвечая на вопрос DW, насколько хватит запаса прочности белорусской экономики, если Россия действительно прикрутит нефтяной кран, Сергей Жаворонков заявил, что "белорусскому режиму не страшно экспериментировать над собственным народом". Поэтому для повышения зарплат и пенсий власти вполне могут включить печатный станок, как это было перед президентскими выборами в 2010 года, что затем привело к троекратному падению курса белорусского рубля.
Конфликт разрешится по страрому сценарию
Эксперт напоминает, что нынешний энергетический конфликт между Россией и Беларусью - далеко не первый, и объясняет, почему его стараются не придавать широкой огласке. По словам Жаворонкова, с политической точки зрения российскому правительству крайне сложно признать, что Беларусь ведет себя не вполне дружественно по отношению к России.
"С одной стороны, Лукашенко надо заставлять соблюдать договоренности, с другой - российские власти не могут открыто объявить, что, начиная с договора от 1996 года об образовании Сообщества России и Беларуси, Москва ошибалась в выборе союзника", - говорит Сергей Жаворонков. Поэтому, прогнозирует эксперт, ситуация и на этот раз разрешится как обычно: Беларусь пообещает исправиться и будет требовать от России каких-то действий в обмен на декларации.