Корреспондент: Закрытая книга. В Украине исчезает культура чтения
Нашествие технологий, утрата культуры чтения и низкое качество школьных уроков литературы и детских книг превратили Украину из советского книжного клуба в страну, где большая часть населения вообще не прикасается к книжным страницам, - пишет Екатерина Иванова в № 16 журнала Корреспондент от 26 апреля 2013 года.
Вагон столичного метро вмещает 170 пассажиров, и во времена СССР 150 из них были погружены в чтение книг, журналов или газет. По данным социологов, в Стране Советов активными читателями являлись 90 % граждан. В нынешней Украине любителей книги наберется едва ли половина.
Согласно результатам пока единственного за годы независимости исследования, проведенного среди взрослых украинцев в марте 2013 года компанией Research & Branding Group, 50,9% соотечественников вычеркнули литературу из своей жизни. Из оставшегося меньшинства треть приобщается к ней несколько раз в неделю, а каждый пятый - несколько раз в год.
В Стране Советов активными читателями являлись 90 % граждан. В нынешней Украине любителей книги наберется едва ли половина.
Институт социологии образования Российской академии наук, изучавший этот вопрос в разных странах, рисует еще менее оптимистичную для Украины картину. По его данным, читающих украинцев всего-то 27 %, и это отбрасывает ее в конец европейского рейтинга. Недалеко ушла Россия, где лишь 30 % населения - книгочеи. Зато во Франции читают 61 % граждан, в Германии - 66 %, а в Великобритании - 73,5 %.
Евгений Копатько, учредитель Research & Branding Group, падение интереса украинцев к чтению называет угрозой национальной безопасности. А источник тенденции видит в некачественном образовании и отсутствии у школьников тяги к учебе. По словам эксперта, в современной Украине исчезли существовавшие в СССР престижность начитанности и культ чтения.
Проблему усугубляет ситуация в книгопечатании. Причем к национальным причинам добавилась и общемировая - конкуренция интернета, ТВ и других нынешних средств коммуникации с печатным словом.
“У нас, в отличие от европейских стран, в том числе и России, нет национальной программы поддержки чтения”, - бросает последний камень в отказавшуюся от книг родину Ольга Романюк, замдиректора столичной библиотеки им. Леси Украинки.
Про любовь
Алексей Перекатов, вице-президент по маркетингу крупной аутсорсинговой IT-компании Miratech, имеющий ученую степень кандидата физико-математических наук, признается, что совсем не читает книг. Их ему заменяют публицистика и новости.
“Я увлекаюсь мировым финансово-экономическим кризисом, и мне интереснее читать статьи на эту тему”, - признается он.
По мнению Перекатова, художественную литературу из жизни украинцев вытеснили киношные фантастика, мистика и комедия - мол, за счет визуальных эффектов они эмоциональнее печатного слова.
Художественную литературу из жизни украинцев вытеснили киношные фантастика, мистика и комедия
“Иногда юмористический рассказ читается совсем не смешно, пока его не “прочитают” с экрана [Михаил] Галустян или [Сергей] Светлаков”, - рассуждает об актерах легкого жанра Перекатов.
В поисках единомышленников топ-менеджер даже провел среди своих друзей мини-исследование, обнаружив, что и для них книги давно не средство проведения досуга. Они уступили место более динамичным развлечениям для мозга.
“Играть на мобилке в игры, слушать mp3-плеер, смотреть фильм на iPad или ноутбуке”, - перечисляет Перекатов номера собственной развлекательной программы. Он убежден, что сегодня, особенно в среде молодежи, престижнее со знанием дела дискутировать о только что вышедшем на экране фильме, чем о книге.
О том, что в отличие от прежних времен теперь для 15-20-летних чтение - последнее из занятий, свидетельствуют данные недавнего исследования Института Горшенина, показавшего: 42% молодых украинцев в свободное время в первую очередь играют в компьютерные игры и сидят в интернете, 36 % занимаются домашними делами, 30 % посещают кафе и рестораны. И лишь 18 % признались, что берут в руки книгу, газету или журнал.
Елизавета Щепетильникова изучает экономику в частном университете Крок. По ее словам, 80% книг, которые она читает, - это профессиональная литература по менеджменту.
Нынешние студенты загружены учебой настолько, сетует Щепетильникова, что роскошь чтения художественных произведений могут себе позволить лишь учащиеся на филфаке, да и то потому, что это часть их программы.
42% молодых украинцев в свободное время в первую очередь играют в компьютерные игры и сидят в интернете, 36 % занимаются домашними делами, 30 %посещают кафе и рестораны. И лишь 18 % признались, что берут в руки книгу,газету или журнал
Николай Зубков, доцент кафедры языковедения Харьковского университета им. Каразина, называет современных студентов катастрофически безграмотными. Каждый год он предлагает первокурсникам небольшой диктант - отрывок из романа Олеся Гончара Собор.
“По 80 ошибок делают”, - сокрушается преподаватель.
