Посетители российского павильона на биеннале в Венеции попадают под золотой дождь
В павильоне России на 55-й Венецианской биеннале посетители выставки Даная попадают в пещеру, где льется золотой дождь из монет.
Зайти в пещеру могут только женщины. Название выставки определено древнегреческим мифом, согласно которому Даная была заключена в пещеру своим отцом Акрисием - таким образом он намеревался избежать смерти от руки ее еще не существующего сына. Однако, как известно, меры предосторожности не помешали Зевсу проникнуть в укрытие золотым дождем и появиться на свет Персею. Этот сюжет уже давно востребован в истории мирового искусства, к нему обращались многие художники – от Тициана и Рембрандта до Густава Климта.
Историческое строение на берегу венецианской лагуны двухэтажное, специально для российского проекта был разобран пол, благодаря чему инсталляция получилась двухуровневой - снизу, в пещере, посетительниц, словно из душа, осыпают золотым дождем из монет, эскиз которых разработал сам Захаров. При этом им, во избежание травм, выдаются зонтики.
А сверху, преклоняя колени на алтаре, зрители могут видеть все происходящее внизу и оказываются наблюдателями рождения мифа. Выходящие из пещеры могут зачерпнуть горсть монет и положить в ведро, которое поднимается наверх, и золото попадает на специальный транспортер, доставляющий его под самую крышу – и все повторяется вновь.
По словам художника, каждый может увидеть в этом проекте свое - либо первоначальное, историческое значение, либо привязать к нынешней ситуации, когда, уверен он, всем правят даже не деньги, а информация - ее символизируют три макета антенн, установленных около павильона России и на его крыше.
"Даная и была взята за основу именно потому, что этот миф знают все. Мне показалось, что дать ключ людям, чтобы они постепенно опускались на разные уровни понимания, коих здесь немало, было важно, это вообще характерная методика моей работы", - сказал Захаров.
Для реализации замысла Захарова и куратора выставки Удо Киттельмана потребовались, в частности, лестница, седло, 50 килограммов арахиса, алтарная преграда, 200 тысяч монет, 2 тысячи зонтиков, стул для наказания любовью, роза, одна леди и два джентльмена - один из них как раз и изображает наездника, сидящего на лестнице, а другой поднимает ведро с монетками, на реверсе которых написано "вера, единство, свобода, любовь".
По традиции, первые три дня биеннале десятки выставок работают только для профессионалов, а 1 июня, в день ее открытия для публики, будут названы обладатели Золотых львов.
Награды вручаются за лучшую национальную экспозицию (всего их 88), а также за проект в рамках основной выставки Энциклопедический дворец, где участвуют 150 художников из 37 стран.
Напомним, что 29 мая Украина в рамках 55-ой Венецианской биеннале открыла свой павильон, который разместился во Дворце Лоредан на площади Сан-Стефано. Украинская экспозиция занимает три зала на первом этаже дворца. В них представлены работы троих молодых художников: Гамлета Зиньковского, Николая Ридного и Жанны Кадыровой.
С 1 июня по 1 сентября в Венеции проходит выставка The Future Generation Art Prize @ Venice 2013, проекта-участника официальной параллельной программы 55-ой Венецианской биеннале La Biennale di Venezia. Проект представлен Фондом Виктора Пинчука и PinchukArtCentre, его участниками стал 21 художник из 16 стран мира – номинанты на получение международной премии для молодых художников до 35 лет в 2012 году. Выставка The Future Generation Art Prize @ Venice 2013 проходит в Палаццо Контарини Полиньяк (Palazzo Contarini Polignac) открыта для публики с 1 июня по 1 сентября 2013 года.