На Каннском кинофестивале Полански показал фильм Венера в мехах
Известный режиссер Роман Полански, обладатель всего спектра главных кинонаград мира, представил в субботу на 66-м Каннском кинофестивале экранизацию пьесы американского драматурга Дэвида Айвза, основанной на романе Леопольда Захера-Мазоха Венера в мехах.
Блоги:
Камерная комедия Полански с садомазохистским уклоном (La Venus a la Fourrure) рассказывает о режиссере Тома Новачеке (Матье Амальрик), который безуспешно пытается найти подходящую актрису для новой постановки произведения Захера-Мазоха в парижском театре. Кастинг не задался, Тома в отчаянии звонит своей невесте и уже собирается домой, как на пороге театре появляется дерзкая Ванда (Эмманюэль Сенье, жена режиссера) в экстремально коротком кожаном костюме и чулках. В Ванде есть все, что так ненавидит Тома: вульгарность, пошлость и грубая простота. Но как только Ванда входит в роль, она преображается до неузнаваемости. Кажется, что Тома уже сделал свой выбор, но вопрос только в том, к чему он приведет.
Блоги: Приплыли. Блог главного редактора Корреспондент.net Юлии Мак-Гаффи
На пресс-конференции 79-летний режиссер много шутил, говорил, что каннский приз для него не в новинку, и признался, что со времен своего первого фильма Нож в воде мечтал снять историю, разыгранную только двумя актерами.
"Я прочитал пьесу Айвза всего год назад - как раз приезжал на Каннский фестиваля на показ отреставрированной версии Тэсс, и мой агент дал мне этот текст. Уставший, я вернулся в свой номер, начал читать эту пьесу и подумал: "Действительно, это мое!". Текст был настолько смешной, что несмотря на усталость, я хохотал безумно. Там были кусочки, в которых ирония переходит в сарказм. И я незамедлительно решил переделать пьесу для фильма", - рассказал Полански.
"Во-первых, потому что это была шикарная партия для Эмманюэль (Сенье), и мы как раз говорили с ней о том, что надо снова повторить работу вместе. И во-вторых, там была прекрасная партия для актера-мужчины. Я сразу решил изобразить это все в театре, возможно потому, что я сам из театра. Театральное творчество - другое измерение, важная атмосфера", - объяснил режиссер, добавив, что при работе над сценарием, в принципе, "адаптировал Захера-Мазоха под себя и снял это".
Блоги: Выживут только самые умные. Блог главного редактора Корреспондент.net Юлии Мак-Гаффи
Кроме того, фильм, как пояснил Полански, о женщинах, которые со временем стали больше доминировать над мужчинами. "Мне не очень нравится, что сейчас женщинам уже даже не принято дарить цветы. Они стали более мужественными и совсем потеряли романтизм", - посетовал режиссер.
Сценарий фильма Венера в мехах был написан в октябре, а в декабре группа уже приступила к съемкам. Быстрый темп работы, как призналась Сенье, нисколько ее не смущал, единственная сложность заключалась в том, что надо было быстро выучить текст сценария.
Но если исполнительница роли Ванды была известна сразу, то над исполнителем мужской роли Полански думал дольше. С Амальриком режиссера, кстати, познакомил нынешний председатель жюри основного конкурса Стивен Спилберг.
"Амальрик - великолепный актер, к тому же и сам он режиссер, так что все понимает. Он благородный, интеллигентный и правильного возраста. У него были все шансы, чтобы сделать успешной эту роль", - рассказал Полански.
Сам Амальрик признался, что давно мечтал поработать с Полански и с радостью согласился на этот проект. В Венере в мехах Амальрик очень напоминает молодого Полански, и это сходство отметили многие журналисты.
"Моя мама приедет на премьеру (она состоится вечером), может скажет, как так вышло, что я похож на Полански", - пошутил Амальрик, но потом объяснил, что его бабушка - тоже еврейская полячка из Кракова, так что, возможно, этим и объясняется сходство с Полански, который родился во Франции в еврейской семье выходцев из Польши.
Но больше всех на пресс-конференции шутил сам Полански. Когда ему задавали очередной вопрос, он признался: "Знаете, я тут не очень понимаю, с какой стороны идет звук - все рассеивается и такое ощущение, что вопросы про этот фильм мне задает сам Господь Бог", - сказал он, засмеявшись.
Чувство юмора Полански пытался сохранить и в ответе на вопросы о доминирующей роли режиссера на съемочной площадке: "Конечно, конечно, я доминирую и кричу актерам: Хватит жаловаться!" Однако композитор фильма Александр Депла сказал, что работать с Полански очень весело и легко. "Не порти мою репутацию", - строго прервал режиссер, после чего вся съемочная группа засмеялась.
Впрочем, и к наградам Каннского фестиваля Полански с годами научился относиться с юмором.
"Награды Канн - это так же сложно, как квантовая физика. Я вообще сюда приехал, чтобы люди меня пофотографировали, на вас вот посмотреть, поговорить, тут посидеть. Я впервые приехал в Канн еще студентом. Потом привез уже в конкурс фильм Жилец (1976). Он был крайне негативно принят, получил плохую критику. Я расстроился, но потом презентовал в Канне своего "Пианиста" (2002), и сразу после премьеры уехал. А они звали меня обратно. Я спрашивал: "Ну что вы можете мне дать? Приз за режиссуру? Ну я и так знаю, что умею делать кино", - вспомнил Полански, однако за Пианиста он тогда получил Золотую пальмовую ветвь.
Ранее французский режиссер Арне де Пальер и датский актер Мадс Миккельсен представили в основном конкурсе 66-го Каннского кинофестиваля экранизацию классической новеллы Генриха фон Клейста Михаэль Кольхаас.