Причиной грамматической катастрофы молодого поколения специалисты называют хроническую неначитанность, а корни ее уходят еще дальше - в школу.
Чтобы заставить учеников читать классиков, педагоги идут на уловки. “Я говорю [в старших классах]: прочитайте, там так хорошо написано про любовь”, - делится профессиональным секретом Тамара Зелинская, директор средней школы в селе Майданецкое Черкасской области. Уловка срабатывает, но лишь частично: интернет остается более востребованным соперником Льва Толстого и Стендаля.
Тем временем Всемирная сеть, наступая на Украину, устанавливает свои порядки: по данным компании TNS, если в 2008 году украинский пользователь проводил в интернете в среднем восемь часов в месяц, то к 2012-му этот показатель увеличился более чем втрое, достигнув 27 часов.
А рынок печатной продукции, напротив, ежегодно падает на 10-20 %. Александр Афонин, глава Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей, отмечает, что начиная с 1994 года количество экземпляров книг, выпущенных на одного жителя страны, колеблется в пределах 0,8-1,3. Тогда как в Беларуси - 4, в России - 4,8, а в странах Евросоюза и того больше - от 5 до 7,5 книг на каждого.
Причиной грамматической катастрофы молодого поколения специалисты называют хроническую неначитанность, а корни ее уходят еще дальше - в школу
Впрочем, Украина преуспевает в другом - здесь стремительно растет спрос на электронные книги. По данным компании GfK Ukraine, с начала года было продано около 113 тыс. букридеров, тогда как за аналогичный период 2012-го - всего 45 тыс.
Василий Губарец, руководитель по вопросам внешних связей и связей с общественностью компании JTI, - один из тех, кто предпочитает холодной электронике шуршащие страницы. Его домашняя библиотека насчитывает 6 тыс. томов. Коллекцию книг начали собирать еще родители, а он ее приумножил. В жизни менеджера чтение с детских лет, как он выражается, must have - обязательно.
“Когда ты читаешь, к примеру, мемуары, историческую литературу, ты видишь, что времена проходят, а вызовы остаются прежними. Видишь, как люди справлялись с этими вызовами, - рассказывает Губарец об уроках, почерпнутых из книг. - Потом ты это неосознанно используешь в своей профессиональной жизни”.
Зарядка для ума
В падении интереса к печатному слову виновны не только технологии и интернет, уверены эксперты. У детей отбивает охоту изучать классику унылая школьная программа и слабое преподавание, уверен украинский писатель Андрей Курков.
“В азбуках и книжках для самых маленьких печатаются глупейшие стишки про земледельцев, - отмечает литератор. - Архивная советская безвкусная поэзия и проза производят на подростков впечатление, что вся украинская литература недостойна внимания”.
Отказываясь брать в руки книгу, и дети, и взрослые рискуют утратить способность критически мыслить, предупреждают специалисты, ведь буквы на бумаге формируют культуру вдумчивого чтения, а не кликового.
Традиционная книга ориентирует человека на рациональное мировосприятие, а когда он львиную долю информации черпает из интернета, его восприятие становится фрагментарным, объясняет Петр Кралюк, профессор Национального университета Острожская академия. Такой человек знает понемногу обо всем и ничего досконально, не склонен к анализу.
Отказываясь брать в руки книгу, и дети, и взрослые рискуют утратить способность критически мыслить
В том, что чтение продлевает эффективность работы мозга, можно убедиться на примере киевского журналиста и писателя Льва Кудрявцева, которого Корреспондент встретил в столичной библиотеке. В свои 84 года он может похвастать прекрасной памятью и живостью ума, оттого что ежедневно заглядывает в книгу, считает Кудрявцев. Например, сегодня он изучал историю обороны Одессы.
К слову, историческая проза - самый читаемый украинцами жанр, ее предпочитают 36,3% соотечественников, неравнодушных к литературе. Почти так же популярны детективы (34,3 %) и любовные романы (26,2%).
Преобладание “разгружающей литературы” - своего рода защита от повседневного стресса, объясняет психолог Алевтина Шевченко. Однако мозг человека требует не только беллетристику, добавляют эксперты, настаивая на том, что моду на чтение нужно возрождать подобно тому, как это делают в Европе.
Во Франции книжные обзоры и интервью с писателями проходят на центральных телеканалах в прайм-тайм. Вообще в Евросоюзе весьма распространенное явление - поездки писателей с лекциями по школам и лицеям, и это финансируется государством.
Будущее читающей нации зависит в большей степени от воспитания тяги к художественному слову, убеждены эксперты. В стране должна появиться качественная детская литература, полагает Нина Иванюта, замдиректора киевской библиотеки для детей № 15.
“Если не приучать, не привлекать детей к чтению, ничего не изменится к лучшему”, - уверена она.
Много букв
Книгочеев среди украинцев не набирается и половины населения страны, и предпочитают они в основном разгружающую мозг литературу
***
Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 26 апреля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.