Дело неонацистов в Германии: провал спецслужб?

Русская служба Би-би-си,  7 мая 2013, 10:10
💬 0
👁 16

В Германии начался процесс над предполагаемой группировкой неонацистов. Однако у многих возникает вопрос - не закрывали ли на происходящее глаза полиция и службы безопасности, специально не замечая террористической деятельности ультраправых.

В Германии начался один из крупнейших с момента окончания Второй мировой войны процессов над предполагаемой группировкой неонацистов.

У нее очень милое лицо. На видео, снятом полицией для досье, Беата Чепе мягко улыбается на камеру. Она одета в розовую кофту и является воплощением самой невинности, с лицом девочки, которая и муху не обидит.

Но лицо ли это истинной чистоты, или это маска обмана, под которой она скрывает свое участие в убийстве 10 ни в чем не повинных людей?

Обвинители назвали Беату Чепе самым опасным неонацистом страны. Ее обвиняют в пособничестве убийству девяти человек, восемь из которых были выходцами из Турции, и одной женщины-сотрудницы полиции.

Двойное самоубийство

Также ее обвиняют в оказании помощи при подготовке 28 покушений на убийство и в принадлежности к террористической организации. Ей предъявлено обвинение и в грабеже, приведшем к взрывам и поджогу.

Поджог считается частью эпизода с пожаром, который она предположительно устроила, перед тем как сдаться полиции 8 ноября 2011 года. Тогда она сказала представителям правопорядка, что она и есть та, кого они ищут.

Она жила в квартире города Йена в Восточной Германии с двумя мужчинами – Уве Мундлосом и Уве Бенхардтом. Оба они застрелились - по-видимому, после неудавшейся попытки ограбления банка.

Их гибель вывела полицию на оружие, из которого были совершены убийства 10 человек, тем самым разрешив загадку о том, кто их убил. Но при этом возник вопрос – как убийцам удавалось так долго оставаться безнаказанными?

Чувство солидарности?

Возникло предположение о том, что, возможно, полиция и службы безопасности закрывали на происходящее глаза, не заметив террористической деятельности ультраправых. Самая невероятная версия гласила, что, возможно, представителям полиции было известно о деятельности группировки, но они не предпринимали никаких действий из чувства солидарности.

Первое убийство произошло 9 сентября 2000 года в цветочном киоске в пригороде Нюрнберга. Два человека выстрелили продавцу цветов Энверу Симсеку в лицо. Из восьми выстрелов цели достигли шесть. Симсек скончался два дня спустя в больнице. При нападении был использован пистолет чешского производства CZ 83, который был обнаружен после задержания Беаты Чепе 11 лет спустя.

Сценарий первого убийства повторялся несколько раз в течение шести лет. Все жертвы были выходцами из Турции, за исключением слесаря Теодороса Боулгаридеса, которого, возможно, приняли за турка. Жертвой последнего убийства в апреле 2007 года стала женщина-полицейский. Мотив того убийства знает, пожалуй, только Беата Чепе. Возможно, это было сделано на почве личной неприязни или с целью заполучить оружие.

Затем появилось ужасающее видео, злорадствующее над убийствами, которое, как полагают некоторые, было отправлено самой Чепе. Под музыку из мультфильма о Розовой пантере там показываются фотографии трупов убитых, а организация, ответственная за это, называется "Национал-социалистическим подпольем".

Серьезные вопросы к спецслужбам

Для полиции это стало откровением. До этого они подозревали в совершении убийств турецкую мафию. Из-за этого членов семей убитых поначалу допрашивали в качестве возможных подозреваемых. В одном случае мать убитого, которой пришлось самой вытирать кровь сына на месте убийства, поначалу сама рассматривалась в качестве подозреваемой.

Мехмет Даимагуеллер, представлявший интересы одной из семей, по-прежнему очень зол. Он сказал в интервью Би-би-си: "Очевидно, что нельзя просто так скрываться в Германии, кто-то обязательно будет помогать. Мне хочется узнать, кто помогал этой группе".

Он не единственный, кто недоволен аспектами судебного процесса в Мюнхене. И это касается не только предъявленных Беате Чепе обвинений.

Возникают серьезные вопросы в связи с неудовлетворительной работой служб безопасности. Известно, что неонацистская тройка принимала участие в демонстрации ультраправых в Йене 20 лет назад.

Приводится случай, когда на мосту был повешен манекен с надписью "Еврей". Члены группировки поняли, что их имена известны властям, и, предположительно, пропали из поля зрения в 1998 году.

Уничтоженные документы

Проблема, с которой столкнулось следствие, заключается в том, что документы, связанные с делом неонацистской организации, были уничтожены. Возникает вопрос – сообщали ли информаторы властям о деятельности группировки, и если да, то почему убийства не были остановлены?

В ответ на это власти говорят, что осуществлением правопорядка в Германии занимается большое количество подразделений, в том числе полиция и секретные службы, как на местном, так и на общегосударственном уровне.

Плюс к этому, убийства совершались в разное время в разных местах. Иногда очередное убийство совершалось через пару недель, а иногда проходило несколько месяцев.

Даже сегодня не совсем понятно, чем руководствовались убийцы при выборе жертв. Все погибшие работали в компаниях малого бизнеса - ателье, интернет-кафе, цветочном киоске, закусочных. Их заведения никак не выделялись и, как правило, находились не в самых престижных частях городов. Места убийств также никак не связаны друг с другом.

Джон Гец, один из крупнейших немецких журналистов, занимающихся расследованиями, написал об этом книгу. Он считает, что со стороны выглядит, будто правоохранительные службы плохо сработали, но злого умысла тут не было.

"Мы видим провал в работе служб безопасности, но случилось это из-за их непрофессионализма, а не из-за желания скрыть свою причастность", - сказал он в интервью Би-би-си.

С этой точки зрения можно предположить, что и документы, связанные с этим делом, уничтожались для предотвращения позора спецслужб, а не с целью скрыть их причастность.