Корреспондент: Долларовая зона. На экраны вышел самый американский фильм года Великий Гэтсби
На экраны выходит самый американский фильм года - невиданно дорогая и столь же зрелищная 3D-экранизация одного из ключевых романов литературы США Великий Гэтсби. Только старт американского проката этой картины о большой любви и бизнесе уже заработал баснословные деньги, - пишет Оксана Мамченкова в № 19 журнала Корреспондент от 17 мая 2013 года.
Когда в 1996 году австралийский режиссер Баз Лурман основал кинокомпанию Bazmark, то выбрал для своего детища девиз, весьма точно определяющий его подход к собственной деятельности: “Жизнь, прожитая в страхе, прожита наполовину”. Размениваться по мелочам и делать кино вполсилы или под каким-либо давлением австралиец не привык. Именно поэтому он снял Великого Гэтсби, экранизацию главного романа классика американской литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, ставшего в интерпретации Лурмана одним из самых ожидаемых фильмов этого года.
Режиссер-перфекционист привлек для съемок звезд первой величины вроде трижды номинировавшегося на Оскар Леонардо Ди Каприо и известного ролью Человека-паука Тоби Магуайра, костюмы предложил создавать итальянскому дизайнеру Миучче Прада, а музыку - представителям авангарда современной западной музыки во главе с обладателем многочисленных наград рэпером Jay-Z.
Режиссер рискнул экранизировать в 3D, казалось бы, вовсе не предполагавшее излишней зрелищности произведение Фицджеральда.
Но и это еще не все из того, что предпринял смелый австралиец. Режиссер рискнул экранизировать в 3D, казалось бы, вовсе не предполагавшее излишней зрелищности произведение Фицджеральда.
В результате на реализацию амбициозного замысла ушло, по оценкам профильных изданий, до $ 150 млн. И это притом что специально для снижения расходов на производство съемки из США были перенесены в Австралию.
Блоги: Великий Гэтсби. Смотреть - не смотреть и 10 интересных фактов о фильме
Впрочем, не сильно сэкономив на картине, Лурман все же оказался в выигрыше. Едва вышедшая 10 мая в американский прокат лента уже заработала $ 51 млн, и у создателей есть все основания рассчитывать на дальнейшую немалую прибыль.
Мировая премьера ленты состоялась 15 мая в ходе Каннского кинофестиваля. Увидеть собственными глазами, как Лурман распорядился имеющимися у него миллионами, отечественные зрители смогут уже на этих выходных.
В результате на реализацию амбициозного замысла ушло, по оценкам профильных изданий, до $ 150 млн
Между тем американские кинокритики разошлись во мнениях насчет экранизации классического романа. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает все отзывы на киноновинки, лишь половина рецензентов положительно высказались о новом фильме.
Недовольные в пух и прах раскритиковали свойственную Лурману визуальную чрезмерность, а также усомнились в уместности использования современной музыки в картине, действие которой происходит в громыхающие джазом 1920-е.
Защитники нового Гэтсби нашли эксперименты оправданными. “Гений Лурмана, хоть это и сводит с ума приверженцев культурного пуризма, состоит в хорошо продуманном миксе изысканности и пошлости”, - резюмирует впечатления от картины Энтони Оливер Скотт из американского издания The New York Times
Деньги и джаз
Идея экранизации одного из ключевых для американской культуры романов о свежеиспеченном богаче Джее Гэтсби, который заработал миллионы в надежде вернуть любовь своей юности, родилась у Лурмана более десяти лет назад. Автор кассовых хитов Ромео + Джульетта (1996) и Мулен Руж! (2001) любит рассказывать полумифическую историю о своем путешествии по Транссибирской железнодорожной магистрали в начале 2000-х, во время которого он слушал на iPod аудиокнигу Великий Гэтсби. Именно тогда, уверяет австралиец, роман настолько поразил его, что он твердо решил сделать свою экранизацию.
До реализации замысла Лурман добрался, лишь выпустив военный блокбастер Австралия (2008).
Режиссер не скрывает, что без малейших сомнений пригласил на главную роль в Гэтсби Ди Каприо. Эти два заметных человека из мира кино дружат уже почти 20 лет - с момента съемок Ромео + Джульетты. Хотя решающим фактором в выборе послужила не дружба, а актерские возможности Ди Каприо, а также наличие в его активе Золотого глобуса за главную роль в картине Мартина Скорсезе Авиатор (2005).
Режиссер не скрывает, что без малейших сомнений пригласил на главную роль в Гэтсби Ди Каприо.
Довольно быстро к давним приятелям присоединился и Магуайр, по мнению режиссера, идеально подходивший на роль Ника Каррауэя - рассказчика истории загадочного Джея Гэтсби. Затем команду дополнила британская актриса Кэрри Маллиган - номинантка на премию Оскар и обладательница награды BAFTA за роль в английской картине Воспитание чувств 2009 года. Молодая звезда фильмов Джонни Д. (2009) и Уолл-Стрит: Деньги не спят (2010) сыграла Дейзи Бьюкенен, возлюбленную Гэтсби.
Маллиган впоследствии призналась, что, как и Магуйар, прочла роман лишь перед пробами. Но у актеров было достаточно времени, чтобы восполнить пробел в образовании. Под чутким руководством режиссера они изучили не только первоисточник, но и черновой вариант книги, носивший название Трималхион, и переписку Фицджеральда с женой Зельдой Сейр - многое из описанного прозаик взял из собственной жизни.
