Джохар Царнаев оправляется от ран в тюремном медицинском центре
19-летний Джохар Царнаев содержится в тюремном медицинском центре в Форт-Дивенсе, находящемся в 60 км к западу от Бостона, пишет из Нью-Йорка Владимир Козловский для Русской службы Би-би-си.
В отличие от бостонской больницы Beth Israel, куда он был доставлен 19 апреля после ареста, центр не сообщает о его состоянии.Раз в неделю у его камеры останавливается тележка с книгами в мягких обложках. Заключенным, по словам Колотти, также предоставляется возможность изучать юридическую литературу в рамках подготовки к судебному процессу, который в случае Царнаева может начаться лишь через год, а то и два.
Он может дожидаться суда в Дивенсе, или власти переведут его после выздоровления в другую федеральную тюрьму.
Не отвечает на вопросы
За 30 месяцев до конца срока заключенных начинают готовить к жизни на воле. Как замечает сайт Daily Beast, это программа, которой вряд ли воспользуется Джохар Царнаев.
Две недели назад прокуратура официально предъявила ему обвинения в использовании оружия массового поражения и злонамеренном уничтожении имущества. Поскольку и то, и другое повлекло за собой человеческие жертвы, Царнаеву может грозить смертная казнь.
Администрация Обамы заявила, что обвинение будет требовать высшей меры. Окончательно решение по этом поводу примет министр юстиции США Эрик Холдер. Он идеологически против смертной казни, но в прошлом уже делал исключения.
После предъявления обвинений в больнице у Царнаева побывала федеральная судья-магистрат, которая зачитала ему "права Миранды", в том числе право на адвоката, и он перестал отвечать на вопросы следователей. Судья удостоверилась в том, что он понимает суть обвинений и грозящее ему наказание.
Прокуратура может попытаться использовать на процессе заявления, которые сделал Царнаев до того, как ему зачитали "права Миранды". Защита потребует, чтобы суд отказался приобщать их к материалам дела.
Прокуратура будет доказывать, что она воспользовалась исключением из правил, которое закон предусматривает в тех случаях, когда от арестованного нужно быстро получить "горячую" информацию о сообщниках или о готовящихся преступлениях.
В этих случаях его можно допрашивать примерно 48 часов, не знакомя его с "правами Миранды".
Как предсказывает юридический обозреватель журнала New Yorker Джеффри Тубин, прокуратура, скоре всего, настоит на своем.
Но обычно она использует такую информацию не на процессе, а для того, чтобы открыть дело против какого-то другого лица. Этому адвокаты Царнаева воспрепятствовать не смогут.
Пока Царнаев оправляется от ран в Дивенсе, федеральное большое жюри, насчитывающее от 16 до 23 присяжных, решает за закрытыми дверями вопрос о том, достаточно ли у прокуратуры доказательств для того, чтобы привлечь его к суду.
Большое жюри редко отказывает прокуратуре и наверняка не откажет ей в данном случае, поскольку у нее огромная доказательная база. Его решения следует ждать до конца месяца, после чего дело Царнаева поступит к федеральному судье.
"Юный несмышленыш"
Претензии к Царнаеву могут быть не только у федералов, но и у судебных властей штата Массачусетс. Например, дела об убийстве почти всегда рассматриваются в США на уровне штатов, а Царнаеву еще могут предъявить обвинение в убийстве полицейского Шона Коллиера.
Власти считают, что Коллиера застрелил Тамерлан Царнаев, которому нужно было оружие для брата. Но он не сумел вынуть пистолет из кобуры Коллиера и убежал несолоно хлебавши.
Штат еще может привлечь Джохара как соучастника убийства. Но, как правило, федералы имеют право первой ночи, и его поначалу будут судить в федеральном суде.
Защита, как предсказывают, будет всеми силами оттягивать начало суда и, возможно, потребует, чтобы его проводили в другом городе. Чем дальше от преступления, тем для нее лучше.
Даже если Царнаеву вдруг захочется поговорить с прокурорами, его адвокаты будут категорически против.
Если они будут торговаться насчет замены смертной казни пожизненным сроком, Царнаеву нужно будет что-то предложить прокурорам. Чем больше он расскажет им сейчас, тем меньше останется у него для торговли в будущем.
В СМИ были сообщения, что переговоры о какой-то сделке уже ведутся, хотя неясно, так ли уж она нужна властям, тем более, что общественное мнение пока решительно за применение к Царнаеву высшей меры. Один опрос показал, что за нее выступают 7 респондентов из 10.
В делах о шпионаже прокуратура часто идет на сделки с обвиняемыми, поскольку не хочет, чтобы на открытом процессе прозвучала закрытая информация. Но это не тот случай.
Иногда власти соглашаются не требовать смертную казнь в обмен на признание подсудимым вины из опасения проиграть процесс, который в США почти всегда лотерея. Но это тоже не тот случай.
Если Царнаев проиграет процесс, решение о мере наказания будут принимать в отдельном заседании те же присяжные. Защита будет доказывать, что юный Джохар – несмышленыш, который всецело находился под влиянием старшего брата и не ведал, что творил.
Ей не нужно убедить всех 12 присяжных, потому что смертный приговор должен выноситься единогласно. Если защита разжалобит хотя бы одного присяжного, а остальные 11 проголосуют за высшую меру, то Царнаев автоматически будет приговорен к пожизненному сроку.