Суд в России: Директора лесхозов не вспомнили Навального
Директора филиалов предприятия "Кировлес", допрошенные в пятницу в суде над оппозиционером Алексеем Навальным, как и предыдущие свидетели, не сообщили ничего, что подтверждало бы версию прокуратуры о хищении Навальным и Петром Офицеровым 16 млн рублей (500 тыс. долларов), пишет из Кирова Юрий Маловерьян для Русской службы Би-би-си.
Некоторые из семи выступивших в суде директоров лесхозов подтвердили, что договор с фирмой-посредником "Вятская лесная компания" (ВЛК) Петра Офицерова был им невыгоден - но они его с разрешения руководства и не выполняли, либо выполняли в небольшом объеме.Согласно фабуле обвинения, составленной Следственным комитетом России, Алексей Навальный, будучи советником губернатора Кировской области, в 2009 году в сговоре с генеральным директором государственного "Кировлеса" Вячеславом Опалевым и своим знакомым Петром Офицеровым похитил лесопродукцию на 16,165 млн рублей. Именно для этого, утверждает следствие, Офицеров создал ВЛК, а Опалев по распоряжению Навального приказал лесхозам продавать лес только через нее "по заведомо заниженной цене".
Навальный и Офицеров объясняют, что ВЛК закупил у "Кировлеса" продукцию на 16,8 млн – при общем обороте предприятия в сотни миллионов рублей – 13,7 выплатил, о чем есть все документы, а 3,1 млн остался должен, и эту задолженность признавали обе стороны.
Бывший директор Слободского лесхоза Ольга Гребнева подтвердила, что ВЛК пытался забрать у нее - вместе с частью прибыли - договор со старым клиентом, фанерно-мебельным комбинатом.
"Взял фанерный комбинат, предприятие, с которым мы давно уже работали – взял по заниженной цене. Не помню, сколько там разница была, но не сильно большая была разница. Но мы копейки считали, каждую. Мы поняли, что тут что-то не то и стали возмущаться", – сказала Гребнева в суде.
"Меня как директора сильно Опалев не напрягал, поэтому я сразу сказала, что для нас это не выгодно", – в результате Гребнева, по ее собственным словам, ни одного кубометра древесины через ВЛК так и не продала, а вскоре договор "Кировлеса" с фирмой Офицерова был расторгнут.
Путаница в показаниях
Еще несколько директоров, бывших и нынешних, тоже сообщили, что через ВЛК не торговали и никто их особо не заставлял, хотя приказ Опалева о работе с ВЛК действительно был.
"У нас тогда были проблемы со сбытом продукции, нам тогда представили ВЛК", - вспомнил глава лесхоза "Шабалинский" Александр Кузнецов. Офицеров должен был, кроме прочего, найти новых покупателей, что он и сделал.
Полностью приказ от работе с ВЛК Кузнецов тоже не выполнял.
Прокурор "в связи с противоречиями в показаниях" попросил суд разрешения огласить показания Кузнецова на следствии – и тут случилось забавное.
"А я никаких показаний не давал по делу Офицерова!" – озадаченно сообщил Александр Кузнецов.
"Вас не допрашивали?" – уточнил судья Блинов.
"Нет", – слегка пожал плечами Кузнецов.
Смех, аплодисменты немногочисленной оставшейся в Ленинском суде Кирова аудитории.
"Ваша честь, прошу обратить внимание находящихся в зале, что вы не в цирке находитесь, а все-таки в судебном заседании", - возмущенно перепутал адресатов обращения прокурор.
Выяснилось, что Кузнецов давал показания по совсем другому делу – делу уже осужденного бывшего советника губернатора Белых Андрея Вотинова, которому, согласно приговору, Опалев дал взятку за то, чтобы "Кировлес" не объявляли банкротом.
Директор лесхоза "Даровской" Расих Садриев сообщил, что вначале, ориентировочно в мае 2009 года, отдавал ВЛК продукцию, а потом перестал, потому что Офицеров не платил вперед.
В то же время Садриев усомнился, что его лесхоз мог бы продать свой товар по более выгодной цене, чем отдавал ВЛК
"Тогда все будто ножом отрезало, в январе вообще глухо было", – Садриев, как и его коллеги, помнит, что и цены, и продажи в кризисном 2009 году упали в разы.
Алексей Навальный результатами допроса семи бывших и нынешних директоров лесхозов остался доволен.
"Весь этот бастрыкинский бред – я не знаю, как они дальше будут его доказывать", – сказал Навальный после заседания, пояснив, что, с его точки зрения, свидетели обвинения не подтвердили ничего из того, что приписывает ему и Офицерову само обвинение: ни сговора, ни хищения, ни принуждения лесхозов исключительно к невыгодной торговле через ВЛК.
Еще один осужденный свидетель
Утром в пятницу некоторые российские средства массовой информации выдали ошибочную информацию о том, что в этот день в качестве свидетеля будет допрошен бывший друг и начальник Навального, губернатор Кировской области Никита Белых. На самом деле в планах прокуратуры вызова Белых в этот день не было.
Алексей Навальный после заседания предположил, что вначале обвинение хочет допросить всех директоров лесхозов, а уже затем – чиновников. В деле есть показания примерно 40 свидетелей, в том числе более 20 директоров лесхозов.
Правда, одного бывшего чиновника – советника губернатора Белых Андрея Вотинова – в суд в пятницу доставили. Он, однако, отказался говорить без адвоката, и его допрос отложили.
Вотинова привезли в суд в тюремной робе и наручниках. Он приговорен к трем годам колонии – по версии следствия, признанной судом, он в начале 2010 года получил от гендиректора "Кировлеса" Опалева взятку в 2 млн рублей за то, чтобы правительство области не ликвидировало убыточный "Кировлес".
Опалев, по версии следствия, заявил о вымогательстве взятки и к ответственности привлечен не был. "Кировлес" же все-таки объявили банкротом.
Суд путевок не дает
Суд над Алексеем Навальным теперь продолжится 15 мая.
В конце заседания Навальный, находящийся под подпиской о невыезде из Москвы, попросил судью разрешить ему в мае где-нибудь отдохнуть с семьей.
"А где вы хотите отдохнуть?" – поинтересовался судья.
Навальный ответил, что в Египте, например, а если судья не позволит лететь за границу, то в Астраханской области или "хоть в Новоивкинский санаторий съездил бы".
"Суд не дает путевки в санаторий", – улыбнулся судья и дал Навальному разрешение 7-14 мая съездить в Астраханскую область. Правда, чтобы и на самом деле туда съездить, Навальному еще надо получить разрешение от московских следователей по остальным уголовным делам против него.