Не менее щепетильно отнеслись и к изучению быта золотой эпохи американских 1920-х. “Я - рассказчик, моя жена отвечает за проверку фактов”, - шутя описывает распределение обязанностей Лурман. Дело в том, что его супруга Кэтрин Мартин - давний партнер австралийца не только в жизни, но и на съемочной площадке. Она заведовала костюмами и постановкой всех фильмов мужа, а работа над Мулен Руж! принесла ей сразу два Оскара.
Семейный подряд ответственно воссоздал период между Первой мировой и депрессивными 1930-ми, отличавшийся особой роскошью. И платья от Миуччи Прада, как и изысканные украшения от Tiffany - лишь малая часть антуража. Авторы немало сил потратили на поиск машин класса люкс тех лет, а также на возведение (частично - в павильонах сиднейской студии, частично - методами компьютерной графики) Нью-Йорка в канун Великой депрессии.
Под чутким руководством режиссера они изучили не только первоисточник, но и черновой вариант книги,носивший название Трималхион, и переписку Фицджеральда с женой Зельдой Сейр -многое из описанного прозаик взял из собственной жизни.
Ключевыми элементами атмосферы “ревущих 1920-х” для Фицджеральда были, по мнению Лурмана, не столько вещи, сколько безудержное веселье и музыка. Предвкушая шквал критики, режиссер объясняет, что стремился сделать картину, которая передавала бы не только сюжет, но и сам дух книги. А это в первую очередь - свойственная 1920-м любовь ко всему новому.
В этот период Америка была в восторге от джаза, позаимствованного из уличной афроамериканской культуры. Так что, снимая кино в начале 2010-х, вполне естественным было использовать распространенный сегодня хипхоп, убежден Лурман. Это, мол, оптимальный нынешний эквивалент популярной музыки, придуманной черными.
В результате австралиец обратился к одному из главных хип-хоперов США Jay-Z, который стал сопродюсером картины, и позаботился о том, чтобы в фильме звучала максимально современная смесь рэпа, джаза и поп-музыки. Он же обеспечил звездный музыкальный состав создателей саундтрека, среди которых, к примеру, номинировавшаяся на Грэмми 2011 года британская рок-группа Florence and the Machine, а также один из лучших, по мнению профильных изданий, рок-музыкантов современности американец Джек Уайт.
В довершение всего суть книги невозможно было бы передать, не прибегнув к 3D, считает режиссер. Австралиец убежден: Фицджеральд был заворожен едва появившимся в его время кинематографом и быстро развивающимися технологиями, а поэтому трехмерное кино - не излишество, а единственно правильный выбор.
“Все это делает картину столь роскошной и интимной, что вы буквально чувствуете, как легко проскальзываете в жизнь этих людей”, - оправдывает Магуайр уместность всех решений Лурмана.
Гэтсби для каждого
Когда в 1925 году роман Великий Гэтсби был опубликован, читатели встретили его довольно прохладно. Зато книгу расхвалили критики и коллеги Фицджеральда по перу. С картиной Лурмана все произошло с точностью до наоборот.
Всего за один уикенд американского проката фильм отбил треть своего бюджета, а альбому с записью саундтрека прогнозируют вторую строку в рейтинге американского Billboard и продажи на уровне 100 тыс. экземпляров по итогам первой недели.
Кинокритики отнюдь не так единодушны в своих оценках. Для американцев этот роман об обратной стороне американской мечты и временах избыточной роскоши, завершившихся экономическим крахом, столь же ценен, как для россиян проза Льва Толстого и Федора Достоевского. Вот почему эта уже пятая по счету экранизация Гэтсби вызвала у многих остро негативную реакцию.
Главным образом, критика затронула сам подход Лурмана к работе. Он, мол, слишком избыточен во всех своих проявлениях - от дороговизны костюмов и декораций до плохо обоснованного использования 3D-технологий, более подходящего для бездумных экшенов, чем для серьезных драм.
Он, мол, слишком избыточен во всех своих проявлениях -от дороговизны костюмов и декораций до плохо обоснованного использования3D-технологий
“Как бы громко ни заявлял о своей преданности роману режиссер, сделанная им картина чаще всего кажется лишь поводом для демонстрации собственного безумного и неистового стиля”, - возмущается Кенет Туран из американского издания The Los Angeles Times. И многие коллеги обозревателя сходятся на мысли, что картина, хоть и верна стилю первоисточника, но кажется суматошной и хаотичной: визуальное изобилие создает немалые трудности решившимся на просмотр зрителям.
Впрочем, защитников у картины нашлось не меньше, чем хулителей. Прежде всего, даже не слишком доброжелательно настроенные критики отмечают выдающуюся игру Ди Каприо. Лу Луменик из The New York Post характеризует проделанную актером работу как ни много ни мало “великолепную” и “достойную Оскара”. А абсолютно недовольный фильмом Туран признает: “Харизма Ди Каприо делает его единственным персонажем картины, достойным внимания”.
В целом же разница в оценках сводится к тому, насколько давно сложившаяся в голове читателей картинка совпадет с предложенной Лурманом, уверен Ди Каприо. “Ведь у каждого - свой Гэтсби”, - добавляет актер.
Аналогичным образом дело обстоит и с личным отношением каждого зрителя к творчеству австралийца, посягнувшего на американскую литературную святыню. “Сдержанность - не его [Лурмана] сильная сторона. Но послушайте, это ведь не самая сильная сторона и ревущих 1920-х”, - примирительно обращается к разгневанным коллегам Крис Нашавати из профильного издания Entertainment Weekly.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 17 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.